СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Членистоногие"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                              

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Членистоногие"»

МБОУ СОШ с. Ульяновка

Тамалинского района

Пензенской области













Выполнила

Кузенкова М.В.

Учитель биологии -химии









Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие

 

Цели и задачи учебного занятия:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;

  • сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;

  • развивать умения решать ребусы и головоломки,  анализировать, сопоставлять и делать выводы;

  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви  и бережному отношению к природе.

Тип урока: Обобщающего повторения с применением:

  • тестового контроля;

  • игровой технологии;

  • групповой работы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • обучающая презентация к уроку «Тип Членистоногие»

  • раздаточный материал на 3 группы.

Методы:

  1. Словесный: вводная беседа, блиц-опрос, «Да-нет-ка»;

  2. Алгоритмический метод: работа с карточками

  3. Моделирование: создание модели значение членистоногих

  4. Наглядный: презентация


Оборудование:

  1. Наглядность: таблица «строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», Наглядное пособие «внешнее строение ракообразных», «паукообразных», «насекомых», коллекции насекомых.

  2. ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран.

Структура урока:

  • Организационный момент.

  • Вступительное слово учителя (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана урока).

  • Представление групп учащихся (название и девиз).

  • Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений.

  • Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

  • Формулирование выводов по изученному материалу.

  • Оценка результатов и подведение итогов урока.

  • Рефлексия.








ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.

2.Вступительное слово учителя

Слайд 1

Эпиграф Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать».

(И.В. Гете)


Слайд 2 (изображение членистоногих) Что объединяет этих животных

Слайд 3 Вступительное слово учителя.

У всех животных этих, скажу без промедленья,

Конечности имеют членистое строение.

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы на сегменты, сегменты тоже тело.

Скелет у них наружный- хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Всё это характерные особенности животных многих,

Относящихся к типу ------------- (Членистоногие)

 Слайд 4  В пятой книге И.Акимушкина из цикла «Мир животных» есть такие слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на  Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки?

(О Членистоногих)


Слайд 5  Тема: «Обобщающий урок по членистоногим»

Слайд 6

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания по теме тип «Членистоногие».

Задачи урока:

- развивать умение анализировать,

  • сравнивать,

  • выделять существенные признаки,

  • уметь применять полученные знания на практике.


Слайд 7 Проблемный вопрос


 Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира?





Слайд 8 Тип членистоногие делится на 3 класса:

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

Класс Насекомые



      Вы сегодня не обычные ученики, а «знатоки-теоретики».

Мы закончили изучение темы «Тип членистоногие» и сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученный материал, привести ваши знания в систему. Будем работать сегодня как  в группах так и  индивидуально

     Группе необходимо расшифровать своё название на карточке и вписать вместо цифр буквы алфавита.

Слайд 9

1 группа - КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)

2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)

3 группа -  ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)

     

Оценочная таблица на доске


1 тур

Слайд 10 -12

Работа с текстом


В каждой группе на столе лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова.  (3 балла.)


Задание для первой группы "Ракообразные".


Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

 



Задание для второй группы "Паукообразные".


Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.



Задание для третьей группы "Насекомые".


Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. Взависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.


Можно ли изучать членистоногих на разных уроках: на истории, на русском , на физике


Тур2

Слайд 13

Изобразительное искусство

Перед вами портрет загадочного животного. Ваша задача - определить из каких животных получилось это насекомое. (1 балл за названное животное)

 

Тур 3

Кто я?

Слайд 14-22

На слайдах изображены животные. Учащиеся угадывают их.

Креветка

Махаон

Краб

Клещ

Речной рак

Колорадский жук

Паук – крестовик

Таракан

Скорпион

(1 балл за правильно угаданного)


Тур 4

Слайд 23-24

Литература


1. Назовите сказку К.Чуковского, в которой все действующие лица относятся к типу членистоногие.

2. К какому отряду относится главная героиня и её спаситель?

( Отряд двукрылые, Класс Насекомые, Тип Членистоногие)

Паук отряд Пауки- Aranei, класс Паукообразных. Тип Членистоногих

3. Определите систематическое положение всех насекомых из этой сказки.

(1балл за отряд)

Тур 5

Слайд 25

Русский язык

Исправьте ошибки классиков:



Cтихотворение А. А. Фета «Бабочка»:

Ты прав.

Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

(Ошибка у бабочки 4 крыла)

Не спрашивай: откуда появилась, куда

спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

и вот - дышу.

(1 балл)

Слайд 26 - 27

Басня И. А. Крылова

«Стрекоза и муравей»:



Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Ошибка:

Стрекозы не поют и не прыгают

(1 балл)











Тур 6

Слайд 28

Светофор( ДА-НЕТ-КА)


(используются карточки -  семафоры с зелёной и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает зелёную сторону, если не согласен, то красную)


  1. Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей.  (да)

  2. Тип Членистоногие объединяет два класса.(нет)

  3. Тело рака состоит из трёх отделов.(нет)

  4. Хитин – это минеральное вещество.(нет)

  5. Большинство раков имеет пару сложных глаз.(да)

  6. Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелёных желёз.(да)

  7. Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей.(да)

  8. Все пауки – хищники.(нет)

  9. Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. (нет)

  10. Все пауки строят паутину – ловчую сеть.(нет)

  11. Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов.(да)

  12. Тело насекомых состоит из трёх отделов.(да)

  13. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.(нет)

  14. Насекомые дышат всей поверхностью тела.(нет)

  15. У насекомых чётко виден половой диморфизм.(да)


Тур 7

Слайд 29

Математика

Решите занимательную задачу:

Сильная пчелиная семья насчитывает 80 тысяч пчёл и собирает за сезон 150 кг мёда. Сколько мёда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами.

Слайд 30

Решение:

1) 80 * 1\16 = 5 тыс. пчел - заняты другими делами.

2) 80 - 5 = 75000 пчел добывают именно мед.

3) 150 кг : 75000 = 2 г или 0,002 кг (одна пчела)





Тур 8

Третий лишний

На слайдах представлены три животных, нужно определить какое из них лишнее и объяснить почему. За правильно выполненное задание команда получает – 2 балла

Слайд 31

Тарантул, крестовик, омар. Омар – ракообразное, а тарантул и крестовик – паукообразные;



Слайд 32

Вши, блохи, пчела. Пчела – общественное насекомое, а первые два – паразиты;

Слайд 33

Колорадский жук, бабочка капустница, божья коровка. Божья коровка – регулирует численность вредителей;  колорадский жук, бабочка капустница – вредители огородных культур;

Слайд 34 Гимнастика для глаз

Тур 9

Слайд 35

Конкурс «Капитанов». (ты- мне, я- тебе)


 Конкурс проходит по принципу «Ты - мне, я – тебе», ребята спрашивают по очереди друг друга термины и их определения по теме Членистоногие. Победитель окажется тот, кто последний даст определение термину.


Тур 10

Слайд 36

История

Слайд 36

1.Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется?

Слайд 37

( Циклоп)

Слайд 38

2. Рассказы об этих паукообразных можно найти в мифах Древней Греции и Египта. Его именем названо одно из зодиакальных созвездий. А у христиан это животное является типичным представителем «фауны» преисподней. Кто это?

Слайд 39

( Скорпион)



Слайд 40

3. «Около 100 лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало» О каком насекомом идет речь?

Слайд 41

(Человеческая вошь)

Тур 11

Слайд 42-44

Биологические задачи

Учащимся предлагаются задачи, на которые по возможности они должны дать полный ответ. За каждую правильно объясненную задачу группа получает – 1 балл

  1. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего?(Принимает «Муравьиную ванну» , чтобы освободиться от паразитов);

  2. Представьте себя врачом-анестезиологом (дающим пациенту наркоз). Вам необходимо усыпить пчелу, как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?(так как у насекомых трахейное дыхание, то, смоченную в эфире вату, нужно подносить не ко рту, а обмотать ей брюшко насекомого);

  3. Объясните, почему, если раков обнаруживают в водоёме, это показатель экологической чистоты данного водоёма (Раки санитары поедающие отмершие остатки, если много отходов , то раки не справляются с работой и покидают это место)

Тур 12

Слайд 45







Тур 13

Слайд 46-49

Физика

1. Каким образом водомерка передвигается по воде? (Большая площадь опоры)

2.Прыгательные конечности кузнечика очень длинные. Почему? (Выполняют роль рычагов)

3. Каким образом возникает звук при стрекотании кузнечика, сверчка?

