Название методической разработки: обобщающий урок на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессия»
Автор разработки: учитель математики МКОУ «Ободинская СОШ» Хунзахского района РД Хабибова Патимат Магомедовна
Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Алгебра | 9 | Повторение и обобщение темы «Арифметическая и геометрическая прогрессия» |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Алгебра | 9 | Алгебра 9 класс Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- Знать определения арифметической и геометрической прогрессий, характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, формулы п-го члена арифметической и геометрической прогрессий, формулы для нахождения суммы п первых членов арифметической и геометрической прогрессий, -Уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме. | организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать. умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, умение работать в коллективе; умение учиться в общении со сверстниками. | стремление к саморазвитию, формирование самооценки |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер, проектор, интерактивная доска | Банк данных ФИПИ |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
1.Организационный момент | Организованное начало урока. | | Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу. (Учитель оценивает готовность учащихся к уроку) Садитесь, пожалуйста. Разъяснить учащимся цель урока. Учитель: Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». На уроке вы должны повторить определения прогрессий, формулы и с помощью их решать успешно задачи. Увидеть тесную связь использования прогрессий в окружающей жизни. | Дежурный докладывает о готовности класса | 2 мин |
2. Актуализа-ция опорных знаний | Закрепление основных формул арифметической и геометрической прогрессии. Выработать умения и навыки в решении задач по теме, отработать решение, используя формулы по данной теме | Проектор, заготовки листов для проверки знания теории. | 1. Заполни таблицу: Прогрессии | Арифметическая аn | Геометрическая bn | Определение | | | Формула n-го члена прогрессии | | | Сумма n первых членов прогрессии | | | Характеристическое свойство | | | 2. Разминка ( решение задач)проецируются на доск на проверку, а в конце еской и геометрической прогрессии на практике 1) Дано: - арифметическая прогрессия, . Найдите:  2) Дано : - геометрическая прогрессия, . Найдите: . | Дети заполняют. На экране появляется таблица с ответами: Прогрессии | Арифметическая аn | Геометрическая bn | Определение | an+1 =an+d | bn+1=bn *q, b≠0, q≠0 | Формула n-го члена прогрессии | an=a1+(n-1)d | bn=b1*qn-1 | Сумма n первых членов прогрессии | Sn= Sn= | Sn= Sn= | Характеристическое свойство | an= | bn= | 2. 1)решение учащихся: Решение: d = a2 –a1= 4+2=6, a7= -2+ 6*6= 34, Sn= . Ответ : 48 2) Решение: q =b2 / b1 = 2 , b4 = 2*(2)3 = 2* 8 = 16 ,или , или  | 10 мин |
3.Математический диктант | Проверка умения использовать формулы арифметической и геометрической прогрессии на практике | проектор | 1 вариант 1. Дана арифметическая прогрессия (an), записать a24 = Дана геометрическая прогрессия (bn), записать b9 = Записать сумму членов арифметической прогрессии S8= ; Записать сумму членов геометрической прогрессии S12= ; 2 вариант Дана арифметическая прогрессия (an), записать a18 = Дана геометрическая прогрессия (bn), записать b11 = Записать сумму членов арифметической прогрессии S12= Записать сумму членов геометрической прогрессии S8= | Дети решают в тетрадях, ответы проецируются на доску. затем передают друг другу на проверку. | 5 мин. |
4. Физкультминутка. | Зарядка для глаз | проектор | На доску проецируются различные плоские геометрические фигуры. Учитель предлагает обводить их глазами. | Учащиеся выполняют упражнения. | 3 мин. |
5. Историческая справка о К.Ф. Гауссе | Подготовка к проектной работе. Научить детей самостоятельно добывать знания. | проектор | Обратимся к страницам истории. Хочу рассказать вам об одном интересном эпизоде из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса (1777-1855). Когда ему было 9 лет, учитель, стремясь надолго занять детей, задал на уроке следующую задачу. “Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40” На удивление учителя один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: “Я уже решил”. В тетради Гаусса было только одно число, но зато верное. Ребятам предлагается решить туже самую задачу, ведь 9 – летний Гаусс с ней справился. Рассуждения Гаусса – как проверка.  | Выступление ученика | 3 мин. |
