Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема урока: «Имя существительное» (Обобщение знаний)
Цели:
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном;
- закрепить умение применять теоретические знания при выполнении известных видов грамматического анализа слова;
- развивать речь, память, логическое мышление, обогащение устной и письменной речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.
Оборудование:
1. Карточки с названиями разделов русского языка;
2. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, В.И. Даля;
3 « школьный словарь синонимов, антонимов и фразеологизмов русского языка»
4. «Словообразовательный словарь русского языка»
А.Н. Тихонова;
5. Книги о Морозе (сказки, стихи).
6. Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
II. Определение темы и цели урока.
-Тему сегодняшнего урока вы узнаете из моих подсказок:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)
-Это новая тема для нас? Значит цель нашего урока - это обобщение знаний об имени существительном.
- Урок у нас будет необычный, урок-исследование.
III. Обобщение и систематизация знаний. Познавательный этап.
-Я сегодня предложу вам исследовать одно слово с точки зрения разных разделов русского языка (на доске Разделы русского языка).
- С какими разделами русского языка мы знакомимся с вами в начальной школе?
-Слово, которое мы будем исследовать спрятано в загадке.
Невидимкою зимою
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. ( на доске слово «мороз»)
- Давайте, исследуем это слово с фонетической точки зрения. Что изучает фонетика?
- Это – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, а звук - это то, что мы слышим и произносим.
- Давайте запишем это слово в тетрадь и выполним фонетический разбор слова.
Первую часть разбора выполните самостоятельно, один у доски.
Мороз - 2 слога,5б,5 зв, 2гл, 3 согл, [м а р о с]
м [м] - согл., звон., непарн., тверд.парн
о [а] - гл., безудар.
Р [р] ~ согл., звон., непарн., тверд..,парн;
о [о] - гл., ударн.
з [с] - согл.. глух., парн.. тверд.,парн;
5 б., 5 зв.
- Что можно сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково)
-Какие звуки в слове не соответствуют написанию? [а], [с]
- Какие же трудности в связи с этим появляются? (Как правильно написать слово). Поможет нам здесь следующий раздел.(Орфография)
- Что изучает раздел орфография?
- Какие орфограммы есть в слове мороз?
- Какую орфограмму мы можем проверить?
- Перед вами текст. (слайд)
-Прочитайте его внимательно и определите, какое задание вы бы задали себе? ( найти в слове слова с орфограммами.).
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
-В каких частях слова может быть орфограмма?
- Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке орфографией и фонетикой.
- Как бы вы объяснили значение слова «мороз» младшему братику или сестре?
- Какой раздел языка изучает слова и их значение? (лексика)
- Где можно посмотреть точное значение этого слова? (в толковом словаре)
- Посмотрим, как объясняет это слово С.И. Ожегов в словаре.(слайд)
- А как объясняет это слово В.И. Даль в словаре?
- Как, по-вашему, кто ближе всего, точнее дал свое определение?
- Как вы думаете, есть ли у слова «мороз» синоним? (работа детей со словарём)
- Есть ли у слова «мороз» антонимы? (работа детей со словарем)
-О чём можно сказать, прочитав эти предложении?
На морозе щёки горят. (Красные от мороза)
Мороз сковал речку. (Вся поверхность воды покрылась льдом)
Ударили сильные морозы. ( На улице резко похолодало)
Вывод: Рассмотрев это слово с лексической точки зрения, мы узнали о том, сколько всего может быть связано с этим словом.
- Посмотрите на ряд слов: морозом, морозы, морозец (слова выписываются на доске)
-Какое слово лишнее? Почему?
-Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки, суффиксы)
- Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление? (Словообразование)
-Самостоятельно в тетради образуйте новые слова от слова мороз (работа в паре).
- Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие еще слова могут быть образованы?
- Посмотрите на слайд и определите для себя следующее задание.
Сковали, льдом, быструю, трескучие, реку, морозы. (Запись на доске)
-запишите составленное предложение и дайте ему характеристику.
-Назовите словосочетания.
-Чем является слово мороз в этом предложении? (подлежащим)
Что такое подлежащее? (главный член предложения)
-Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные?
- Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение? (Синтаксис)
- Какой частью речи является слово «мороз»? (Существительное)
-Докажите, что это – существительное( Вопрос что?, явление природы)
- Что ещё мы знаем об имени существительном?
- Исследовать слово как часть речи, какой раздел нам поможет? (морфология?)
-Что изучает морфология? (морфологический разбор у доски).
-Пословицы и поговорки - это тоже крылатые слова. А какие вы подготовили пословицы и поговорки, где звучит слово мороз? (ответы детей).
1. Береги нос в большой мороз.
2. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
3. Мороз невелик, да стоять не велит.
4. Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.
5. Мороз разбирает да расшевеливает.
6. Стужа да мороз; на печи мужик замерз.
7. Был бы покос, да пришел мороз.
8. День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.
9. Зима не без морозов.
10. Мороз да нужда - нет их хуже.
11. Солнце на лето, зима на мороз.
12. И март морозом на нос садится.
- Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз представляли живым человеком и сказки о нем слагали:
«Мороз Иванович» ( отрывок: «Была зима морозная, была зима серьезная. Дедушка Мороз все деревья в белые шубки нарядил, а на избы белые шапки нахлобучил»).
«Старый Мороз и молодой Морозец» (Жил старый Мороз, и был у него сынок - молодой Морозец»).сказка "Морозко”. "Два мороза" Интересную поэму написал Некрасов Николай Алексеевич“ Мороз-Красный Нос”: Поэты тоже посвящали стихи морозу, зиме. (Отрывки стихотворений читают дети.)
IV. Итоговый этап урока
- Какое слово сегодня мы исследовали на уроке? (мороз)
- Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких?
-Сегодня мы провели исследование только одного слова. Но русский язык богат и разнообразен. В нём так много слов, что можно хоть каждый
день проводить исследования.
- Какое задание вызвало трудности? Что вы узнали нового?
.