СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие познавательного интереса младших школьников через интерактивные методы обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта. Рекомендую пременить при работе с детьми разных возрастных категорий.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие познавательного интереса младших школьников через интерактивные методы обучения"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИРОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ










Обобщение педагогического опыта

учителя начальных классов

Шовкопляс Елены Владимировны


по теме

«Развитие познавательного интереса младших школьников через интерактивные методы обучения»


















Содержание:


1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА..............................................

1.2. Тема обобщения опыта……………………………………………

1.3. Автор обобщения опыта…………………………………………..

1.4. Условия проведения обобщения опыта…………………………..

1.5. Актуальность обобщения опыта…………………………………..

1.6. Ведущая педагогическая идея……………………………………..

1.7. Длительность работы над опытом ………………………………..

1.8. Теоретическая база обобщения опыта…………………………….

1.9. Степень новизны обобщения опыта………………………………

1.10. Диапазон обобщения опыта……………………………………...


2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА………………………..

2.1. Что понимается под методом обучения…………………………...

2.2. Принципы интерактивного обучения……………………………..

2.3. Интерактивные формы организации учебного процесса………...


3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

3.1. Динамика уровня обученности (успеваемости)…………………..

3.2. Динамика доли обучаемых, обучающихся на «4» и «5» по итогам

года………………………………………………………………………...

3.3 Устойчивый интерес к предметам за …………….………………....

3.4. Позитивная динамика учебных достижений обучаемых при переходе на следующий уровень образования………………………………………..

3.5. Качество выполнения комплексных работ за последние три года .

3.6. Участие обучающихся в районных конкурсах…………………….

3.7. Участие в международных игровых конкурсах……………………


4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..













Развитие познавательного интереса младших школьников через интерактивные методы обучения


Информационная справка


1. Тема обобщения опыта

«Развитие познавательного интереса младших школьников через интерактивные методы обучения».

2. Автор обобщения опыта

Шовкопляс Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ Мироновской средней общеобразовательной школы Баганского района Новосибирской области.

3. Условия проведения обобщения опыта

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а не на его качество. Работая в сельской школе 17 лет, я неплохо изучила особенности сельских детей, трудности, которые испытывают они с приходом в школу. Мотивация к активной познавательной позиции детей ослаблена несколькими причинами.

  • Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе;

  • во-вторых, большой объем информации, который необходимо запомнить;

  • в-третьих, передачи телевидения, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной, занимательной,   и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.

Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности.  

Все это побуждает искать новые методы  и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

4. Актуальность обобщения опыта

Интерактивные методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами образовательного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающимися со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала.

5.Ведущая педагогическая идея

Главная идея опыта состоит в том, что введение в учебный процесс интерактивых форм организации обучающихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.
Следствием использования интерактивных форм организации обучающихся является развитие у них различных компетенций .

Цель обучения по ФГОС – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.

Цель моей педагогической деятельности -  создание условий для формирования познавательной активности младших школьников через применение методов интерактивного обучения.

6. Длительность работы над опытом

По данной проблеме я работаю в течение пяти лет, начиная с 2011года.

7.Теоретическая база обобщения опыта

В своей работе опираюсь на дидактические теории и концепции ведущих ученых:

-Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся),

-Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я.     (Теория проблемного обучения),

- И.С. Якиманской, Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование),

-Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса),

- Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса).

Все они сходятся во мнении, что именно в деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация (обезличенные знания), данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный, личностный опыт обучающегося.

8. Степень новизны обобщения опыта

Новизна опыта заключается в смене ролей учителя и обучающегося. При использовании интерактивных методов обучения вместо подчиненности приобретает характер партнёрских отношений в познавательном процессе. А игровой характер и дух соревновательности обеспечивает естественность познания, раскрытие и развитие потенциала личности, создание благоприятной среды для реализации природных способностей каждого ребёнка. При этом содержанием образования становится познавательный процесс, позволяющий формировать у обучающихся различные компетенции.

9. Диапазон обобщения опыта

Применение интерактивных методов обучения строится в системе классных и внеклассных занятий.