Ответ:

Звук возникает от трения ноги о крыло. На ноге у сверчка зазубринки, на крыле – зацепочки


Тур14

Слайд 50

Головоломка "Роль насекомых в природе"

Проблемный вопрос

Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира?







В

Н

Д

И

П

З

Е

М

О

Т

Ы

О

Т

Х

В

Е

Ы

К

С

Х

Р

А

Я

Е

Ш

Е -

Е

Е

С

И

Н

П

Н

Й

В

С

Щ

О

Р

И

Е

О

Е

А

А

Б

О

П

Я

Ц

В

Н

Ж

Н



Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано.


 Выдвигаем гипотезу:

Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все насекомые?



Жури подводят итоги


Красная книга пензенской области


Подведение итогов на следующем уроке с учётом выполненного домашнего задания.

Подведение итогов

Команда набравшая максимальное количество баллов получает оценку – «отлично», за второе место – «хорошо», плохих оценок не выставляем, чтобы не отбить у учащихся интерес.

Рефлексия

Мишень В каждом секторе поставить себе оценку















Эмоциональная оценка работы  с обозначением перспективы успеха.

Вот забавная таблица. 
На таблице только лица. 
Повнимательней взгляни… 
И для себя лицо найди…







В заключении я бы сказала главные слова...

Прекрасной быть должна Земля
Она у всех у нас одна.
А мы — хозяева Земли
И охранять её должны.
Мы сохраним зверей и птиц,
Бобров, гепардов и лисиц,
Дроздов,грачей и глухарей,
Малиновок и снегирей.


Под небом зашумят леса,
Не смолкнут птичьи голоса.
И торжество природы
Благославят народы.



2017 год объявлен годом экологии. Где бы мы не были мы должны помнить, что охранять природу это великое дело всех людей на Земле. Только все вместе мы сможем добиться , чтобы на нашей планете никогда не смолкли голоса птиц, никогда не перестали цвести цветы, всегда текла чистая вода как в реках так и в кране. Чтобы из космоса мы видели только сине-зеленый шар.





Список Членистоногих занесенных в Красную Книгу



Отряд Стрекозы:

Стрекоза плоская

Красотка-девушка

Отряд Жестокрылые:

Красотел золотоямчатый

Красотел бронзовый

Красотел Исследователь

Карабус королевский

Жужелица золотоямчатая

Жужелица блестящая

Жук носорог

Бронзовка медная

Усач дубильник

Плавунец широчайший



Отряд Чешуекрылые:

Махаон

Мнемозина, апполон черный

Феб

Адмирал

Бражник глазчатый

Большой ночной павлиний глаз

Голубя орденская лента

Медведица Кайя



Отряд Перепончатокрылые:

Шмель моховой

Шмель шренка

Шмель спорадикус

Литература к .уроку.

А. Терентьев, В Рохлов «Занимательная зоология».

В. Сабунаев «Занимательная зоология».

И.Акимушкин «Мир животных».

Н.Н. Плавильщиков «Юным любителям природы.

О.Н.Дронова «Хрестоматия по зоологии».

Яхонтов «Зоология для учите Список литературы и интернет ресурсов:

Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: учеб.для общеобразовательных учеб. заведений -М.: Дрофа, 2010, -304с.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В.Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные».-М.: Издательство «Экзамен»,2009.-158с.

Контрольно - измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. Н.А. Артемьева. –М.: ВАКО, 2012.-112с.

Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.:Дрофа, 2010. - 176 с: ил.

http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых.

http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи.

http://entomolog.narod.ru/

http://natura.spb.ru/

http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных

http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.





























3. Загадки о членистоногих.

Учащимся предлагается не просто отгадать загадки, а назвать класс (отряд) животного. За правильно отгаданное животное – 1 балл. За правильно названный класс (отряд) – 1балл

Все мои друзья – на суше,             

Ну а я – живу в пруду.

Когда надо, дом воздушный

Под водою возведу. (Паук серебрянка)

 

Муравьев тепло встречая

Под высоким сосняком,

Мы всегда их угощаем

Очень вкусным молочком. (Тля)

 

На своем паучьем свете

Неумейка, так сказать.

Не вязал ни разу сети

И не думаю вязать. (Паук-волк)

 

Солнце светлое приметив,

В поле выбрались с утра.

