Обобщающее повторение по теме «Местоимение» (Приложение к уроку)
1. Цифровой диктант.
1 – указательное 2 – относительное 3 – отрицательное 4-неопределенное
А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
Опять на то же место вышла.
Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!
В такую ночь невозможно уснуть.
Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
Если за день ничему не научился, зря прожил день.
2. Разминка (коллективная работа) Работа с текстом. Найти и исправить речевую ошибку.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
3. Выборочный диктант. (Коллективно) Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания. Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка диктанта учащимися (работаем парами).
4.Выборочный диктант. (Самостоятельно) Выпишите местоимения, определите их разряд.
Вредные советы.
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун. Григорий Остер
5. Индивидуальное задание. Исправьте предложения:
1. Я укорял меня за невнимательность. 2. Он хвастун: всё время хвалит самого его. 3. Он обиделся на их. 4. Мы с ими давно дружим. 5. Они ждали него. 6. Я горжусь ним.
6. Подведение итогов урока (рефлексия). Сегодня, повторяя изученное о местоимении, мы говорили о правилах поведения. Перед вами стихотворение Владимир Солоухина. Прочитаем его. О чем напомнил нам автор?
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя В.Солоухин
Работа по группам
I. Определить разряд падеж местоимений.
Сильные учащиеся (работают самостоятельно по карточкам)
Слабые учащиеся работают вместе с учителем.
1. Определить разряд падеж местоимений.
1.Друг рассказал мне нечто интересное.
2.Кто много читает, тот много знает.
3.Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
4.Книги расскажут тебе о далеком прошлом.
5.Читала такие книги, которые тревожат сердце, формируют вкус.
2. Морфологический разбор местоимения.
Тебе3 -
II. Самостоятельная работа в тетрадях. Поставить местоимение в начальной форме, определить разряд, падеж.
Никого со мной Нашего твоего Ваши себе никакому