Обобщающий урок по теме "Электронные таблицы"
Цели урока:
обучающие:
Развить навыки работы в среде табличного процессора
Развить интерес к решению задач
Сформировать навыки самостоятельной работы
Добиться более глубокого и прочного усвоения указанных тем
воспитательные:
1. Воспитание интереса к изучаемому материалу
Развитие познавательного интереса, мышления
развивающие:
Развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы
Использование электронных таблиц при решении задач из других предметных областей
Тип урока: обобщающий урок.
Методические материалы:
Приложение1
Приложение2
Актуализация знаний.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи.
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них не прошёл без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номер телефонов, кодовых замков и т.д. И всё это мы вычисляем в уме.
При несложных вычислениях мы используем калькулятор. Когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.
Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.
Сегодня мы будем говорить о табличном процессоре EXCEL.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:
создавать и редактировать табличный документ;
выполнять вычисления по формулам;
применять в формулах относительные и абсолютные ссылки;
использовать в формулах ссылки;
создавать диаграммы;
рисовать графики.
Вопросы для повторения
Из чего состоит электронная таблица? (документ состоит из нескольких листов, каждый лист разбит на ячейки)
как образуется адрес ячейки? (адрес ячейки состоит из названия столбца и номера строки)
если ячейка выделена рамкой, что это означает? (такая ячейка назывется активной ячейкой)
как обозначается диапазон ячеек? (через двоеточие, например диапазон A1:B3 состоит из 6 ячеек)
что такое маркер заполнения, в каких случаях используется? (маркер заполнения – это черный квадрат в правом нижнем углу ячейки, используется при копировании содержимого ячейки – текста, формулы, в смежные ячейки; ещё используется при заполнении смежных ячеек какой-либо последовательностью. При этом в первой ячейке необходимо указать первый член последовательности, во второй - второй член последовательности, выделить обе ячейки и воспользоваться маркером заполнения)
что происходит с формулой =A1+B3 при копировании с помощью маркера заполнения вправо, вниз? (вправо – формула изменится на =B1+C3, вниз – формула изменится на =A2+B4).
Закрепление знаний и умений.
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать. Мы поедем в столицу нашей республики Беларусь – в город Минск.
Давайте рассчитаем, через сколько часов мы приедем в столицу. Для этого решим задачу.
Задача 1. Используя табличный процессор Excel, подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль от города Солигорск до города Минск, если ехать со скоростью 80 км/ч. Расстояние между городами 130 км (если скорость движения 100 км/ч?)
Задача решается учениками самостоятельно за компьютерами, используя программу MS Excel. Лист1 переименуйте в Расстояние.
В ходе решения задачи задаются следующие вопросы:
Как вводится формула? (ввод формулы начинается со знака = и т.д.)
Что произойдёт, если изменить значение скорости движения? (автоматически изменится значение в ячейке, где вычисляется время движения по формуле)
Минск— крупный транспортный узел. Из международного аэропорта «Минск выполняются международные рейсы города Анталия, Барселона, Париж, Стамбул, Берлин, Рим.
Теперь давайте составим таблицу, которая переводит стоимость авиабилетов в разные города из долларов в рубли, исходя из курса доллара на сегодняшний день
Задача 2. Даны стоимости авиабилетов в разные города в долларах США. Подсчитать стоимость билета на самолёт в рублях, исходя из того, что курс доллара каждый день меняется. Задача решается учениками самостоятельно за компьютерами.
В ходе решения задачи ученикам задаются вопросы:
Какие ссылки называются абсолютными? (абсолютная ссылка содержит знак $ в адресе ячейки)
При каких случаях используется абсолютная ссылка в адресе ячейки? (когда необходимо зафиксировать адрес ячейки, чтобы при копировании формулы с помощью маркера заполнения адрес ячейки не менялся).
Город Минск – город с немалым количеством памятников и декоративных скульптур. Следующая наша задача – рассчитать количество денег, необходимых на ремонт одного из зданий.
Задача 3. Необходимо сделать ремонт: покрасить двери, окна, пол и стены. 1 кг краски стоит 65 руб. Подсчитать, сколько кг краски понадобится (расход краски на 10 кв.м. указан в таблице). Указать сумму денег в руб., необходимых на ремонт.
Задача решается учениками самостоятельно за компьютерами. Ученики открывают готовый файл Приложение1(лист Задача3) и добавляют формулы.
Физкультминутка.
Глаза – самый уязвимый орган при работе на компьютере. Поэтому давайте снимем напряжение с наших глаз. Для этого закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте белый лист бумаги и попытайтесь мысленно на ней написать свои имя, фамилия и отчество. Теперь откройте глаза.
Задача 4. Ребята, теперь откройте лист Задача4 файла Приложение1. Здесь указаны памятники архитектуры нашей столицы. Необходимо их отсортировать по возрастанию года постройки.
Слайд 13.
Город Минск – многонациональный город. По итогам 2018 года в городе проживают 1 982 444 человек.
Задача 5. Откройте файл Приложение1 (лист Задача5) и постройте круговую диаграмму к данной таблице, не забудьте написать название диаграммы ( название такое как и таблицы), подписи данных и градиентную заливку.
В файле Приложение1 (лист Задача6) представлена таблица изменения демографической ситуации в столице нашей республики, откуда мы видим, что в последние года рождаемость в городе начала превышать смертность. Мы умеем строить не только диаграммы, но и графики.
Задача 6. В файле Приложение1 (лист Задача6) необходимо построить график изменения демографической ситуации в столице.
Как вы видите, электронные таблицы можно применить для решения различных задач.
Сейчас давайте с помощью Excel решим ещё одну задачу – проверим наши знания.
Тест.
Откройте файл Приложение2.
На сегодняшнем уроке мы убедились, что электронные таблицы Excel являются универсальной программой не только для вычислений, но и для обработки данных и таблиц, для контроля знаний и умений. Сегодня мы применяли Excel для решения задач из различных предметных областей: вычисление времени, затраченной на путь; вычисление стоимости авиабилетов; вычисление суммы затрат на ремонт; сортировки данных таблицы; построение диаграммы и графика; контроль знаний по теме.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
В процессе сегодняшнего урока по теме "Электронные таблицы" мы с вами закрепили полученные знания и навыки работы с табличным процессором. Практическая работа показала хорошие знания электронной таблицы, которые можно применять для решения задач прикладного характера.
Д/з Подготовиться к ОКР по теме: «Электронные таблицы»
Рефлексия.
Прошу вас оценить свою работу на уроке, используя образ человека.
- если вам все понятно и вы все выполнили - оранжевый
- если вы затруднялись - зеленый
- если вам ничего не понятно и вам еще надо все подучить - синий
Спасибо вам за хорошую работу! Тема "Электронные таблицы" успешно пройдена и усвоена.
Выставление оценок в журнал. Урок окончен. До свидания.