Обобщение опыта
учителя начальных классов МОУ СОШ № 9 п. Новокавказского
по теме самообразования :
«Ориентация младших школьников на нравственные ценности»
(из опыта работы).
В современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Одной из основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности» , а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества»
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации.
Другая причина необходимости духовно-нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Результат - эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он - безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована запросами общества, которые предъявляются к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения.
Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека.
Категория «ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Какие же ценности можно считать нравственными? В педагогической литературе авторы вкладывают в понятие «нравственные ценности» то, чем дорожит человек, включая уже достигнутое, определяют их как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственные ценности – это те ценности, которые действуют в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные нравственные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро.
Как известно, наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младших школьный возраст.
Цель работы: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Работая над проблемой ориентации учащихся на нравственные ценности, я поставила задачу объединить содержание учебного и дидактического материала, саму организацию урока, воспитательную работу. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе:
- через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок, экскурсия, игры);
- через характер общения учителя и учащихся;
- через общение детей между собой;
- через организацию внеклассной работы.
По своей природе нравственные ценности предполагают, что они усваиваются добровольно, когда ребенок осознанно принимает решения и несет за них ответственность.
Мною, как классным руководителем 1-4 классов, накоплен определенный опыт в данном направлении, и я хочу поделиться своим опытом и показать пути нравственной ориентации младших школьников. Особенность занятий по нравственному воспитанию состоит в том, что на них обязательно должны присутствовать воспитание чувств, новые знания и обработка поведенческих навыков. В своей работе я использую разные виды деятельности: работу с художественной литературой, диалоги, анализ ситуации, дискуссии, игры, тестирование, творческие работы.
Существует много способов, помогающих привлечь детей к душевному разговору. На уроке я добиваюсь того, чтобы каждый ребенок не был пассивным, чтобы в его глазах светился огонёк радости.
Дидактическая система, по которой учатся наши ученики, наиболее полно способствует развитию учащихся (их ума, воли, чувств), пересматривает проблему воспитания личности в процессе обучения, позволяет объединить воспитание, развитие, обучение в единое целое.
Само содержание учебных предметов (чтения, окружающего мира) помогает осознать, что окружающий мир существует по своим объективным законам, ориентирует на усвоение нравственных норм, без которых невозможна жизнь в обществе, самореализация личности.
Работа по нравственному воспитанию продолжается при проведении классных часов.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива, проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др. Тематика классных часов: «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей»
Через всю работу красной нитью проходит мысль из золотого правила нравственности: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Дети любят такие занятия, равнодушных здесь не бывает. Нравственные знания способствуют желанию младшего школьника стать лучше.
Эффективным для формирования нравственных ценностных ориентаций, как справедливо утверждает Н.И. Дереклеева, будет использование следующих форм работы с классным коллективом: тематические классные часы по нравственной тематике; дискуссии по нравственной тематике; читательские конференции; организация циклов бесед «Уроки нравственности», «Человеческие ценности»; занятия в клубах «Азбука нравственности»; театральные и кинопремьеры по нравственной тематике; изучение золотых правил нравственности, заповедей и законов;
знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
В своей работе с классным коллективом над формированием нравственных ценностных ориентаций использую некоторые формы, методы и приемы работы с младшими школьниками. Это общение, размышления, беседы, упражнения, игры, выставки рисунков. Целесообразным, я считаю, проведение системы этических занятий, в процессе проведения которых необходимо использовать отдельные фрагменты для анализа, осмысления и нахождения ценностей, значимых для человека.
Например, цели проведения беседы «Добрым быть совсем не просто»: способствовать формированию убеждений о доброте как ценностном качестве человека; развитие умений совершать добрые дела, анализировать ситуации; воспитание доброжелательных отношений. Детям в ходе беседы предлагается отвечать на вопросы: «Что значит добрый человек?», «Что такое отзывчивость?», приводить свои примеры. Содержание литературных произведений, пословиц и поговорок способствует тому, что младшие школьники будут учиться видеть проявление ценностных качеств.
Час размышлений «С чем ассоциируется качество «доброта» направлен на выявление правильности усвоения школьниками понятия «доброта», понимания его смысла на основе рисунков. Учащимся для обсуждения предлагаются вопросы: «Как вы представляете доброту?», «Какого цвета, по-вашему, доброта?», «С каким овощем, фруктом или блюдом ассоциируется доброта?». При этом, ребята свои мысли и образы должны представить в рисунках. В итоге важно прийти к выводу, что от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок.