5.Логические находки (устная работа). | Развитие логического мышления, развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать и формировать свою точку зрения. | проектор | 1.Что здесь лишнее? а) 1; 3; 5; 7; 9; 11; 13; 14; 15; 17; 19. [14] б) 64; 32; 16; 12; 8; 4; 2. [12] 2. Найдите сумму: а) 1+2+3+4+5+6+7+8+9=… б) 1+2+3+4+5+…+10=… в) 1+2+3+4+5+6+7+…+18+19+20=… г) 1+2+3+4+5+6+7+…+98+99+100=… 3. Определите, какая последовательность является арифметической или геометрической прогрессией, назовите разность и знаменатель, при проверке повторить определение прогрессий. 1) 2; 5; 8; 11;14; 17;… 2) 3; 9; 27; 81; 243;… 3) 1; 6; 11; 20; 25;… 4) –4; –8; –16; –32;… 5) 5; 25; 35; 45; 55;… 6)–2; –4; – 6; – 8; – 10;… 4. Найти закономерность в последовательностях чисел: а) -2, 2, -2, 2, -2,… б) -4, -2, 0, 2, 4,… в) ,… г) 0,1, 0,01, 0,001, 0,0001,… | ответы проецируются на доску. 14 12 2. а) 1+2+3+4+5+6+7+8+9=… […=10*4+5=45] б) 1+2+3+4+5+…+10=… […=11*5=55] в) 1+2+3+4+5+6+7+…+18+19+20=… […=21*10=210] г) 1+2+3+4+5+6+7+…+98+99+100=… […=101*50=5050] 3. Ответ: 1) 2; 5; 8; 11;14; 17;… арифметическая прогрессия d = 3 2) 3; 9; 27; 81; 243;… геометрическая прогрессия q = 3 3) 1; 6; 11; 20; 25;… последовательность чисел 4) –4; –8; –16; –32; … геометрическая прогрессия q = 2 5) 5; 25; 35; 45; 55;… последовательность чисел 6) –2; –4; – 6; – 8; – 10;… арифметическая прогрессия d = – 2 4. (а) и г) - геометрические прогрессии, б), в) - арифметические прогрессии). | 5 мин.ие логического мышления |
6.Самостоя-тельная работа | Развитие навыков самостоятельной деятельности, работа в малых группах, умение общаться. | проектор | Задания первому варианту: В арифметической прогрессии а1=4, d =3. Назовите а3. Дана геометрическая прогрессия. Найдите в3, если в1 =6, q =2. Чему равна сумма первых трех членов арифметической прогрессии, если а1 =7, а2 =15. Дана геометрическая прогрессия. b5 = 9, = 4. Найдите . 2; 1;…бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму. Задания второму варианту: В геометрической прогрессии в1= 9, q = . Найдите в3. Дана арифметическая прогрессия. Найдите а4, если а2 = 5, d =3. В геометрической прогрессии 2; 6; … Найдите сумму трех первых членов. В арифметической прогрессии а4 = 7, а6 =13. Найдите а5. Найдите сумму бесконечно убывающей прогрессии, у которой в1 = 4, q = 0,5.
Учитель: Прошу обменяться листочками с соседом по парте и сверить ответы в листах с ответами на доске (проекция) и оценить ( каждый правильный ответ 1 балл) и выставить оценки в тетрадях. А теперь обратите внимание на доску (демонстрируется решение задач по вариантам ) и найдите ошибки у себя в решении. Поднимите руки те, кто получил « 5», «4», «3». А теперь сдайте листы учителю.
| Дети решают в тетрадях. После окончания работы ответы проецируются на доску. Вариант 1. Вариант 1. 1.В арифметической прогрессии а1=4, d =3. Назовите а3. (10) Решение:  2.Дана геометрическая прогрессия. Найдите в3, если в1 =6, q =2. (24) Решение: ,  3.Чему равна сумма первых семи членов арифметической прогрессии, если а1 =7, а2 =15. (77) Решение: ,  4.Дана геометрическая прогрессия. b5 = 9, = 4. Найдите . (6) Решение: по характеристическому свойству ,  2; 1;…бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Найдите ее сумму. (4,5) Решение: , =0,5 ; ,  Вариант 2. 1.В геометрической прогрессии в1 = 9, q = . Найдите в3. (1) Решение: ,  2.Дана арифметическая прогрессия. Найдите а4, если а1 = 5, d =3. (14) Решение: ,  3.В геометрической прогрессии 2; 6; … Найдите сумму трех первых членов. (26) Решение: . ,  4.В арифметической прогрессии а4 = 7, а6 =13. Найдите а5. (10)
Решение: по характеристическому свойству , 5. Найдите сумму бесконечно убывающей прогрессии, у которой в1 = 4, q = 0,5. (8) Решение: , Дети оценивают работы соседей по парте. | 13 мин |
7.Рефлексия. | констатация необходимости продолжения действий, оценка и самооценка умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы. | Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением | 2 мин. |
8.Домаш-нее задание | Научить детей работать с открытым банком данных ФИПИ. | | Решить задания из открытого банка заданий ФИПИ на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии» по своему усмотрению. подготовить вопросы по заданиям, вызвавшим затруднения. | Записывают Д/з | 1 мин |
9.Подведение итогов. | | | Сегодня, ребята, мы закрепили тему арифметическая прогрессия и формулы п-члена арифметической прогрессии. Основательно повторили теоретический материал, закрепили его самостоятельными работами и выполнение теста на предыдущих уроках. При выполнения домашнего задания еще раз обратите внимание на определения, формулы, посмотрите все решения задания. Общая оценка по всем заданиям будет выставлена в журнал. Спасибо за урок. До свидания! | | 1 мин |