Тема: Обобщающий урок по теме «Имя числительное».
Цель урока:
Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Выявление и коррекция возможных пробелов, усовершенствование знаний и практических умений
Задачи урока
Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи
Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.
Метапредметные:
УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.
Познавательные: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Коммуникативные : формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
Личностные: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.
Оборудование: обобщающие таблицы, карты с заданиями, ребусы, цветочки-жетоны за правильные ответы.
Тип урока: Обобщающий урок-игра.
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация обучающихся.
Сегодня у нас урок русского языка немного необычный. Мы с вами закончили изучение новой для вас части речи – имя числительное. На уроках мы много узнавали нового из истории чисел, учились правильно употреблять их в речи. А вот сегодня на завершающем уроке мы с вами подведём итог наших знаний, но не только это. Мы на уроке не только будем повторять, но и пополнять наши знания об этой части речи и узнаем ещё много нового с помощью игры. Итак, вы готовы? Тогда начинаем. Оформление записи в тетрадь: дата, классная работа.
Игра «Брейн-ринг» представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название брейн-ринг (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки собираются на площадке (ринге) для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ.
Сегодня на ринге 4 команды:
«Лучшая пятёрка».
«Дробинка».
«Опять 25».
«Два плюс три».
За каждый правильный ответ – цветочек!
Отработка умений и навыков.
1 тур – Разминка.
Каждая команда получает по одной загадке. Переписать, указать разряд числительных.
Один бежит, другой – лежит, третий – кланяется. (Река, берега, трава).
Один льет, другой – пьет, третий – зеленеет и растет. (Дождь, земля, растения).
Четыре братца друг за другом бегут, все никак не догонят. (Колеса).
Два братца купаются, а третий – насмехается. (Ведра и коромысло).
Проверка устно.
2 тур – Работа в группах по картам.
Карта №1
Выписать предложения с количественными числительными, подчеркнуть грамматические основы, над количественными числительными поставить букву К.
Салат «Первый день весны».
Надо взять двести граммов кукурузы, сто граммов любого сыра, одно крупное яблоко, два яйца и три столовые ложки майонеза. Сначала надо сварить яйца и нарезать их. Вторым в салатник попадает сыр. Третьим – яблоко, нарезанное мелкими квадратиками. Четвертая операция – добавление майонеза и размешивание салата.
Карта №2
Запишите числительные словами.
15, 16, 17, 18, 19, 20, 500, 600, 700, 900, 50, 60.
Карта №3
Просклонять словосочетание 28 попугаев.
Карта №4
Составить задачу на сказочную тему, используя числительные.
Проверка домашнего задания.
Команды по очереди читают пословицы и поговорки, в составе которых есть числительные. Определяют разряд.
(У семи нянек дитя без глазу. Семеро – с ложкой, один – с сошкой. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один отрежь. Одна голова хорошо, а две – лучше. Один за всех – все за одного. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)
Отработка умений и навыков.
Работа в группах.
Карта №5
Правильно запишите словосочетания с собирательными или количественными числительными.
2(друг), 3(сутки), 6(весло), 2(брюки0, 3(дочь), 4(сын), 3(ножницы0, 9(орден), 2(сани), 3(медвежонок).
Карта №6
Выписать только числительные.
Миллион, шесть, шестеро, девяносто, пятерня, вдвое, двое, трое, троица, семь, двойник, двойка, пятак.
Карта №7
Запишите словосочетания, образуя нужную форму собирательных числительных. Определите падеж.
От (оба) друзей, с (обе) подругами, на (оба) уроках, с (оба) щенками, по (обе) стороны, с (обе) сторон, (оба) учителям, об (обе) тетрадках.
Карта №8
Произведите указанные виды разбора.
1 4
Двое друзей отправились на рыбалку.
Минута отдыха.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться – подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросить.
Самостоятельная работа.
Морфологический разбор имени числительного из предложения Десять участников получили награды во время первого тура.
Участников (сколько?) десять – числительное.
Н.ф. (сколько?) – десять.
Пост.: простое, колич., целое.
Непост.: в И.п.
Участников (сколько?) десять.
Тура (которого?) первого – числительное.
Н.ф. (который?) – первый.
Пост.: простое, порядковое.
Непост.: в Р.п., м.р., ед.ч.
Тура (которого?) первого.
Итог урока.
Подсчет заработанных цветочков. Объявление победителя.
Рефлексия.
Я вспомнил, что...
Вызвало затруднение...
Я узнал...
Было сложно...
Я понял...
Было интересно...
Особенно понравилось
Домашнее задание.
- Ребята, мы с вами весь урок говорили о числительных. И дома я попрошу вас написать небольшое сочинение на тему «Моя семья». В сочинении обязательно должны быть числительные или составьте кроссворд на тему «Имя числительное».