10.Технология обобщения опыта

Целью моей педагогической деятельности является

1) создание условий для развития познавательного интереса обучающихся через интерактивные методы обучения, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ребёнка

Задачи:

1) способствовать формированию желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию;

2) учить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить;

3) учить находить нужную информацию, отбирать, анализировать, сравнивать факты.        

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:  

   - выполнение практических и творческих проектов;

- проведение уроков с применением ИКТ;

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр;

- осуществление межпредметных  связей, практической направленности обучения;

- создание на уроке ситуации успеха;

- учет индивидуальных особенностей обучающихся.


Что понимается под методом обучения


Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений учителя с детьми, детей друг с другом, каждого ребёнка с учителем, обучающегося с коллективом.

Methodos – по-гречески «путь», «способ поведения». Метод обучения – это систематически применяемый способ работы учителя с обучающимися, позволяющий им развивать умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а так же использовать их на практике, т.е обретатьУУД.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Традиционно выделяют 3 группы методов: пассивные, активные, интерактивные.

1) Пассивные: - это форма взаимодействия обучающихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчинённых директивам учителя. Связь учителя с обучающимися осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Основные методы – это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: это форма взаимодействия обучающихся и учителя, при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь- не пассивные слушатели, а активные участники . Основные методы – это творческие задания, вопросы от обучающегося к учителю, от учителя к обучающемуся.

Применение интерактивых технологий обучения и является условием успешного формирования познавательной активности учащихся. Что же такое интерактивное обучение?

3) Интерактивные: от англ. ( «интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Принципы интерактивного обучения:

1) Опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта).

2) Активность обучающихся (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).

3) Позиция ведущего: консультант

Интерактивные формы организации учебного процесса:

Интерактивные формы - это организационные формы, основанные на принципах интерактивного обучения (опора на опыт, активность, позиция учителя – консультант).

Урок- семинар, урок- практикум, урок- проект (монопроект), урок- диалог и др., где развивающее содержание «вкладывается» в

1). Фронтальную работу в кругу (сократический метод).

2). Статичные группы (группы постоянного состава: гомогенные или гетерогенные).

3). Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении).

4).Статичные пары (пары постоянного состава).

5). Пары сменного состава (пары, находящиеся в движении)

6). Центры активного обучения.

7). Творческие мастерские (лаборатории) и.т.д.

В своей работе большее предпочтение отдаю пяти формам организации учебного процесса из перечисленных семи. Для каждого класса характерны свои особенности и возможности, поэтому делаю подборку упражнений и методических приёмов, активизирующих познавательную активность и стимулирующих учебную мотивацию, которые можно использовать на различных видах занятия. На протяжении 5 лет выстраиваю процесс обучения поэтапно:

1 этап – 1 класс ( подготовительный)

- Освоение этапов сочетательного диалога.

- Организация взаимодействия в статичных парах:

а) освоение (отработка методики « Работа с карточкой»)

б) отработка методики «Взаимообмен заданиями».

- Знакомство с деятельностью в парах сменного состава (игры «Карусель», «Ручеёк»)


2 этап – 2 и 3 класс (основной, этап взаимодействия)

- Обновление, пополнение предметно - развивающей среды;

- Организация выбора (выбор карточек, выбор партнёра, выбор предмета, выбор материала, выбор центров, выбор предметной области, выбор инструментов).

- Работа в парах сменного состава (игры «Карусель», «Разведчики», «Ручеёк», «Суета» и т.д.)

- Организация деятельности в статичных группах (гомогенные, гетерогенные)

- Организация деятельности в мигрирующих группах.

- Обучение навыкам фиксации результата, при работе в группах, парах.

- Знакомство с центрами активного обучения.


3 этап – 4 класс (рефлексивный)

- Обновление, пополнение предметно – развивающей среды (анализ среды)

- Организация деятельности с использованием всех форм интерактивного обучения: статичные группы, пары, пары сменного состава (игры «Сороки», «Пересадки», «Иду в гости», «Школа разведки») ,

мигрирующие группы и центр активного обучения.

- Диагностика способностей обучающихся.

