4
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ И ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания об имени существительном и об имени прилагательном.
Развивать память и мышление.
Воспитывать любовь к природе, к птицам.
ОБОРУДОВАНИЕ: грамзапись, веера с названиями падежей.
ХОД УРОКА:
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
Прошу помочь мне его провести консультантов из жюри. (На доске против каждого ряда три табло)
Остальные гости будут входить в группу «поддержки».
Чем же мы будем сегодня заниматься? Прочитаем тему урока. (По записи на доске)
Работать будем под девизом: «Мало уметь писать, надо уметь думать». Значит, продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА / ПЕНИЕ ПТИЦ /
Ребята, что вы слышите?
Да, ребята, мы слышим, что к нам пришла долгожданная весна. Весна – время радости и для человека, и для всего живого на земле.
Итак, вам было задано подобрать загадки о птицах, посовещаться и назвать свою команду именем птицы, а также сделать себе эмблемы.
Дети читают загадки, остальные их разгадывают:
Не княжеской породы,
А ходит с короной. ПЕТУХ
Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы. СОРОКА
Не человек, а говорит. ПОПУГАЙ
Спереди шильце, сзади вильце,
На груди бело полотенце. ЛАСТОЧКА
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает,
В полях кочует – коноплю ворует.
ВОРОБЕЙ
На доске открывается название команды и её эмблема.
3 марта
Классная работа
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Какой частью речи выражены эти слова?
Что называется именем существительным?
Что общего в этих словах? В чем различие?
С какой частью речи связано?
Подберите прилагательные к каждому существительному. После устных ответов задание. А теперь гейм «ЗАПИСАЛКА» - Записать по одному словосочетанию с каждым существительным.
Проверка фронтальная
Следующий гейм «ПОБЕСЕДУШКА»
Какие птицы прилетают в наши края первыми?
Какого цвета грач?
Чем питаются грачи?
Когда прилетают ласточки?
Из чего лепят гнезда ласточки?
Следующий гейм «УПРАЖНЯЛКИ». К нему вы готовились дома и должны были приготовить рассказ о птице имя которой вы носите.
Рассказ детей каждой команды.
Ребята, Март – первый месяц весны. Солнце все выше поднимается и освещает ярко всю землю. По настроению погоды мы видим, что пришла весна.
Составьте предложение о приходе весны, прилете птиц.
ВЕСНОЙ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К НАМ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
С ГЛУБОКОГО НЕБА ЛЬЮТСЯ НА ЗЕМЛЮ ЛАСКОВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЛУЧИ.
Следующий гейм «СКОРОГОВОРКИ»
Есть в этой скороговорке прилагательные? А существительные? Измените скороговорку так, чтобы в ней были и прилагательные.
А теперь гейм «ПРИКЛЮЧАЛКИ»
Я буду читать вам стихотворение «Приключение зеленого листа», А вы с помощью вееров будете показывать в каком падеже стоит словосочетание ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ.
По какому слову определяется падеж словосочетания?
Сколько падежей в русском языке?
Как то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный (И.п.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа (Р.п.)
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту;
В тот же миг веселый пёс
Шмыг - к зеленому листу (Д.п.)
Лапой - хвать зеленый лист (В.п.)
Дескать, поиграем
«Не хочу»- парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п.)
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом (П.п.)
(Ю. Карасева)
Следующий гейм «РАБОТА С УЧЕБНИКОМ»
группа с красным кружком выполняет 4 предложения, подбирает проверочные слова, подчеркивает словосочетания ( имя существительное с именем прилагательным ), указывает род, число, падеж;
группа с зеленым кружком подчеркивает словосочетания и указывает род, число, падеж;
группа с желтым кружком подчеркивает словосочетания и указывает род.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Консультанты подводят итог (по командам)
Итак, март – первый месяц весны. Весной возвращаются домой птицы. К встрече пернатых друзей готовятся во всех классах нашей школы. Вот сейчас мы покажем гостям, как мы готовились встретить наших пернатых гостей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:
« И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е »
проведенного в 3-А классе
школы № 43
г. Луганска
Учитель: Ульянченко И.В.