СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта»

Представление педагогического опыта

учителя начальных классов ОСП «Шокшинская средняя

общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза И.С.Пряхина» МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия

Петровой Татьяны Владимировны


Петрова Татьяна Владимировна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 25лет, имею первую квалификационную категорию, работаю над проблемой «Самостоятельная работа на уроках и внеурочной деятельности как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся, стремления их самообразованию, саморазвитию».

Работа в малокомплектной школе, мне подсказала основное направление педагогической проблемы, над которой я стала работать - «Самостоятельная работа на уроках и внеурочной деятельности как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся, стремления их самообразованию, саморазвитию».

Я стала конструировать свои уроки, стремясь достигнуть высокого уровня понимания материала учащимися. Чтобы им не было времени скучать на уроке. Вся работа на уроке сосредоточена на добывании знаний, чтобы учащиеся научились слушать и слышать. Для этого пользуюсь разными формами и методами получения новых знаний.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Значение для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Ещё Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

«Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий.

За годы своей работы, находясь в постоянном поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой  дифференциации, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

Использую задания:

  • с наличием образца выполнения;

  • со вспомогательными вопросами;

  • с инструкциями;

  • с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

       Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

       Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

       Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Учебный диалог можно считать одним из видов педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Я считаю, что использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. На своих уроках очень часто я использую подводящий к теме диалог, представляющий собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. При проведении урока я предельно внимательна к личности каждого ребенка. Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему.

ИКТ – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают ситуации успеха, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Очень активной формой работы, используемой в своей работе, считаю наличие мультимедиа в классе, которое  мы охотно пользуемся на всех уроках, классных часах и внеклассных занятиях. Данный вид работы очень активизирует работу учащихся, развивает воображение, нагляден для учащихся со слабо развитым воображением.

Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Мои ученики учатся работать с учебной и справочной литературой,   осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

  Данная система качественно меняет отношение учителя к ученику, поднимая его на более высокий уровень сотворчества - идти вперёд  и вести за собой детей. Результаты показывают следующее:

  1. Идёт работа над развитием всех учащихся, включая слабых.

  2. Меняется приоритет речи (больше говорят дети, учитель направляет работу в нужное русло и не даёт отойти от темы урока).

  3. Важным моментом является форма общения учителя и ученика (сотворчество).

  4. Урок ведётся спокойно, доброжелательно, без замечаний.

  5. Дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам, выступать с докладами.

  6. Самостоятельная работа занимает большую часть урока.

  7. Урок предусматривает вариативность материала, где всё взаимосвязано 

 Показатели качества знаний обучающихся подтверждают успешность используемых методов и приемов обучения. Обучающиеся участвуют в муниципальных предметных олимпиадах и занимают призовые места. Результаты различных соревнований, конкурсов, также говорит о правильности выбранных приемов

Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог успеха.


 Разместила на сайте материал с их использованием: https://multiurok.ru/tatianapetrova/ ___




.