Обобщающий урок по теме «Скелет человека»
Цель:
Организовать деятельность учащихся по повторению знаний о строении и функциях скелета человека
Развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать части опорно-двигательного аппарата.
Воспитывать интерес к изучению строения организма человека, ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья.
Тип урока:
Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Структура урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания (индивидуальная работа)
Занимательная минутка
Групповая работа
Физкультминутка
Работа в парах
Итоги урока
Рефлексия
1. Организационный момент.
Приветствие. Введению в ситуацию урока.
2. Проверка домашнего задания.
А) Фронтальный опрос.
Из чего состоит опорно – двигательный аппарат?
Чем образован скелет?
Какие функции выполняет скелет?
Каков химический состав костей?
Какая ткань образует кость?
Какие бывают кости?
Как устроено губчатое вещество кости?
Что такое надкостница?
Как кости растут в длину?
Как кости растут в толщину?
Какие бывают соединения костей?
Что такое шов?
Что такое сустав?
Б) Индивидуальная работа – кроссворд
1.Главная функция скелета человека и животных (поддержка). (опора)
2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека. (череп)
3. Часть ноги от колена до стопы (голень)
4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы. (челюсть)
5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных (скелет)
6. дугообразная, узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. По библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева. (ребро)
7. Спинной хребет у человека и животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг (позвоночник).
8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра (грудина).
В. Тестовая работа (с использованием перфокарт)
1. позвоночник человека образован:
А)30-31 позвонком Б)33-34 позвонками В) 36-37 позвонками Г) 39-40 позвонками
2. В позвоночнике человека срослись между собой:
А) шейные позвонки Б) грудные позвонки В) поясничные позвонки Г) крестцовые позвонки
3. Неподвижно соединены между собой:
А) плечо и предплечье Б) тазовые кости В) позвонки Г) позвонки и ребра
4. Исключите лишнее:
А) бедренная кость Б) большая берцовая кость В) малая берцовая кость Г) лучевая кость
5. в состав грудной клетки не входят:
А) ключицы Б) ребра В) грудина
6. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:
А) в шейном и грудном Б) в поясничном и крестцовом В) в копчиковом и грудном Г) в шейном и крестцовом
7. У какой из названных костей черепа есть пара:
А) у теменной Б) у лобной В) у затылочной Г) у нижнечелюстной
8. Полуподвижно соединены между собой:
А) тазовые кости Б) позвонки и ребра В) кости черепа Г) бедро и голень.
3. Занимательная минутка
Самый большой объем груди -315 см - был зафиксирован у американского супертяжеловеса Роберта Хьюза, вес которого составлял 485 кг при росте 184 см. У мужчин среднего роста – не превышает 140 см.
4. Групповая работа.
Участники каждой группы (по рядам) должны назвать по одной части предложенного отдела по цепочке.
1 группа – верхние конечности
2 группа – нижние конечности
3 группа – туловище.
5. Физкультминутка.
Я называю кости скелета человека. Если кость входит в строение черепа – круговые вращения головы; туловища – наклоны вперед; верхних конечностей – поднятие рук; нижних конечностей – приседания.
Кости: лучевая, лобная, грудина, тазовая, теменная, позвонок, ключица, бедренная.
6.Работа в парах.
Предлагается отдел скелета и учащимся нужно дописать, сколько каких костей входит в его состав.
Скелет =… (череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей)
Скелет головы = …(мозговой отдел + лицевой отдел)
Мозговой отдел черепа = ... (1 лобная кость + 1 затылочная кость + 2 теменные + 2 височные)
Лицевой отдел черепа = … (нижнечелюстная + верхнечелюстная)
Скелет туловища = … (позвоночник + грудная клетка)
Позвоночник = … (7 шейных + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 4-5 копчиковых)
Грудная клетка =… (12 пар грудных позвонков + 12 пар ребер + грудина)
Пояс верхних конечностей = … (2 лопатки + 2 ключицы)
Скелет свободной верхней конечности = … (1 плечевая кость + 2 кости предплечья + кости кисти)
Пояс нижних конечностей = … (2 тазовые кости + крестец)
Скелет свободной нижней конечности = … ( бедренная кость + 2 кости голени + кости стопы).
- проверьте правильность ответов с ответами на экране.
7. Итоги урока.
Анализ работы. Выставление оценок.
8. Рефлексия.
Сейчас вы должны оценить свою работу и самочувствие на уроке. Для этого при выходе прикрепите стикер розового цвета – если вы на уроке чувствовали себя некомфортно; зеленого цвета – если чувствовали себя хорошо, на любую из трех ступеней:
1 ступень – вы усвоили весь материал хорошо
2 ступень – заинтересовались материалом, но есть пробелы в знаниях
3 ступень – вам нужна еще помощь в изучении данного материала.