Обобщение музыкально педагогического опыта .
Учителя музыки МБОУ «СОШ№3» Г Череповца Вологодской области Мишиневой Ольги Вячеславовны
В современных условиях намного изменяется подход к классическому уроку музыки в общеобразовательной школе. Я считаю самыми важными составляющими современного урока музыки : интонационный ,эмоциональный, рефлексивный и деятельностный , которые и должны быть реализованы в современном уроке. Предлагаемые нам для работы в общеобразовательной школе программы буквально «пронизаны» рефлексивным и деятельностным подходом .
1. УМК«Музыка» под руководством Д.Б.Кабалевского (Москва « Просвещение» 2007) .Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»
2.УМК «Музыка»,авторы:Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина_2 издание 2011 год Москва «Просвещение»_ рекомендовано Министерством науки и образования Российской Федерации
3.УМК « ШКОЛА2100» программа «Музыкальное искусство»,разработанной В.О.Усачева, Л,В.Школяр, В.А.Школяр ФГОС ОС « Школа 2100»(М:2010)рекомендовано Министерством наука и образования Российской Федерации
4.УМК Планета знаний «Музыка»,разработанной Т.И. Баклановой (Москва_.АСТ «Астель»Политграфиздат) 2011 рекомендовано Министерством науки и образования Российской Федерации
5.программа «Музыка»,разработанной Т.В.Челышевой.В.В.Кузнецовой (УМК«Перспективная начальная школа» Академкнига 2011_) Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации.
Современный урок музыки должен состоять на 50% из детского музицирования, импровизации и слушания хорошей музыки. Теория должна даваться в доступной форме и с помощью современных педагогических технологий .
Разумеется огромная роль на уроке уделяется созданию положительной психологической атмосферы , дилогическое взаимодействие и создание психологического комфорта ,доброжелательности, партнерства. Диалогическое взаимодействие ,благоприятная психологическая обстановка повышают мотивацию познания сущности и технологии учебного процесса, что, в свою очередь позволяет активизировать мышление .внимание , восприятие музыкальных образов ,повысить уровень рефлексии своих действий .
Именно на уроках музыки каждый ученик работает и каждый ученик успешен, ведь музицировать – это получать наслаждение ,слушать –это труд ,но ,доставляющий ,эмоциональное удовольствие. Важно правильно подобранный музыкальный материал использовать не навязчиво и назидательно ,а в хорошо продуманном сочетании и с другими видами искусств и видов деятельности . Поэтому педагог постоянно должен самообразовываться и разносторонне развивать свой кругозор. (И у каждого есть своя «копилочка мудрости»)
Каждый урок ,как хороший спектакль должен иметь сценарий , драматургию ,наличие контрастов ,сюрпризных моментов (так хорошо принимаемых учениками).технологическую карту. Этапы структуированы в каждом случае с учетом данного урока - не бывает двух одинаковых уроков, жизнь вносит свои коррективы, учитель всегда должен быть мобильным и уметь креативно мыслить и знать выход из любой ситуации.
В своей работе я постоянно учусь у учеников , они порой сами подсказывают мне ,что лучше…
Совсем недавно очень удивилась после беседы с одним учеником. « У вас на уроке я всегда в тонусе, вы непредсказуемы…с вами не соскучишься.» . «… но я ведь всегда вас ,что-то заставляю делать, слушать скучную вам музыку…» . «Нет она не скучная –она хорошая, главное -мне интересно!»Вот после таких диалогов начинаешь думать, что ты вроде на своем месте. Ведь не секрет ,что привить правильный и хороший музыкальный вкус на простых уроках музыки – это трудно, и вообще в этой профессии остаются наверное «фанатики « своего дела.
Некоторые педагогические находки .
Может в своей работе вам . пригодиться .Очень хочу поделиться некоторыми своими « экспериментами» .
В первом классе ученики ещё проходят адаптацию после дошкольного учреждения и ,чтобы их заинтересовать и научить добывать знания ,мы проводим опыты.
ОПЫТ ПЕРВЫЙ.
Ребята ,мы сегодня будем «добывать звук» .
Делаем это с помощью пластикового стаканчика из –под йогурта или сметаны ( вторичное сырьё) и обычной нитки… Нитка натягивается на стаканчик .работаем в паре. « Вот тебе и пример -как появились струнные музыкальные инструменты ,а может по другому?...» И тут фантазия учеников непредсказуема..
ОПЫТ ВТОРОЙ
«Поющие бутылки» . Принцип звукоизвлечения в духовых инструментах –это подача воздуха в трубку и с помощью мембраны или различных механических приспособлений появляется звук.
Вызывают полный восторг. Однажды в 7 классе ребята .при помощи воды в бутылках сумели сыграть мажорную гамму.
ОПЫТ ТРЕТИЙ.
«Волшебные карандаши» - это тоже опыты со звуками . У каждого карандаша свой звук , если не верите ,проведите опыт…
Самое главное ,что я хочу этими упражнениями добиться, это умение слышать , анализировать и проявлять интерес к творчеству.
Конечно мечтаем .чтобы оснащение в наших кабинетах было на уровне ,что прописаны в образовательных стандартах, были и наборы шумовых инструментов и прочие новинки . пока используем выдумку и подручные средства.
Мишинева О.В.