Активизация познавательной деятельности обучающихся
на уроках химии.
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь».
Китайская народная мудрость
Химия – один из самых сложных предметов школьного курса, содержащий большой объем теоретического материала, на изучение которого отводится небольшое количество времени (2-3 часа в неделю, 8 – 11 классы).
С первых лет своей работы я сталкиваюсь с тем, что увеличение объема и глубины теоретических вопросов, числа формируемых абстрактных понятий ведет лишь к снижению качества знаний и познавательного интереса детей к предмету.
Поэтому первый год изучения химии, как нового предмета чрезвычайно важен. Вначале положительный настрой на успех дает эффект новизны и внешней привлекательности предмета. Но уже результаты второй и третьей четверти оказываются неожиданными для многих обучающихся. Наблюдается потеря интереса к предмету, а как следствие – потеря прилежания и пассивность на уроке.
Настороженность учеников, будничный ритм уроков ставят в тупик и учителя. Возникает вопрос: почему исчезли внимание, заинтересованность учеников? Появились слабоуспевающие, а то и нарушители дисциплины на уроке?
Пытаясь решить эти проблемы, я пришла к выводу, что необходимо активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке и вне его всеми доступными методами: занимательные и развивающие упражнения, использование художественной литературы на уроках химии, проведение внеплановых мероприятий. Затем стала проводить уроки-игры, в конечном итоге я пришла к выводу, что наиболее эффективны проблемные уроки в диалогово-поисковой форме и в последнее время – метод проектов.