Только мы на белом свете

Опыляем клевера. (Шмели)

           

Не брожу в полях и рощах,

Не топчу земных дорог,

Хоть имею, между прочим,

Тридцать восемь цепких ног. (Рак)

 

Над цветком на миг замрет

Быстрокрылый вертолет

На былинке посидит –

Вдруг вспорхнет и улетит (Стрекоза)

 

Не зверь, не птица,

А нос, как спица

Летит – кричит, сидит – молчит.

Кто его убьет –

Свою кровь прольет. (Комар)

 

Круглый панцирь сбит добротно,

В глазках  - злобные огни,

По бокам прижались плотно

Две тяжелые клешни. (Краб)

 

Неприметный в чаще леса

Я – малыш, но в нужный час

Больше собственного веса

Поднял груз в сто девять раз. (Муравей)

 

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

Падает – землю роет. (Жук)






«Рекордсмены»

  1. В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.

  2. Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.

  3. Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.

  4. На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.

  5. Самое большое насекомое – Вета –обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.

  6. Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см..

  7. Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.

  8. Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.





Конкурс №5

Пантомима (3 человека от команды):

1 команда – пчела медоносная.

2 команда – муравей-санитар.

3 команда – шелкопряд тутовый.

Конкурс №6

Написать наибольшее количество:

1 команда – паукообразных.

2 команда – насекомых.

3 команда – ракообразных.

Конкурс №7

По очереди каждая команда называет отрывки из песен, пословицы, поговорки, приметы, связанные с представителями членистоногих.



Анализ урока.

     Представленный вашему вниманию нестандартный  обобщающий урок по теме: «Членистоногие», запланирован и проведён  с использованием  личностно-ориентированной технологии и применением игровых ситуаций и заданий на развитие мышления. Преподавание ведётся по программе Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. 7 классю Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 248 с.: ил.

Цель урока:

  1. Обобщение знаний  по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме.


  1. Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.



      Основной задачей я выделила переход от репродуктивной, познавательной деятельности ученика, к продуктивной, творческой. С первой минуты урока перед учащимися ставится  проблемный вопрос, который путеводной нитью протекает сквозь все конкурсы и задания урока. Творческий подход и углублённые знания по данной теме ребята проявили в конкурсе «Объясни факты»,тур по истории, физики, где использовали аналитический метод решения данных теоретических задач.

          На уроке использована групповая и индивидуальная форма деятельности, а также применялись различные игры по уровню организации деятельности такие как: проблемные , ролевые, на воспроизведение.


Мною использованы следующие методические методы и приёмы:

беседа, диалог); наглядны (работа с рисунками, схемами, учебником, таблицами); практический исследовательский , поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)


ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран,

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.

использование активно-деятельностного способа приобретения знаний учащимися и включает различные приемы работы. Урок получился интегрированным



Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая,





Материал урока оказался средней сложности, интересным для учащихся).



.

Задействованы на уроке наглядные технические средства обучения.

Все эти методы, формы и средства помогали достигать целей урока



Учитывая психологические и возрастные особенности детей школьного возраста, в основной этап урока  были включены здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз



С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к окружающему миру.

На мой взгляд, поставленные задачи уроков удалось решить на оптимальном уровне и получить соответствующие им результаты , избежать при этом перегрузки и переутомления, сохранить и развить продуктивную мотивацию учебного процесса.

Атмосфера в классе между учителем и детьми положительная. Ученики чувствуют себя комфортно.                              

За урок ученики повторили материал, который требует программа и узнали достаточно нового и интересного для них,  Считаю, что на уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся за счет различных форм работы.

Урок поставленных задач достиг. Все  этапы урока взаимосвязаны между собой и плавно перетекали друг в друга



 . Мне (не) удалось уложиться по времени.

Считаю, что поставленные цели и задачи вначале урока – достигнуты







1

1

1

1

1

1

1

1

1


2

2

2

2

2

2

2

2

2


3

3

3

3

3

3

3

3

3


4

4

4

4

4

4

4

4

4


5

5

5

5

5

5

5

5

5


6

6

6

6

6

6

6

6

6


7

7

7

7

7

7

7

7

7


8

8

8

8

8

8

8

8

8


























































№ тура

Крустологи

Арахнологи
























































































Задание для первой группы "Ракообразные".


Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

 

Задание для второй группы "Паукообразные".


Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.


Задание для третьей группы "Насекомые".


Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. Взависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.




















КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)

2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)

3 группа -  ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)