СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта»

Технология проблемно - диалогического обучения в условиях реализации ФГОС Из опыта работы учителя русского языка и литературы  МОУ «Сугоякская СОШ» Красноармейского района Челябинской области Бурдо Татьяны Юрьевны

Технология проблемно - диалогического обучения

в условиях реализации ФГОС

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МОУ «Сугоякская СОШ»

Красноармейского района

Челябинской области

Бурдо Татьяны Юрьевны

Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню. Жан Жак Руссо Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Что нужно учителю для освоения технологии?  Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер,  т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому  необходима каждому учителю.   Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.

Что нужно учителю для освоения технологии?

  • Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.

  • Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.
Технология проблемного диалога  Мельникова Елена Леонидовна  Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
  • Технология проблемного диалога

Мельникова Елена Леонидовна

  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
  • кандидат психологических наук, доцент,
  • доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
Из каких этапов состоит  проблемно-диалогический урок? 1)  Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2)  Выдвижение версий решения проблемы. 3)  Актуализация  имеющихся знаний . 4)  Составление плана решения проблемы. 5)  Поиск решения проблемы – открытие нового знания . 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?

1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2) Выдвижение версий решения проблемы.

3) Актуализация имеющихся знаний .

4) Составление плана решения проблемы.

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания .

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

 1) Создание проблемной ситуации учителем 2)формулирование учебной проблемы учениками

  • 1) Создание проблемной ситуации учителем
  • 2)формулирование учебной проблемы учениками
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ  Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения , вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

  • Проблемная ситуация состояние умственного затруднения , вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Тип проблемной ситуации С удивлением С затруднением

Тип проблемной ситуации

С удивлением

С затруднением

Тип проблемной ситуации С удивлением С затруднением Тема: Дефис в наречиях  (7 класс) Тема: Правописание существительных с суффиксами –чик, -щик- ( 5 класс)   - От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов – чик, -щик. Раскройте скобки. Аргументируйте  груз, камень  груз чик камен щик свой ответ.  Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному. Почему так вышло?  - Чего мы не знаем?   Он (по) прежнему красиво пишет. (По) прежнему пути идти было  легче.  Смогли выполнить задание? Почему не смогли? Какие трудности испытали? Что нужно для этого сделать?

Тип проблемной ситуации

С удивлением

С затруднением

Тема: Дефис в наречиях (7 класс)

Тема: Правописание существительных

с суффиксами –чик, -щик- ( 5 класс) - От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов

чик, -щик.

Раскройте скобки. Аргументируйте

груз, камень груз чик камен щик

свой ответ.

  • Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.
  • Почему так вышло? - Чего мы не знаем?
  • Он (по) прежнему красиво пишет.
  • (По) прежнему пути идти было

легче.

  • Смогли выполнить задание?
  • Почему не смогли?
  • Какие трудности испытали?
  • Что нужно для этого сделать?

Постановка учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий диалог  Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы  Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

Постановка учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий диалог

Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

 Побуждающий от проблемной ситуации диалог   Приёмы Вопросы учащимся 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений   -Что вас удивило? 2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. -Что интересного заметили? -Вопрос был один? А мнений сколько? »  3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом 4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя -Какое противоречие налицо?   или. -Вы что думали сначала? -Вы смогли выполнить задание?  - Задание было одно? А выполнили вы его как? -А что оказывается на самом деле?  -Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? »  -В чем затруднение? -Чем это задание не похоже на предыдущее?

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приёмы

Вопросы учащимся

1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений

-Что вас удивило?

2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Что интересного заметили?

-Вопрос был один? А мнений сколько? »

3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом

4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

-Какое противоречие налицо?

или.

-Вы что думали сначала?

-Вы смогли выполнить задание?

- Задание было одно? А выполнили вы его как?

-А что оказывается на самом деле?

-Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? »

-В чем затруднение?

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Учитель Ученик  - На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные  и   выпишите их. Выписывает слова.  - Какие слова вы выписали?    - Обозначьте суффиксы в этих словах. - Вы уже знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?     - Какой возникает вопрос?   - Пёсик, овражек. - Так какая сегодня тема  урока ?  - В слове пёсик суффикс -ик, а в слове овражек суффикс –ек. - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.   - Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик? - Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Учитель

Ученик

- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные  и   выпишите их.

