Технология проблемно - диалогического обучения
в условиях реализации ФГОС
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
МОУ «Сугоякская СОШ»
Красноармейского района
Челябинской области
Бурдо Татьяны Юрьевны
Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,
если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду,
а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню.
Жан Жак Руссо
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Что нужно учителю для освоения технологии?
- Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому необходима каждому учителю.
- Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного диалога: знания и желание их применять.
- Технология проблемного диалога
Мельникова Елена Леонидовна
- Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
- кандидат психологических наук, доцент,
- доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2) Выдвижение версий решения проблемы.
3) Актуализация имеющихся знаний .
4) Составление плана решения проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания .
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
- 1) Создание проблемной ситуации учителем
- 2)формулирование учебной проблемы учениками
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
- Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения , вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Тип проблемной ситуации
С удивлением
С затруднением
Тип проблемной ситуации
С удивлением
С затруднением
Тема: Дефис в наречиях (7 класс)
Тема: Правописание существительных
с суффиксами –чик, -щик- ( 5 класс) - От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов
– чик, -щик.
Раскройте скобки. Аргументируйте
груз, камень груз чик камен щик
свой ответ.
- Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по-разному.
- Почему так вышло? - Чего мы не знаем?
- Он (по) прежнему красиво пишет.
- (По) прежнему пути идти было
легче.
- Смогли выполнить задание?
- Почему не смогли?
- Какие трудности испытали?
- Что нужно для этого сделать?
Постановка учебной проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Подводящий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приёмы
Вопросы учащимся
1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений
-Что вас удивило?
2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
-Что интересного заметили?
-Вопрос был один? А мнений сколько? »
3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом
4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
-Какое противоречие налицо?
или.
-Вы что думали сначала?
-Вы смогли выполнить задание?
- Задание было одно? А выполнили вы его как?
-А что оказывается на самом деле?
-Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? »
-В чем затруднение?
-Чем это задание не похоже на предыдущее?
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Учитель
Ученик
- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их.
Выписывает слова.
- Какие слова вы выписали?
- Обозначьте суффиксы в этих словах.
- Вы уже знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?
- Какой возникает вопрос?
- Пёсик, овражек.
- Так какая сегодня тема урока ?
- В слове пёсик суффикс -ик, а в слове овражек суффикс –ек.
- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.
- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?
- Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик.
Подводящий к теме диалог
Учитель
Ученик
- Начинаем изучать роман Гончарова «Обломов». Ему будет посвящено несколько уроков, но тему этого вы определите сами. Вот строки из 1-й главы (зачитывает фрагмент).
Слушают
- Какое сочетание слов чаще всего употреблялось?
- Наверное, он очень болен?
- Значит он очень старый?
- Получается, что молодой и здоровый человек все время лежит. Такое состояние нормально?
- Самого Обломова беспокоит такое положение дел?
- Есть ли у Обломова ответ на этот вопрос в начале романа?
- Обломов лежит.
- А потом он находит ответ на свой вопрос? Подтвердите текстом.
- Значит, какая сегодня тема урока?
- Нет, он здоров.
- Нет, ему 32 года.
- Нет.
- Он спрашивает со слезами: «Отчего же я такой?»
- Нет, он еще не понимает.
- Есть. Имя этому злу – обломовщина!
- Обломовщина.
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Учитель
Ученик
- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?
- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались, «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.
- Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение
Виды диалогов
- Побуждающий диалог
- Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
- Подводящий диалог
- Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
- + Развивает логическое мышление.
- + Просчитывается по времени.
- + Ведет к нужному результату коротким путем.
- - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
- + Развивает творческое мышление.
- + Максимально близок к жизненным ситуациям.
- - Ученики могут увести в сторону от темы.
- - Невозможно рассчитать время на уроке.
!!! Принципиально важно при этом:
- 1) Чередовать формы работы : индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
- 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
- Регулятивные : умение решать проблемы.
- Коммуникативные : умение вести диалог.
- Познавательные : извлекать информацию, делать выводы и т.п.
- Личностные : в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Слайд –рефлексия по проблемному диалогу. Сначала спросим аудиторию. А потом покажем мнение авторов слайда.
Основные выводы:
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Данная технология является:
- результативной , поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей , потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Результаты ОГЭ по русскому языку
2014-2015 уч.г.
всего выпуск.сдавали экзамен
справились
9
кол-во
не справились (на «2»)
9
%
кол-во
100
0
на «4» и «5»
%
кол-во
0
из них только на «5»
6
%
кол-во
66
2
%
22
2015-2016 уч.г.
всего выпускн. сдавали экзамен
справились
16
кол-во
не справились (на «2»)
%
16
кол-во
100
%
0
на «4» и «5»
0
кол-во
из них только на «5»
%
11
кол-во
69
5
%
31
Результаты ОГЭ по русскому языку
2016-2017 уч.г.
всего выпускн. сдавали экзамен
справились
5
кол-во
%
5
не справились (на «2»)
кол-во
100
0
%
на «4» и «5»
0
кол-во
%
3
из них только на «5»
кол-во
60
3
%
60
Результаты ЕГЭ по русскому языку
2014-2015 уч.г.
№
1
Фамилия
Имя
2
Швецова
Балл
3
Александра
Эйвазов
4
79
Александр
Коза
5
Ирина
67
Герасимов
Александр
Мин.балл
59
Захарова
59
Екатерина
76
24
Распространение педагогического опыта
Черепановские чтения впервые прошли на Родине писателя – в Красноармейском районе
28 октября 2016 г. впервые в Красноармейском районе прошли Черепановские чтения, посвященные жизни и творчеству южноуральского писателя Сергея Черепанова, уроженца села Сугояк Красноармейского района.
Интересную исследовательскую работу провела десятиклассница Сугоякской школы Н.Щелканова. Результатом стало сообщение по теме «История нашего края в творчестве С.И.Черепанова», в котором прослеживалось, как история сугоякской земли и её людей нашли отражение в повестях и сказах писателя.
Литература
1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.
2.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
Проблемный диалог –ключ к успеху и творчеству!
Спасибо за внимание!