Почему нужно обогащать словарь дошкольника?
Усваивая слова, ребенок приобретает знания, заключенные в каждом из слов. Чем богаче словарь ребенка, тем шире круг его представлений.
Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей
Как развивать словарь ребенка?
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир.
Просмотр содержимого документа
««Обогащения словаря детей дошкольного возраста»»
«Обогащения словаря детей дошкольного возраста»
Развитие словаря детей – одна из основных задач формирования речи дошкольников, обусловленная важнейшей ролью слова в развитии ребенка. Каждое слово – это знак какого-либо фрагмента действительности. Усваивая слова, ребенок приобретает знания, заключенные в каждом из слов. Чем богаче словарь ребенка, тем шире круг его представлений. Именно поэтому развитию словаря детей нужно уделять серьезное внимание.
Почему нужно обогащать словарь дошкольника?
Следует отметить то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей.
Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре медленно переходит в активный. Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «рулит»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»). В словаре ребенка мало обобщающих понятий: машина, трамвай, поезд, самолет – это транспорт. В речи детей практически нет антонимов, (слова противоположные по значению: горячий – холодный, кислый – сладкий). Очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Характеризуя величину предмета, дети часто используют только два понятия «большой и маленький», которыми заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Как развивать словарь ребенка?
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира); активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
рассматривания и описания картин, картинок, игрушек, животных и различных предметов;
чтения художественных произведений и последующего обсуждения;
дидактических игр, словесно-логических упражнений.