Выписывает слова.

- Какие слова вы выписали?

 

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- Вы уже знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

 

 

- Какой возникает вопрос?

 

- Пёсик, овражек.

- Так какая сегодня тема  урока ?

- В слове пёсик суффикс -ик, а в слове овражек суффикс –ек.

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.

  - Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик.

Подводящий к теме диалог Учитель Ученик - Начинаем изучать роман Гончарова «Обломов». Ему будет посвящено несколько уроков, но тему этого вы определите сами. Вот строки из 1-й главы (зачитывает фрагмент). Слушают - Какое сочетание слов чаще всего употреблялось? - Наверное, он очень болен?   - Значит он очень старый?     - Получается, что молодой и здоровый человек все время лежит. Такое состояние нормально? - Самого Обломова беспокоит такое положение дел?   - Есть ли у Обломова ответ на этот вопрос в начале романа? - Обломов лежит. - А потом он находит ответ на свой вопрос? Подтвердите текстом.   - Значит, какая сегодня тема урока?  - Нет, он здоров. - Нет, ему 32 года. - Нет. - Он спрашивает со слезами: «Отчего же я такой?» - Нет, он еще не понимает.   - Есть. Имя этому злу – обломовщина!   - Обломовщина.

Подводящий к теме диалог

Учитель

Ученик

- Начинаем изучать роман Гончарова «Обломов». Ему будет посвящено несколько уроков, но тему этого вы определите сами. Вот строки из 1-й главы (зачитывает фрагмент).

Слушают

- Какое сочетание слов чаще всего употреблялось?

- Наверное, он очень болен?

 

- Значит он очень старый?

 

 

- Получается, что молодой и здоровый человек все время лежит. Такое состояние нормально?

- Самого Обломова беспокоит такое положение дел?

 

- Есть ли у Обломова ответ на этот вопрос в начале романа?

- Обломов лежит.

- А потом он находит ответ на свой вопрос? Подтвердите текстом.

 

- Значит, какая сегодня тема урока?

- Нет, он здоров.

- Нет, ему 32 года.

- Нет.

- Он спрашивает со слезами: «Отчего же я такой?»

- Нет, он еще не понимает.

 

- Есть. Имя этому злу – обломовщина!

 

- Обломовщина.

Сообщение темы с мотивирующим приемом Учитель Ученик  - Тема сегодняшнего  урока  актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать  и  балова́ть, на́чать  и  нача́ть, краси́вее  и  красиве́е, ку́хонный  и  кухо́нный, укра́инский  и  украи́нский. Как вы думаете, почему одно  и  то же слово можно произнести по-разному?  - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема  урока, как вы уже догадались, «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях. - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Учитель

Ученик

- Тема сегодняшнего  урока  актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать  и  балова́ть, на́чать  и  нача́ть, краси́вее  и  красиве́е, ку́хонный  и  кухо́нный, укра́инский  и  украи́нский. Как вы думаете, почему одно  и  то же слово можно произнести по-разному?

- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема  урока, как вы уже догадались, «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.

- Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение

Виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.   + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке.

Виды диалогов

  • Побуждающий диалог
  • Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
  • Подводящий диалог
  • Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
  • + Развивает логическое мышление.
  • + Просчитывается по времени.
  • + Ведет к нужному результату коротким путем.
  • - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

  • + Развивает творческое мышление.
  • + Максимально близок к жизненным ситуациям.
  • - Ученики могут увести в сторону от темы.
  • - Невозможно рассчитать время на уроке.

 !!! Принципиально важно при этом:   1) Чередовать формы работы : индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

!!! Принципиально важно при этом:

  • 1) Чередовать формы работы : индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
  • 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?  Регулятивные : умение решать проблемы. Коммуникативные : умение вести диалог. Познавательные : извлекать информацию, делать выводы и т.п. Личностные : в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. Слайд –рефлексия по проблемному диалогу. Сначала спросим аудиторию. А потом покажем мнение авторов слайда.

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?

