Обобщение опыта по теме самообразования «Личностно-ориентированное обучение на уроках музыки».
Срок работы над темой – 3 года.
Цель моей работы:
-- изучить практику применения личностно - ориентированного подхода в системе музыкального образования;
- раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков музыки.
Задачи:
- раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
- определить психолого-педагогические основы и критерии дифференцированного обучения;
- рассмотреть методы организации дифференциального обучения на уроках музыки.
Актуальность проблемы развития личности заключается в том, что дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Отсюда следует:
- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Личностно ориентированное обучение-это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний. Это педагогика, направленная на ребенка, через организацию, кооперацию, коммуникацию, самовыражение, обеспечивающая ответственность, самостоятельность и гражданственность в жизни.
Основные идеи личностно ориентированного обучения:
-дети приходят к знаниям из своего личного опыта и от общения с окружающим миром;
-уважать идеи детей и использовать их в учебном процессе;
- создание возможности выбора;
-учитель стимулирует рост и развитие детей, подкрепляя их интересы, нужды и достижения;
-организация среды деятельности школьника;
-развитие чувства общности (делиться местом в круге, вниманием, участвовать конструктивно в работе, вовлекать в деятельность других, быть доброжелательным, сотрудничать, разрешать конфликты);
-самостоятельность и ответственность;
-индивидуализация;
-родители – участники процесса.
Проведение личностно-ориентированного урока предполагает:
- использование разнообразных форм и методов обучения;
- создание атмосферы заинтересованности;
- поощрение стремления учеников предлагать свой способ работы;
- создание условий для выбора содержания и деятельности;
- создание условий для делового общения;
- подведение итогов урока с детьми (научились, понравилось);
- анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;
- давать рекомендации по выполнению домашней работы.
В рамках личностно-ориентированного обучения применяются следующие технологии- гуманно-личностные технологии,
- технологии сотрудничества,
- технологии свободного воспитания.
Необходимо максимально учитывать самовыражение, индивидуальную изобретательность и творческие способности ученика, его самостоятельное стремление использовать полученные знания, его индивидуально-психологические, статусные особенности.
Для работы с учениками по методике личностно-ориентированного обучения применяются эффективные критерии личностно-ориентированного урока:
- сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности - наличие плана, который помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.
- создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделяется развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
- использование субъектного опыта учеников для установления связей прошлого опыта и нового знания.
- создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
- повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. - применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала.
- ориентация деятельности учащихся на развитие творческих умений, на формирование учебной деятельности, освоение компонентов учебной деятельности. - обсуждение в конце урока - что нового узнали, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому. - определение оценки по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Индивидуальная работа – это деятельность учителя, осуществляемая с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.
В индивидуальной работе с детьми, я руководствуюсь следующими принципами:
-установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»
-уважение самооценки личности ученика
-вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера
-усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности
-создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Методы и приемы личностно ориентированного музыкального воспитания школьников, наряду с традиционными ( визуальной демонстрации, кинестетического восприятия и передачи эстетической информации; метод художественного исполнительства, метод синектики, метод инверсий эстетических объектов, метод художественно-творческих аналогий), включают:
-методы учебно-критического выражения;
-методы решения учебных художественно-творческих задач;
-методы вживания в эстетический объект;
-приемы полимодального представления эстетической информации (прием «музыкальных зеркал», пластического моделирования, зрительной стимуляции, синкретического погружения в художественный образ);
-рефлексивные приемы (прием ранжирования, эмпатического слушания).
Формы личностно ориентированного музыкального воспитания школьников включают:
-уроки, основанные на имитации организации эстетической творческой деятельности (урок-путешествие по музыкальному театру, урок-путешествие по картинной галерее, урок-народный промысел, урок-фольклорный праздник, урок-книжная ярмарка, урок-киностудия и т.п.);
-уроки, основанные на формах, жанрах, методах эстетической творческой деятельности (урок-концерт, урок-репортаж с художественной выставки, урок-рецензия, урок-репетиция, урок-спектакль и т.п.);
-уроки, опирающиеся на вымышленные сказочные ситуации.
При применении мною личностно-ориентированного обучении на уроках музыки отмечаются следующие позитивные изменения:
- повышение качества образования,
- благоприятная эмоциональная атмосфера,
-мотивация достижений творческого характера учебной деятельности,
- индивидуальный подход к детям,
- овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
Таким образом, дифференцированный подход в обучении на уроках МУЗЫКИ помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, ставит перед учителем задачу развивающего обучения.