СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Уметь находить обобщающее слово при однородных членах, уметь правильно ставить знаки препинания при них.

Задачи:

  1. углубить понятие об обобщающих словах при однородных членах, формировать умения правильной расстановки знаков препинания.
  2. развивать навыки правильного произношения речи.
  3. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: таблица, применение ИТК.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»

Средняя общеобразовательная школа № 19





















«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»

Открытый урок по русскому языку в 8 кл.

 









Учитель: Наукеева А.Д.












г.Уральск, 2015 г.

Дата: 23.01.15 г.

Цель: Уметь находить обобщающее слово при однородных членах, уметь правильно ставить знаки препинания при них.

Задачи:

  1. углубить понятие об обобщающих словах при однородных членах, формировать умения правильной расстановки знаков препинания.

  2. развивать навыки правильного произношения речи.

  3. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: таблица, применение ИТК.


Ход урока:

1. Проверка домашнего задания:

а) 1 ученик упражнение 266 из учебника 8класса по русскому языку Алматы «Мектеп» 2012 г.
б) 1 ученик упражнение 267
в) 1 ученик (работа по карточке на тему предыдущего урока)


2. Объяснение нового материала:

— При однородных членах могут быть слова или слов, сочетания с более широким, обобщающим значением, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Такие слова называются обобщающими. Например: Я знаю все морфемы в слове: приставка, корень, суффикс, основа, окончание.

— Выполнение упражнения 271 устно (по цепочке)

Схематичное объяснение нового материала на ИТК по знакам препинания.

1. (О: О, О, О).

Например. Все было серо: дома, деревья, улицы.

2. (О, О, О — О).

Например. Дома, деревья, улицы — все было серо.

3. (О: О, О, О — ….)

Например. Все вокруг: дома, деревья, улицы — было серо.

4. (О, как то: О, О, О)

А именно

Например

Пример предложений на 4 схемку:

Было серо все, а именно: дома, деревья, улицы.
Было серо все, как то: дома, деревья, улицы.
Было серо все, например: дома, деревья, улицы

Работа по теме:

1. Даны слова: Север, юг, запад, восток. Барабан, гитара, пианино. Волейбол, футбол, теннис. Подобрать к ним обобщающее слово.

2. Составьте предложение из слов: птицы, в поле, осенью, в лесу, воздух (письменно у доски 1–2 ученика).

3. Сложить из слов: все, везде, например, а именно, предложения в которых данные слова являются обобщающими и к ним применить однородные члены

Вывод: Обобщающие слова можно определить по 2 признакам:
— Лексическое значение их раскрывается однородными членами.
— Они являются теми же членами предложения, что и однородные (кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого с обобщенным значением при однородных членах предложения)

Например: Пушкин, Лермонтов, Блок- мои любимые поэты.(где слово «поэты»-сказуемое.

4. Задание по рядам: Определите, где и какой знак пропущен.

1 ряд

2 ряд

А)И кочи и моховые болота и пни,
Все хорошо под сиянием лунным.
Б) войдешь в дом и прежде всего
Услышишь запах яблок,
Другие старой мебели красного дерева
Сушеного липового цвета.
В) нас было двое брат и я 
Г) в воскресенье погода удалась
Хорошая ясная жаркая июльская погода.

А) я боюсь всего неправдоподобной
Жары, которой не было сто лет
ужасной темноты ночью и тишины
в твоем кабинете.
Б) соловьи и луна тени запах цветов
Все это имелось налицо
В) поэта умный разговор и ум
еще в сужденьях зыбкой и вечно
Вдохновленный взор Онегину
Все было ново
Г) впрочем, губернаторский дом
Был так освещен. Хоть бы и для
Бала коляска с фонарями перед
Подъездом два жандарма
Форейторские крики вдали
Словом, все как нужно.

 

Ученики отвечают по 1 предложению по 1 ученику.

Ответы: 1 ряд. а) кочи, болота, пни б) другие: дерева, в) двое: г) хорошая, ясная, жаркая.

2 ряд. а) всего: лет, б) луна, тени, цветов в) разговор, ум, зыбкой, взор г) бала: с Фонарями, жандарма, вдали.

5. Письменно у доски:

По схемам, с которыми вы познакомились при изучении новой темы, составьте свои предложения (у каждого по 4 предложения). 2 ученика у доски.

6.Преобразуйте предложение так, чтобы:

Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.

— Обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли в середине.
— Однородные стояли в середине, а обобщающее перед ними.

7. Письменно ответить на вопросы, используя предложения с однородными членами и обобщающим словом

— Кто ваши любимые писатели?
— Какие произведения этих писателей вам особенно нравятся?

— Что вас привлекло в этих произведениях?

Закрепление:

Тренировочные упражнения:

упражнение 273 (устно) 1 ученик
упражнение 275 (устно) 1 ученик

Словарная работа: галерея, поединок, интеллигент. Составьте с данными словами свои предложения. (окончания слов можно изменять) 2–3 ученика прочитают свои составленные предложения.

Подведение итогов:

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие слова являются обобщающими? Какие знаки препинания нужны при обобщающих членах предложения? Хорошо ли вы поняли новую тему? В чем была трудность? А с чем легко справились? Было ли вам интересно?

Домашнее задание:

1) напишите мини-сочинение на тему: «Мои увлечения».
2) упражнение 277(устно), упражнение 278 (устно) учебник рус.яз.8 кл. 2012 г.