Благодаря использованию данных методических приёмов содержание учебного материала творчески преобразуется и переосмысливается учителем, находятся точки соприкосновения с личностью обучающегося, с его интересами, «субъектным опытом».


Существуют 3 вида активности познавательного процесса:

1) физическая- это смена рабочего места, общение, письмо, рисование, конструирование, вырезание и т.д.

2) социальная- участники образовательного процесса задают вопросы; отвечают на вопросы; обмениваются мнениями и т.д.

3)познавательная- участники образовательного процесса вносят дополнения или поправки в изложение учителя; выступают сообщениями, проектами; сами находят решение проблемы.

Ни для кого не секрет, что есть множество приемов, с помощью которых педагог может поддерживать высокую активность участников, но они все же будут оставаться пассивными зрителями и слушателями если использовать только один вид активности (например, разучивание хором). Как же этого избежать? Основное правило звучит просто: все три вида активности разнообразны, взаимосвязаны (взаимозависимы) и в обязательном порядке должны присутствовать на каждом уроке. Зная это правило, применяю его на практике. Использую на подготовительном этапе в 1 классе игру «Карусель» «Ручеёк», которые позволяют использовать все три вида активности.

Технологическая карта:

Область применения: данную игру можно использовать на любом уроке.

Цель: 1. Задать динамичный темп для ведения диалога.

2. Закрепить и обобщить знания по определённой теме.

Оборудование: 1. Карточки с заданиями.

2. Погремушка (для подачи сигнала)

ХОД ИГРЫ:

1 .Построение ( внешний и внутренний круг)

2.Вход и выход из диалога:

Поздороваться, пожав друг другу руки.

Договориться, кто первый начнёт.

Выполнить задание, поменяться ролями.

Поблагодарить.

После сигнала внутренний круг стоит на месте, а ребята из внешнего круга делают шаг вправо по кругу. Далее дети выполняют задание с новым партнёром и вновь передвигаются по сигналу.

«Карусель» поворачивается и т.д.

ИГРА «Ручеёк»

Область применения: Данную игру можно проводить на любом уроке.

Цель: 1. Отработать вход в диалог и выход из него.

2. Закрепить и обобщить знания по определённой теме.

Оборудование:

1 .Карточки с заданиями.

2.Трещотка (для подачи сигнала).


ХОД ИГРЫ:

Класс делится на две части. Дети встают попарно лицом друг к другу в две линейки. По сигналу дети приветствуют друг друга и по очереди предлагают друг другу выполнить задание.

Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети прощаются и второй ряд делает шаг вправо (первый стоит на месте). Произошла смена партнёра. Оставшийся лишний игрок (в конце «ручейка») бежит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.

Интерактивные формы:

В каждом занятии, использую интерактивные формы обучения, применяю их на любом из этапов, в зависимости от темы и поставленных задач.

1. Фронтальная работа в кругу

Мы привыкли работать фронтально, когда дети сидят перед нами за партами, а мы стоим перед ними. Можно поработать в кругу, где общение взрослого и ребенка происходит на одном уровне «глаза в глаза». (Расставим по кругу стульчики).

«Круг» может присутствовать в самом начале занятия, где будет осуществлен выход на тему занятия, поставлены (в сотворчестве с детьми) цель и задачи, проведена пропедевтическая работа. В данную форму можно « вложить» содержание устного счета (математика), словарного диктанта (русский язык) и т.д. Обратная связь осуществляется с помощью «вееров», «сигнальных блокнотов», абаков, мимики, жестов, устных ответов обучающихся.

Фронтальная работа в кругу используется в середине урока, когда требуется зафиксировать, обобщить результаты проведенного поиска, исследований (после работы в парах, группах), (т.е. подвести промежуточные итоги).

В конце занятия в кругу можно подвести общий итог (в академическом, личностном, эмоциональном плане), обговорить домашнее задание, заполнить «Лестницы успеха», оценить себя при помощи светофора и т.д.


2. Статичные группы (группы постоянного состава)

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы - правильное продуманное комплектование групп.

При комплектовании групп в расчет беру 2 признака: уровень учебных успехов обучающихся и характер межличностных отношений. Школьников объединяю в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Заметила, что решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе (смешанной), где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный обучающийся, являющийся лидером, ведет за собой остальных.

