Обобщающий урок по теме: «Волшебница зима»
Цель данного урока: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям по теме «Волшебница зима», отработать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, привить интерес к детской художественной литературе, воспитывать любовь к Родине, природе.
Оборудование: 1.Презентация со слайдами по теме «Зима»
2. Портреты писателей и поэтов.
3. Маскарадные костюмы зайца, Мороза, Зимы.
В начале урока учитель сообщил тему и цель, обратил внимание на то, какую тему они закончили изучать. Затем учащиеся выступали по прочитанным произведениям.
Памятка по выразительному чтению.
1.Расстановка пауз.
2.Постановка логического ударения.
3. Темп чтения.
4. Ритм чтения.
5. Отношение к прочитанному.
6. Дикция.
7. Постановка дыхания.
Ведущий: В сказке –загадке старик-годовик
Нам новую тему открыл,
А русский поэт Никитин Иван
О встрече зимы известил.
Ученики читают стихотворение И.Никитина «Встреча зимы».
Первый ученик- от начала слов: «На дворах и домах….», второй ученик продолжает до слов: «Здравствуй, гостья-зима!», третий ученик читает до конца. При чтении слов «На осеннюю грязь начал падать снежок…» ( на слайде изображение снежинок)
(После того, как первый ученик прочитает первое четверостишие, учитель читает четверостишие, которого нет в учебнике: )
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, кто знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
( После второго ученика учитель читает: )
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой,
Снег стелила розовый.
Входит девочка в костюме Зимы, её встречает ученица с хлебом и солью на рушнике, в костюме русской девушки со словами из стихотворения: «Здравствуй, гостья-зима…»
Затем класс исполняет первый куплет песни «Здравствуй, гостья-зима!»
Ведущий. Антон Павлович Чехов
Очень зиму любил.
И вот первому снегу
Он рассказ посвятил.
Четвёртый ученик читает наизусть отрывок из рассказа А.Чехова «Шёл первый снег» ( от слов «В воздухе пахло снегом…» до слов «Если взглянуть вверх…)
Ведущий: Никак неотделимы
Есенин и природа
В его стихах любимо
Любое время года.
Пятый ученик читает наизусть стихотворение С.Есенина «Пороша»
Ведущий: Сказку Мамин-Сибиряк
О Серой Шейке написал
Из холодной полыньи
Старичок её достал.
Шестой, седьмой и восьмой ученики читают по ролям (роли: автор, лиса,заяц) отрывок к иллюстрации.
Ведущий: О лесной кормушке
Чаплиной рассказ.
Поползня от холода
Мальчик Слава спас.
Девятый ученик пересказывает близко к тексту отрывок из рассказа В.Чаплиной «Леснаяи кормушка».
Ведущий: Мороз, как хозяин, по лесу шагает,
Он вьюги и холод принёс.
Не зря воеводой его называет
Некрасов в поэме «Мороз-Красный нос»
Десятый и одиннадцатый ученики читают стихотворение Н.Некрасова «Не ветер бушует над бором…».
Ведущий: Вечер. Вьюга злится, плачет, воет,
Няня приумолкла у окна.
Спой, старушка, что-нибудь родное,
Пушкину сегодня не до сна.
Двенадцатый ученик читает А.Пушкина «Зимний вечер».
Ведущий: Утром всё в природе изменилось.
Вьюга стихла, зимний лес молчит.
А на небе солнце появилось,
Снег от солнца розовый, блестит.
Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры:
Навстречу северной Авроры.
Звездою севера явись!
Тринадцатый ученик читает наизусть стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро», помещённое в учебнике.
Учитель: Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит натопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Ведущий: Снова Пушкин, он сегодня с нами,
Пишет про мальчишек, радостный народ,
Звучно режут лёд они коньками,
Весело встречают Новый год.
В заключение подводятся итоги, даются оценки выступающим. Ведущий представляет активных участников урока.