СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном обобщении проводится сравнительный анализ подходов к обучению.Фрагмент урока позволяет осознать преимущество системно деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта»


ФИО: Мацулевич Оксана Леонидовна

Место работы: МБОУ «Гимназия №80» г.Барнаул

Должность: учитель начальных классов

Тема: «Системно – деятельностный подход»

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который позволяет развивать личность учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности.

Сравнительная характеристика традиционного и системно-деятельностного подходов позволяет понять, какой подход является эффективным в реализации программ в рамках ФГОС.

традиционный

Системно –деятельностный подход



Цель: дать определенный объем ЗУН


Цель: сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию.

Психолого- педагогическое основание: развитие течет спонтанно по внутренним законам, а обучение, по выражению Л.С.Выготского «плетется в хвосте детского развития.»

Психолого- педагогическое основание: ориентация не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Опираться на процессы , которые лежат в зоне ближайшего развития


Ученик- «объект» обучения

Ученик- « субъект» обучения

Основные методы связаны с объяснением и показом

Основные методы связаны с организацией деятельности.

Цель урока навязывается сверху.


Учитель создает условия для постановки цели учеником.


Учебный процесс-передача учебной информации учителем ,показ и тренировка.


Общий принцип действия через показ и тренировку не усвоить. Его нужно извлечь из способа и обобщить , провести элементарное исследование.

Система достаточно инертна по отношению к способам действия учащихся.


Способ действия является важнейшим компонентом преобразования и усвоения системы понятий


Основная задача: усвоение определенной суммы ЗУН


Усваивается определенная система понятий, которая является основным компонентом содержания обучения

В режиме системно - деятельностного подхода Л. Г .Петерсон выделяет четыре типа уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки «открытия» нового знания

2. Уроки рефлексии

3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)

4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы понятий.

 2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий

 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.

 4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

 Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 

Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

I Организационный момент

II Актуализация знаний

III Проблемное объяснение нового знания

IV Первичное закрепление во внешней речи

V Самостоятельная работа с самопроверкой

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

VII Итог урока

Первые два этапа процесса обучения предполагают осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данных этапах организуется мотивирование учебной деятельности, а именно:

-актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

-создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную - деятельность (“хочу”);

-устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Данные этапы и методы мотивирования,актуализации знаний можно проследить в следующих фрагментах уроках.

Тема: Главные члены предложения

Фрагмент урока «открытия» нового знания

1 вариант

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент













Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг. (А.С.Пушкин)


-Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

-Действительно, у нас урок «открытия» нового знания .

-На доске тема урока. Прочитайте и подумайте, какие знакомые слова есть в теме.

-А какое понятие вызывает вопрос?

-Тогда какие задачи поставим?















Слушают и выдвигают свои гипотезы

Возможно, мы на уроке откроем что-то новое.








-члены предложения



Главные члены предложения.

Варианты ответов:

-Уточнить понятие « главные члены предложения»

-Почему так называются?

На какие вопросы отвечают?

Какое значение их в предложении?

Как находить?





2 вариант

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Звонкий прозвенел звонок,

Начинается урок

Встаньте прямо, не шумите

Все ль на парте посмотрите.


Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

-Ребята, у нас сегодня урок открытия нового знания.

Посмотрите на записи на доске, можно ли назвать предложением?

Почему?







-Обсудите в парах, можно ли из первой группы слов составить предложение.


Легко,съехала, с горы,

на лыжах


А из второй группы слов?

Мальчики,в снежки

-Какими словами нужно дополнить каждую группу слов, чтобы получилось предложение?

Так какие задачи урока поставим?




Нет,нельзя.


Предложение- это группа слов, которые связаны между собой по смыслу. В предложении заключена мысль.



Работают в парах

-Нет.





Обсуждают в парах.

-Нет.


В парах добавляют слова: девочка или Маша…

В другую группу- играли.


Выяснить, как называются слова, без которых мы не смогли составить предложение.


Памятка по подготовке урока


1.Определить, какое новое знание должно быть «открыто».

а)понятие; б)правило; в)алгоритм; г)закономерность

2.Продумать ситуацию для постановки проблемы урока.

а)с затруднениями; б)с удивлением

3.Спланировать этапы урока(по необходимости)

а)выдвижение версий; б)проведение актуализации ;в)составление плана

4.Спроектировать поиск решения проблемы учениками(открытие нового знания учениками)

а)сформулировать свой вывод по проблеме; б)построить диалог по поиску решения проблемы

5.Запланировать выражение решения проблемы. Как мы решили поставленную проблему?

6.Выбрать задания для применения нового знания

7.Продумать рефлексию учебной деятельности на уроке. (Итог)


При этом позиция учителя- профессионала на уроках системно- деятельностного подхода:

-демонстрирует культурные образцы действий;

-инициирует пробные действия детей;

-консультирует, корректирует действия;

-ищет способы включить в работу каждого.







  1. Петерсон, Л. Г. Интегративная технология развивающего обучения [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : НИИ школьных технологий, 2006.

  2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2010. – 400 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.