Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат».
Цели урока: озвучивают дети
1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.
2. формирование умения применять теоретические знания на практике; развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;
3. воспитание патриотизма на примере работ отечественных ученых; профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.
Ход урока:
Итак, мы закончили изучение раздела «Опорно-двигательная система человека» и сегодня обобщим и систематизируем наши знания по этой теме, а также вас ждут диктанты, тесты, поисковые задачи и просто сюрпризы. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц.
Вступительное слово учителя.
Эпиграф уроку: «Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».
(Т. Бильрот) Учитель предлагает ученикам разъяснить эти слова, как они их понимают. (Объяснение)
Значение скелета. ( Учащиеся самостоятельно составляют схему, один ученик на доске)
Значение скелета:
а) опора телу; б) движение; в) форма тела; г) защита внутренних органов
д) участие в обмене веществ; е) место для крепления мышц; ж) защита головного спинного и костного мозга.
Задание № 1
Немой биологический диктант (показываю кости, а ученики отвечают)
Ключица 2. Тазовая кость 3. Пяточная кость
4. фаланги пальцев руки 5. Рёбра 6. Скуловая кость
7. нижняя челюсть 8. Плечевая кость 9. Лопатки
Ответы:
10-9 =5
8-7=4
6-5=3
Задание № 2
I. Первое наше задание – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.
1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.
2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.
3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.
4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.
5. Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.
6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.
7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.
8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.
10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.
12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.
1,7,12.
Разминка - Мозговой отдел, Лицевой отдел
Глазницы
Теменная кость
Скуловая кость
Височная кость
Затылочная кость
Нижняя челюсть
Верхняя челюсть
Лобная кость
Носовая кость
Задание № 3
1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).
2. Скелет головы . . . (череп) .
3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).
4. Отделы скелета туловище . . . (позвоночник и грудная клетка).
5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).
6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).
7. Три отдела скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).
8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).
9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).
10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).
11. Полости трубчатых костей заполнены . . . (костным мозгом).
12. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).
13. Мышцы прикрепляются к костям с помощью . . . (сухожилий).
14. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической).
15. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется . . . (статической).
16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).
17. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).
18. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).
Задание № 4
Устные ответы (жетоны)
Какие виды соединений костей вы знаете?
(ответ: а) неподвижное – швы, череп, копчик; б) полуподвижное – позвоночник, грудная клетка ; в) подвижное – суставы).
А что вы знаете о химическом составе кости?
( ответ: а) органические в-ва (30%); б) неорганические в-ва (60 %); в) вода- 10%.
на какие отделы делиться скелет головы (череп)?
( ответ: Скелет головы Мозговой Лицевой -лобная - верхнечелюстная -затылочная - нижнечелюстная -2 теменные - скуловые -2 - 2 височные - носовые-2 )
Задание № 5
- по каким признакам вы определили, например, мышечную ткань?
- Отлично, а скажите мне, пожалуйста, какие травмы может получить человек при неудачном падении или перегрузках организма? (ответ: растяжения, перелом,вывих).
- А знаете ли вы, кто первым ввел гипсовые повязки? ( Николай Иванович Пирогов). Он же первый начал применять эфир для наркоза.
Какая бывает работа мышщ? Ответ: а) статическая(сохранение позы непродолжительно) б) динамическая (движение)
ИТОГ УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ:
вопросы:
-Что мы сделали для достижения поставленных целей?
-Довольны ли вы своим результатом?
-Можно ли это было сделать лучше?
-Где вам пригодится это умение?
ЛИЦЕВОЙ ОТДЕЛ
МОЗГОВОЙ ОТДЕЛ
ДАТА УРОК КЛАСС | Твоё отношение к уроку (подчеркнуть) Отличный, интересный, захватывающий Хороший, содержательный Нормальный, обычный Скучный без интереса Бесполезный, совсем не интересный |
2 | Вспомни тему урока |
3 | Какая цель стояла перед тобой на уроке |
4 | Каков был план урока |
5 | Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке |
6 | Чему новому ты научился на уроке |
7 | Каковы были главные мысли, идеи на уроке: |
8 | Какие раннее полученные знания ты использовал на уроке |
ДАТА УРОК КЛАСС | Твоё отношение к уроку (подчеркнуть) Отличный, интересный, захватывающий Хороший, содержательный Нормальный, обычный Скучный без интереса Бесполезный, совсем не интересный |
2 | Вспомни тему урока |
3 | Какая цель стояла перед тобой на уроке |
4 | Каков был план урока |
5 | Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке |
6 | Чему новому ты научился на уроке |
7 | Каковы были главные мысли, идеи на уроке: |
8 | Какие раннее полученные знания ты использовал на уроке |