При отборе учебного материала для групповой работы учитываю следующие требования:

1. По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы разбить на отдельные подзадачи и подпункты.

2.Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций (проблемная ситуация активизирует познавательный поиск).

Мои действия, как учителя, сводятся к следующему:

-Объяснение цели предстоящей работы.

-Разбивка обучающихся на группы.

-Раздача заданий для групп.

-Контроль за ходом групповой работы (попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения).

-Подведение итогов (совместно с обучающимися). Оценивание (самооценка обучающихся предшествует учительской оценке).

Все дети любят говорить. Задача учителя состоит в том, чтобы простую болтовню превратить в беседу, обсуждение или диалог.

Примеры работы в статичных группах в 4 классе по предмету русский язык приложение№1


3. Мигрирующие группы (находящиеся в движении)

Требования к комплектованию групп, к отбору учебного материала такие же как и при работе в статичных группах. Позиции учителя - организатор, консультант. Мигрирующие группы можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Каждая группа - «мини - лаборатория», которая собирает доказательства, чтобы объяснить научное предположение о чем-либо. Дети находятся в состоянии поиска истины, решения проблем. Такой урок-мастерская развивает творческий потенциал каждого, будит дух экспериментаторства.

Деление детей на разноуровневые группы требует от учителя проявления таких качеств, как мудрость, деликатность, тактичность.

4.Статичные пары (пары постоянного состава)

Работа обучающихся в постоянных парах всем хорошо знакома – задание выполняют два обучающихся по очереди или совместно, затем сверяют результаты друг с другом или со справочным материалом.

Цели использования данной формы работы:

-проведение взаимопроверки, взаимодиктантов и т.п.;

-изучение детьми алгоритмов парной работы;

-усвоение детьми «правил дружной работы»;

-подготовка обучающихся к работе в парах сменного состава.

Преимущества:

детям легче и приятнее работать, общаясь, подключаются социальные навыки (навыки общения).

Недостатки:

-требует совместимости партнеров по стилю и уровню общения. Дети младшего школьного возраста, как правило, не могут вести учебный диалог «невзирая на лица»;

-рассчитана на непродолжительную работу. Не может продолжаться долгое время.

Формы контроля:

-обучающиеся проверяют друг друга, сравнивая свои ответы («учитель – обучающийся»);

- обучающиеся проверяют друг друга, сравнивая ответ партнера со своим списком ответов («помощник – обучающийся» и «учитель – обучающийся»);

-совместное сравнение результата с результатом в справочном материале;

-учитель проверяет результаты работы после ее завершения.

Примеры работы в статичных группах в 3 классе по предмету окружающий мир приложение№2


5. Пары сменного состава

Теоретической основой такой формы учебной работы явилась педагогическая концепция Александра Григорьевича Ривина (1878 - 1944) «Сочетательный диалог» и ее развитие в исследованиях Виталия Кузьмича Дьяченко «Коллективный способ обучения».

Цели данной формы работы в п.с.с.:

-повторить, закрепить пройденный материал;

-подготовить обучающихся к изучению нового материала.

Преимущества:

-проработка большого количества однородных заданий в индивиду­альном режиме с высокой степенью мотивации;

-знакомство с разными способами общения и мышления.

-самоорганизация и самоконтроль.

-социализация.

Недостатки:

-требует подготовки большого количества карточек. (Высокие энергозатраты труда педагога.)

-дети должны уметь вести учебный диалог, перемещаться, фиксировать результаты работы разными способами и т.п.

-требует от учителя новых организационных навыков (ориентиро­ваться в движущемся и гудящем классе, организовывать учет и контроль, управлять учеб­ным процессом и пр.)

Формы контроля смены партнеров:

Процесс работы в парах сменного состава очень динамичен, удержать в поле внимания все детали работы практически невозможно. Поэтому дополнительную информацию о скорости работы каждого ребенка, а также списки карточек и партнеров, «прошедших» через каждого обучающегося, учитель получает через:

экран учета; учетный лист малой группы; индивидуальный учетный лист.


