2.Постановка цели и задач урока. Мотива-ция учебной деятельности учащихся 3-5мин | Определяет проблему, мотивирует познавательную деятельность учащихся, акцентирует внимание на цели урока. Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Классификация растений» Задачи: проверить усвоение знаний об основных систематических категориях: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; морфологической характеристики отдельных семейств классов Однодольные (Лилейные и Злаки) и Двудольные (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые, Сложноцветные), народнохозяйственном значении отдельных представителей указанных семейств. Для достижения поставленных целей и задач, проведем наш сегодняшний урок – урок-игра | Помогают формулировать цели и задачи урока |
3. Обобщение и систематизация знаний 7-10мин | (Слайд 2). Начинаем игру. Чтоб все в игре прошло без запинки ЕЕ мы начинаем с разминки. И так разминка. Давайте вспомним, об отделе Покрытосеменных растений выбирая правильные суждения:(по очереди отвечаем на вопросы со слайда. 1. Покрытосеменные растения еще называют цветковыми, так как у них есть цветки (да) 2. Семяпочка у них защищена завязью, поэтому такие растения называются покрытосеменными (да) 3. Покрытосеменные растения – самая древняя группа растительного мира (нет) 4. Цветковые растения растут во всех климатических зонах (да) 5. Наличие плодов обеспечивает распространение семян (да) 6. Ткани цветковых растений характеризуется высокой специализацией (да) 7. Цветковые растения размножаются спорами. (нет) | Выполняют задание Ученики выставляют оценки одноклассникам в свой лист оценивания напротив названия «Разминка» |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации 7мин | Задание 1. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса Однодольные и класса Двудольные?» На доске под номерами выписаны термины (признаки растений) и названия семейств: 1 - сетчатое; 2 - мочковатая; 3 - Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые; 4 - одна семядоля; 5 - Злаковые, Лилейные; 6 - две семядоли; 7 - параллельное или дуговое; 8 - стержневая. Каждая пара получает текст. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения дети находят ответ и записывают в тексте. Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных — .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных — .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных — ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных —...». Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5. Задание 2: ОПРЕДЕЛИТЬ СЕМЕЙСТВО (семейства написаны на листочках, лежащих на столах) Нужно поднять карточку с названием семейства ( чья группа быстрее) лопух большой (сложноцветные); гравилат лесной (розоцветные); лилия кудреватая (лилейные); ежа сборная (злаковые); паслен сладко-горький (пасленовые); соя (бобовые); редис (крестоцветные).
Задание 3: «Классификация растений» Команды заполняют таблицу: Название семейства | Жизненная форма | Формула цветка | Плод | Значение | Крестоцветные | Травы | *Ч4Л4Т2+4П1 | Стручок или стручочек | Пищевые, кормовые | Розоцветные | Деревья, кустарники, травы | Ч5Л5Т2+4П1 | Яблоко, костянка, сборная семенка | Пищевые | Пасленовые | Травы | *Ч(5)Л(5)Т5П1 | Ягода или коробочка | Пищевые, кормовые | Злаковые | Травы | О(2)+2Т3П1 | Зерновка | Хлебные культурные растения, кормовые | Лилейные | Травы | О3+3Т3+3П1 | Ягода или коробочка | Пищевые, лекарственные, декоративные растения | | Ученики делятся на пары по схеме на слайде. Выполняют задания. Ученики выставляют оценки одноклассникам в свой лист оценивания напротив названия: Задание 1. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса Однодольные и класса Двудольные?» критерии оценок: «5» - если нет ошибок, «4» - если две ошибки, «3» - если четыре ошибки «2» - если ошибок больше пяти. Ученики делятся на пары по схеме на слайде. Выполняют задания. Ученики выставляют оценки одноклассникам в свой лист оценивания напротив названия Задание 2. ОПРЕДЕЛИТЬ СЕМЕЙСТВО Ученики делятся на группы по схеме на слайде. Выполняют задания.
Ученики выставляют оценки одноклассникам в свой лист оценивания напротив названия Задание 3: «Классификация растений» |
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 15-20мин | Задание 4. “Цветик - семицветик”. Команде предлагается цветок с 7 лепестками. Отрывая любой из них по очереди, ученики получают описание одного из семейств, записанное на обратной стороне лепестка. По этому описанию они должны определить, о каком семействе идет речь: - Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые) - В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые) - В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные) - В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные) - Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Плоды могут иметь парашютики. (сложноцветные) - Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека). - Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные) 5-й конкурс. Викторина. Какую траву знают даже слепые? (Крапива) Какое растение любят кошки? (Валериана) Какое растение говорит о том, где оно живет (Подорожник) Какое растение является символом горечи? (Полынь) Какая ягода поможет больному горлу (Малина) Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой (Рябина) Какое дерево стало символом нашей родины (Береза) Какой чай носит мужское имя (Ивар-чай) Эта ягода поможет нормализовать зрение (Черника) Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел) На каком овоще спала принцесса? (Горох) Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички (Ромашка) Что без боли и печали доводит до слез (Лук) Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет (Смородина красная и черная) Цветами, какого овощного растения украшала себя французская королева (Картофель) Какой цветок называют водяной красавицей (Белая кувшинка) Какой овощ римляне называли головой? (Капуста) Какая самая большая ягода на земле (Арбуз) Из плодов, какого дерева изготовляют курагу (Абрикос) Из плодов, какого дерева изготовляют шоколад (Какао) Это растение называют кормильцем Востока (Рис) Какие ягоды похожи на малину, но черного цвета? (Ежевика) Какой овощ называют корнем здоровья (Редька) Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей (Лавр) Ветка, какого растения украшает фуражку лесника (Дуб) | Ученики рассаживаются по одному и по очереди отрывают лепесток с вопросом , зачитывают его и отвечают. Ученики выставляют оценки одноклассникам в свой лист оценивания напротив названия Задание 4: «Цветик – семицветик» Выполняют задания. |
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) 5мин | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…. | оценивают себя в процессе деятельности |