Игры-упражнения в добрых поступках можно проводить с целью расширения представлений младших школьников о добрых поступках, воспитания доброжелательных отношений в классе. После обсуждения и анализа пословиц о доброте и ситуаций проявления этого ценностного качества следует обобщить понятие «добрый поступок», что необходимо проявлять добрые чувства по отношению к другим. Прежде всего, нужно радовать своих родителей, друзей в классе, помогать им, радоваться их успехам, чаще говорить, что ты их ценишь. Нужно замечать: кому и где нужна помощь, и тогда окружающие тоже будут относиться к тебе доброжелательно.
Кроме того, эффективным будет использование системы упражнений, воспитывающих проблемных ситуаций. Для того чтобы учащиеся ярче видели и подчеркивали качества и достоинства других людей, для формирования доброжелательных отношений в классе целесообразно проводить тренинговые упражнения. Например «Волшебные очки». Учитель объясняет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, что человек иногда прячет от всех. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих одноклассников.
Например, игра-упражнение «Торопись обрадовать» направлена на проявление нравственного ценностного отношения к одноклассникам. Учитель показывает ленту, передавая которую друг другу, учащиеся смогут порадовать своего соседа по парте, сказать, что больше всего в нем ценят, что приятно в его характере, поступках.
В игре «Добрые лучики» ребята мысленно посылают «добрые» солнечные лучи своим родителям, близким людям и всем окружающим, а также желают им здоровья и радости. Также для приучения младших школьников к ценностному восприятию окружающей действительности эффективно проводить занятия, которые могут стать классной традицией «Ценные фотографии моей семьи». Детям предлагается принести ценные, на их взгляд, фотографии и объяснить, почему они так важны. Так, эта работа создает условия для того, чтобы дети учились замечать ценные моменты в своей жизни и жизни своей семьи.
Также ценностному восприятию окружающей действительности способствует, на наш взгляд, выставка рисунков. Например, можно предложить такую тему: «Больше всего я ценю…». Учащимся предлагается нарисовать то, что они ценят больше всего, без чего не могут жить. Так делается вывод, что является самым ценным для детей в данном возрасте.
Игру с этическим содержанием «Ценность окружающих предметов» целесообразно проводить для развития ценностного восприятия окружающих предметов. Классу представляется какой-либо предмет из окружающей школьника действительности и предлагается описать роль этого предмета в жизни: зачем он нужен людям, какую роль играет в реализации стремлений человека к счастью. Нужно подчеркнуть все достоинства предмета. Например, на столе ― очки, яблоко ― на красивом блюдце, иголка с ниткой, кусочек мела. Пусть ребята представят жизнь без этих предметов, подумают, чем они полезны или бесполезны. Предметное восприятие характерно для младших школьников, поэтому важно, чтобы дети поняли, что самое важное и главное для человека.
Чтобы выяснить, что для детей значимо в жизни, как они выражают свое отношение к этому, можно предложить написать небольшое сочинение о том, что в их жизни значимо и важно, почему это так, как они выражают своё отношение к тому, что ценят, чем дорожат. Можно предложить младшим школьникам, например, кроссворд на тему: «Человеческие ценности». Он ставит своей целью ― содействовать формированию умения детей оперировать словами, которые относятся к общечеловеческим ценностям; выяснить, насколько они понимают смысл этих понятий. Все воспитательные мероприятия должны создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищённости, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить ценностную значимость.
На мой взгляд, система предложенных занятий будет способствовать эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о человеческих ценностях; развитию умения видеть ценность в предметах, действиях, в отношениях человека к окружающему миру; умения рассуждать, обобщать, делать выбор в пользу нравственных ценностей. Таким образом, огромное значение для ребёнка имеет систематическая внутренняя работа по формированию ценностных ориентаций. Основной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, других людей. Главное в содержании работы ―это организация общения, обмен ценностями.
Процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.
Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!
Список литературы:
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя начальной школы. ―1―4 кл.: методич. пособие для кл. рук. ―/ Н.И. Дереклеева. ―М.: ВАКО, 2005. ―240 с.
Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. ―М.: Новая школа, 1992. ―60 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. ―Г.М. Коджаспирова. ―М.: Владос, 2004. ―352 с.
Стародубова, Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в процессе образования // Начальное образование. ― 2007. ―№ 5. ―С. 40―41.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=959 Дата обращения: 18.09.2013 г.
Шитякова, Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа плюс-минус. ―2007. ―№ 11. ―C. 3―6.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» пос. Новокавказский
Обобщение опыта по теме самообразования :
«Ориентация младших школьников на нравственные ценности»
Подготовила: учитель
начальных классов
Чупринова И.М.
2025 год