Широко в своей практике использую игру и творческие задания т. к. они

составляют содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг них создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

-не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

-является практическим и полезным для обучающихся;
-связано с жизнью обучающихся;

-вызывает интерес у обучающихся;

-максимально служит целям обучения.

Творческие задания ввожу постепенно, сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания. Приложение№3



11. Результативность

Обучение на моих занятиях ориентировано на инновационные педагогические технологии: коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательские, проблемное обучение. Частая смена видов деятельности и форм работы не утомляет детей, не прессует личность, а помогает ей развиться в творческом плане.

Применение интерактивных форм обучения привело к достижению следующих результатов:




Динамика достижений учащихся

  1. Динамика уровня обученности (успеваемости)

Рисунок 1


Вывод: как видно из диаграммы, динамика уровня обученности повышается.





2 .Динамика доли обучаемых, обучающихся на «4» и «5» по итогам года


Рисунок 2



Вывод: стабильное качество знаний, на мой взгляд, достигнуто благодаря чётко выстроенной системе работы и грамотному, методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приёмов обучения, и применением в учебной деятельности современных образовательных технологий.

Добиваться стабильных результатов в обучении мне помогает познавательный интерес обучающихся, который я поддерживаю на протяжении всего процесса обучения. Ежегодно (в начале года, в конце 1-го полугодия и в конце учебного года) среди своих обучающихся провожу анкетирование на определение уровня познавательной активности обучающихся, интереса к изучаемым в начальной школе предметам.

3.Устойчивый интерес к предметам за 2013- 2015гг.


Рисунок 3



Вывод: как видно из диаграммы, результаты анкетирования показывают, что интерес обучающихся практически ко всем изучаемым предметам течение года остается стабильно высоким, а к концу учебного года – повышается.









4.Позитивная динамика учебных достижений обучаемых при переходе на следующий уровень образования

Таблица 2

Учебный год

Класс

Качественная успеваемость

Общая успеваемость

2012-2013

2

45%

100%

2013-2014

3

45%

100%

2014-2015

4

45%

100%


2015-2016



5

I четверть


100%


40%




Вывод:Сравнительный анализ успеваемости в начальной школе и при получении основного образования показывает, что в классе произошли изменения в результатах качественной успеваемости. В первой четверти наблюдается небольшой спад, но это объясняется сложностями адаптационного периода (смена педагогического состава, наличие кабинетной системы и др.)

5.Качество выполнения комплексных работ за последние три года (2012-2015 гг.)

Рисунок 4




Вывод: как видно из диаграмм, во втором (2012-2013г) и четвёртом(2014-2015г) классах обучающиеся показывают стабильный результат выполнения комплексных работ на начало и конец года, но во втором классе процент выполнения выше, чем в четвёртом классе. В третьем классе на начало учебного года обучающиеся показали результат хуже, но в конце учебного года процент выполнения возрос и удержался до конца года. Показатели результатов связаны с изменением состава класса: за летнее каникулярное время двое учащихся выбыли из состава класса и к началу учебного (2013-2014уч.г.), в класс прибыл новый обучающийся со статусом ОВЗ.











6. Уровень и качество выполнения комплексных работ за последние три года

(2012-2015 гг.)


Таблица 3


Начало года (2012- 2013уч.г.)

Конец года (2012-2013уч.г.)

Уровень

Количество человек

Процент

Уровень

Количество человек

Процент

Не достиг базового уровня

1

10%

Не достиг базового уровня

1

10%

Достиг базового уровня

9

90%

Достиг базового уровня

9

90%

Достиг повышенного уровня

1

10%

Достиг повышенного уровня

2

20%















Таблица 4

Начало года (2013- 2014уч.г.)

Конец года (2013-2014уч.г.)

Уровень

Количество человек

Процент

Уровень

Количество человек

Процент

Не достиг базового уровня

2

22%

Не достиг базового уровня

1

11%

Достиг базового уровня

7

78%

Достиг базового уровня

8

88%

Достиг повышенного уровня

1

11%

Достиг повышенного уровня

1

11%

















Начало года (2014- 2015уч.г.)

Конец года (2014-2015уч.г.)