  • Регулятивные : умение решать проблемы.
  • Коммуникативные : умение вести диалог.
  • Познавательные : извлекать информацию, делать выводы и т.п.
  • Личностные : в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Слайд –рефлексия по проблемному диалогу. Сначала спросим аудиторию. А потом покажем мнение авторов слайда.

Основные выводы:  Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.  Данная технология является: - результативной , поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей , потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. - носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Основные выводы:

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

Данная технология является:

- результативной , поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей , потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Результаты ОГЭ по русскому языку 2014-2015 уч.г. всего выпуск.сдавали экзамен справились 9 кол-во не справились (на «2») 9 % кол-во 100 0 на «4» и «5» % кол-во 0 из них только на «5» 6 % кол-во 66 2 % 22 2015-2016 уч.г. всего выпускн. сдавали экзамен справились 16 кол-во не справились (на «2») % 16 кол-во 100 % 0 на «4» и «5» 0 кол-во из них только на «5» % 11 кол-во 69 5 % 31

Результаты ОГЭ по русскому языку

2014-2015 уч.г.

всего выпуск.сдавали экзамен

справились

9

кол-во

не справились (на «2»)

9

%

кол-во

100

0

на «4» и «5»

%

кол-во

0

из них только на «5»

6

%

кол-во

66

2

%

22

2015-2016 уч.г.

всего выпускн. сдавали экзамен

справились

16

кол-во

не справились (на «2»)

%

16

кол-во

100

%

0

на «4» и «5»

0

кол-во

из них только на «5»

%

11

кол-во

69

5

%

31

Результаты ОГЭ по русскому языку 2016-2017 уч.г. всего выпускн. сдавали экзамен справились 5 кол-во % 5 не справились (на «2») кол-во 100 0 % на «4» и «5» 0 кол-во % 3 из них только на «5» кол-во 60 3 % 60

Результаты ОГЭ по русскому языку

2016-2017 уч.г.

всего выпускн. сдавали экзамен

справились

5

кол-во

%

5

не справились (на «2»)

кол-во

100

0

%

на «4» и «5»

0

кол-во

%

3

из них только на «5»

кол-во

60

3

%

60

Результаты ЕГЭ по русскому языку 2014-2015 уч.г. № 1 Фамилия Имя 2 Швецова Балл 3 Александра Эйвазов 4 79 Александр Коза 5 Ирина 67 Герасимов Александр Мин.балл 59 Захарова 59 Екатерина 76 24

Результаты ЕГЭ по русскому языку

2014-2015 уч.г.

1

Фамилия

Имя

2

Швецова

Балл

3

Александра

Эйвазов

4

79

Александр

Коза

5

Ирина

67

Герасимов

Александр

Мин.балл

59

Захарова

59

Екатерина

76

24

Распространение педагогического опыта Черепановские чтения впервые прошли на Родине писателя – в Красноармейском районе 28 октября 2016 г. впервые в Красноармейском районе прошли Черепановские чтения, посвященные жизни и творчеству южноуральского писателя Сергея Черепанова, уроженца села Сугояк Красноармейского района. Интересную исследовательскую работу провела десятиклассница Сугоякской школы Н.Щелканова. Результатом стало сообщение по теме «История нашего края в творчестве С.И.Черепанова», в котором прослеживалось, как история сугоякской земли и её людей нашли отражение в повестях и сказах писателя.

Распространение педагогического опыта

Черепановские чтения впервые прошли на Родине писателя – в Красноармейском районе

28 октября 2016 г. впервые в Красноармейском районе прошли Черепановские чтения, посвященные жизни и творчеству южноуральского писателя Сергея Черепанова, уроженца села Сугояк Красноармейского района.

Интересную исследовательскую работу провела десятиклассница Сугоякской школы Н.Щелканова. Результатом стало сообщение по теме «История нашего края в творчестве С.И.Черепанова», в котором прослеживалось, как история сугоякской земли и её людей нашли отражение в повестях и сказах писателя.

Литература 1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002. 2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

Литература

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.

http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

 Проблемный диалог –ключ к успеху и творчеству! Спасибо за внимание!

Проблемный диалог –ключ к успеху и творчеству!

Спасибо за внимание!