Средняя общеобразовательная школа № 19
«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»
Открытый урок по русскому языку в 8 кл.
Учитель: Наукеева А.Д.
г.Уральск, 2015 г.
Дата: 23.01.15 г.
Цель: Уметь находить обобщающее слово при однородных членах, уметь правильно ставить знаки препинания при них.
Задачи:
углубить понятие об обобщающих словах при однородных членах, формировать умения правильной расстановки знаков препинания.
развивать навыки правильного произношения речи.
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: таблица, применение ИТК.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания:
а) 1 ученик упражнение 266 из учебника 8класса по русскому языку Алматы «Мектеп» 2012 г.
б) 1 ученик упражнение 267
в) 1 ученик (работа по карточке на тему предыдущего урока)
2. Объяснение нового материала:
— При однородных членах могут быть слова или слов, сочетания с более широким, обобщающим значением, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Такие слова называются обобщающими. Например: Я знаю все морфемы в слове: приставка, корень, суффикс, основа, окончание.
— Выполнение упражнения 271 устно (по цепочке)
Схематичное объяснение нового материала на ИТК по знакам препинания.
1. (О: О, О, О).
Например. Все было серо: дома, деревья, улицы.
2. (О, О, О — О).
Например. Дома, деревья, улицы — все было серо.
3. (О: О, О, О — ….)
Например. Все вокруг: дома, деревья, улицы — было серо.
4. (О, как то: О, О, О)
А именно
Например
Пример предложений на 4 схемку:
Было серо все, а именно: дома, деревья, улицы.
Было серо все, как то: дома, деревья, улицы.
Было серо все, например: дома, деревья, улицы
Работа по теме:
1. Даны слова: Север, юг, запад, восток. Барабан, гитара, пианино. Волейбол, футбол, теннис. Подобрать к ним обобщающее слово.
2. Составьте предложение из слов: птицы, в поле, осенью, в лесу, воздух (письменно у доски 1–2 ученика).
3. Сложить из слов: все, везде, например, а именно, предложения в которых данные слова являются обобщающими и к ним применить однородные члены
Вывод: Обобщающие слова можно определить по 2 признакам:
— Лексическое значение их раскрывается однородными членами.
— Они являются теми же членами предложения, что и однородные (кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого с обобщенным значением при однородных членах предложения)
Например: Пушкин, Лермонтов, Блок- мои любимые поэты.(где слово «поэты»-сказуемое.
4. Задание по рядам: Определите, где и какой знак пропущен.
1 ряд | 2 ряд |
А)И кочи и моховые болота и пни, Все хорошо под сиянием лунным. Б) войдешь в дом и прежде всего Услышишь запах яблок, Другие старой мебели красного дерева Сушеного липового цвета. В) нас было двое брат и я Г) в воскресенье погода удалась Хорошая ясная жаркая июльская погода. | А) я боюсь всего неправдоподобной Жары, которой не было сто лет ужасной темноты ночью и тишины в твоем кабинете. Б) соловьи и луна тени запах цветов Все это имелось налицо В) поэта умный разговор и ум еще в сужденьях зыбкой и вечно Вдохновленный взор Онегину Все было ново Г) впрочем, губернаторский дом Был так освещен. Хоть бы и для Бала коляска с фонарями перед Подъездом два жандарма Форейторские крики вдали Словом, все как нужно. |
Ученики отвечают по 1 предложению по 1 ученику.
Ответы: 1 ряд. а) кочи, болота, пни б) другие: дерева, в) двое: г) хорошая, ясная, жаркая.
2 ряд. а) всего: лет, б) луна, тени, цветов в) разговор, ум, зыбкой, взор г) бала: с Фонарями, жандарма, вдали.
5. Письменно у доски:
По схемам, с которыми вы познакомились при изучении новой темы, составьте свои предложения (у каждого по 4 предложения). 2 ученика у доски.
6.Преобразуйте предложение так, чтобы:
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.
— Обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли в середине.
— Однородные стояли в середине, а обобщающее перед ними.
7. Письменно ответить на вопросы, используя предложения с однородными членами и обобщающим словом
— Кто ваши любимые писатели?
— Какие произведения этих писателей вам особенно нравятся?
— Что вас привлекло в этих произведениях?
Закрепление:
Тренировочные упражнения:
упражнение 273 (устно) 1 ученик
упражнение 275 (устно) 1 ученик
Словарная работа: галерея, поединок, интеллигент. Составьте с данными словами свои предложения. (окончания слов можно изменять) 2–3 ученика прочитают свои составленные предложения.
Подведение итогов:
— Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие слова являются обобщающими? Какие знаки препинания нужны при обобщающих членах предложения? Хорошо ли вы поняли новую тему? В чем была трудность? А с чем легко справились? Было ли вам интересно?
Домашнее задание:
1) напишите мини-сочинение на тему: «Мои увлечения».
2) упражнение 277(устно), упражнение 278 (устно) учебник рус.яз.8 кл. 2012 г.