Уровень

Количество человек

Процент

Уровень

Количество человек

Процент

Не достиг базового уровня

1

11%

Не достиг базового уровня

0

0%

Достиг базового уровня

8

88%

Достиг базового уровня

8

100%

Достиг повышенного уровня

1

11%

Достиг повышенного уровня

4

50%

Таблица 5

















Рисунок 5



Вывод: из вышеприведённых таблиц и диаграмм видно, что к концу 4-го класса наблюдается позитивная динамика результатов выполнения комплексных работ, что свидетельствует о высоком уровне готовности обучающихся (проводилась корректирующая работа по результатам всех видов работ).


УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРЕДМЕТНЫХ КОНКУРСАХ, СМОТРАХ, СОРЕВНОВАНИЯХ, НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ

Для развития социальной компетентности обучающихся стараюсь создать развивающую среду, которая позволит каждому реализовать свои таланты, развить способности, почувствовать себя успешным и востребованным. Для создания такой развивающей среды большую роль играет внеклассная работа.

Мой класс всегда является активным участником концертов, субботников, конкурсов и других мероприятий, проводимых в школе. За три года наблюдается рост участников олимпиад, конкурсов, смотров, выставок, соревнований, как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Это можно объяснить тем, что в своей работе особое внимание уделяю созданию условий для развития и обучения каждого обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности. Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. С ними организую исследовательскую работу, участие в различных конкурсах.

Участие обучающихся в районных конкурсах

таблица 6

год

Ф.И. уч-ся

Номинация

Достижение

2011

Куренёв Лёва

соревнования по лёгкоатлетическому кроссу

Грамота 3место

2012

Черникова Мария

конкурс по естествознанию «Первые шаги в науку»

Диплом I степени

2012

Куренёв Лев

Соревнования по футболу «Лучший игрок соревнований»

Грамота

2012

Куренёв Лёва

Школьные соревнования по лёгкоатлетическому кроссу

Грамота 1место

2012

Черникова Мария

Международный конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»

Диплом участника 1 место в школе, 9 в районе

2013

Черникова Мария

Научно-практическая конференция «От научного общества- к новейшим достижениям»

Грамота участника

2014

Дроздова Александра

Любич Алексей

Конкурс рисунков «Мир моей мечты»


участники

2015

Черникова Мария

Районный конкурс по естествознанию «Первые шаги в науку»

Лауреат I степени

Вывод: как видно из таблицы, обучающиеся активно участвуют в районных конкурсах и занимают призовые места.


Участие в международных игровых конкурсах

Таблица 7

Учебный год

Конкурсы % участия класса

Участники

Результат











2013-2014


«Родное слово» 40%


Поспелова Настя

Дроздова Саша

Черникова Мария

Куренёв лев

13 место в области

10 место в области

7 место в области

8 место в области

«Русский медвежонок» 20%


Черникова Мария

Куренёв лев

10 место в районе

37 место в районе

«Кит»20%


Черникова Мария

Любич Алексей

1 место в районе

25 в районе в регионе 1583

«Пегас» 30%


Дель Игорь

Дроздова Александра

Черникова Мария.

12 место в районе

15 место в районе

10 место в районе

«Кенгуру» 50%


Куренёв Лев

Черникова Мария

Поспелова Анастасия

Котлярова Александра

Любич Алексей

Места в регионе от 2170 по 7 589

«ЧИП»60%



60%

«Кенгуру»10%


Черникова Мария

В школе 1 место в регионе 1263


Вывод: как видно из таблицы процент участников доходит до 60%, обучающиеся понимают важность участия в таких конкурсах и проверяют свои интеллектуальные возможности.


12. Заключение

Применение интерактивных форм обучения позволяет не только формировать познавательную активность учащихся, но так же обеспечивает учителю преимущества в организации урока:

1.Позволяет формировать культуру общения между обучающимися.

2.Повышается плотность урока.

3.Появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода к детям.

4.Изменяется роль учителя: он не только наставник, объясняющий и заставляющий, он - партнер, который проявляет себя и как исполнитель, и как регистратор, и как контролер, и как наблюдатель, находясь то внутри учебной игры, то вне её.



















9