СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обозначение звука й

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Умк: "Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 1 ч./  под редакцией А.Д. Шмелева. М.: Вентана- Граф, 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«Обозначение звука й»



Кафедра русского языка и методики его преподавания

Технологическая карта урока русского языка в 5 «В» классе

Тема: «Обозначение звука [й]»

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 5 «В»

УМК: « Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 1 ч./А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф,2015.

Тип урока: комбинированный

Место урока в системе уроков: единственный урок системе уроков данной темы

Цели урока:

Воспитывающие:

- развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

- воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Обучающие:

- углубить знания учащихся о звуке [й];

- рассмотреть условия обозначения звука й буквами я, ю, е, ё.;  

- формировать умения использовать знания на практике;

Развивающие:

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение;

- умение применять теоретические знания на практике;

-  развивать самостоятельность и умение взаимодействовать. 

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

-знать обозначение звука [й] на письме;

-обобщить знания, связанные со звуком [й];

-научить различать разные способы обозначения этого звука буквами;

-применять теоретические знания в практической деятельности;

 Метапредметные: 

–сформировано умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

-умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

Личностные:

-ученик получает возможность аргументированно оценивать собственную учебную деятельность;

-применяет правила русского языка для выполнения разного вида упражнений;

-сравнивает разные точки зрения; считается с мнением другого человека;

-проявляет устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка;

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой метод, эвристический метод, метод наглядно-образного постижения.


План урока:

I. Организационно-мотивационный этап

II. Актуализация знаний

III. Постановка учебной задачи и цели урока

IV. Подготовка к основному этапу занятия

V. Изучение материала и первичное закрепление

VI. Физминутка

VII. Закрепление пройденного материала

VIII. Итоги урока. Рефлексия

IX. Домашнее задание



.
































Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационно -мотивационный этап

Цель: настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне



-Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям.  Мысленно пожелайте удачи.



-Скажите, а что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей!

 Запишите число, классная работа,

-Садитесь! Сдаем тетради по русскому языку.

Раздаю тетради.

-Запишите сегодняшнее число (шестнадцатое октября) классная работа, для темы оставьте место. Мы её определим сами чуть позже


Построение. Доклад зам.командира

Приветствуют учителя.


Личностные:

ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала

-Сегодня на уроке мы расширим знания по теме «Фонетика».

-С помощью чего была передана моя устная речь?

- А ваша?

- А письменная речь тоже передаётся звуками?

- С помощью чего обратился к нам Незнайка (раздаточный материал)

-Верно. Сколько гласных букв мы знаем? (10)

А согласных? (21)

-Каково количество гласных звуков? (6)

А согласных звуков? (36)


- С помощью звуков




-Нет, буквами

- С помощью букв


10

21

6

36

Личностные: потребность в самовыражении через слово.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


III. Постановка учебной задачи и цели урока.


Цель: определить тему и цель урока.

Прием «Игра в прятки»

- Сколько раз встречается звук [й] в тексте стихотворения? (Текст может быть воспроизведен на листочках в качестве раздаточного материала на каждую парту):

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Волчьих ягод на обед.

По окончании работы каждая пара дает свой вариант ответа без объяснений. Дается правильный ответ - 8 без объяснения, где спрятался звук [й].

- Почему количество найденных звуков [й] оказалось различно?

Вы уже догадались какая у нас тема урока?

Каковы цели урока?




















Обозначение звука [й].


Обобщить знания, связанные со звуком [й], научиться различать разные способы обозначения этого звука буквами, вспомнить о двойной роли букв е,ё,ю,я.



Личностные: создание эмоционально-положительного поля для восприятия материала. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

IV. Подготовка к основному этапу занятия

Цель: актуализация опорных знаний и умений

«Угадайка». Вставить имена братьев.

К нам в гости пришли четыре брата и попросили написать их имена. Одного мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем: «…!» Другого вспоминаем, когда ушибаемся и кричим: «…!» Третьего — когда сердимся и бурчим: «…!» А четвертого — когда кого-то окликаем: «…»






Сколько звуков в имени братца ОЙ? А теперь запишем слово АЙ буквами. Верно, звук [Й’] в конце слова обозначается буквой Й (И краткое). Какой же это звук: гласный или согласный? Согласный мягкий или твердый.

К нам в гости пришли четыре брата и попросили написать их имена. Одного мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем: «ОЙ!» Другого вспоминаем, когда ушибаемся и кричим: «АЙ!» Третьего — когда сердимся и бурчим: «УЙ!» А четвертого — когда кого-то окликаем: «ЭЙ!»


Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной форме; взаимодействие с учителем и сверстниками.

V. Изучение материала и первичное закрепление

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала


Расскажите, используя таблицу (стр 100) какие буквы и в каких случаях обозначают согласный [й].























Упражнение 51 (стр 101).

Сравните пары слов. Найдите слова со звуком [й] и расскажите, как он обозначен, используя таблицу на странице 100.

-Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать два звука: согласный й и соответствующий гласный звук, если стоят:

  1. В начале слова,

  2. После гласных,

  3. После разделительных Ъ и Ь.

-Гласная буква И может обозначать два звука: согласный й и соответствующий гласный звук, если стоит после разделительного Ь.

-Буква Й обозначает только свой звук, если стоит после гласных в конце слова или перед согласными.


Буква Й никогда не пишется после согласных букв.




2 ученики отвечают правила и упражнение.

1 ученик: судя – судья [йа], ел [йэ] -ель [йэ],сел -съел [йэ], полю – полью [йу], чей – чье [йо], семи – семьи.

Личностные:

желание преобретать новые знания; Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI.Физминутка

Цель этапа:

оздоровление детей,

смена вида

деятельности


А сейчас проведём небольшую разминку! Внимательно слушаем. Если в слове есть звук (й), хлопаем в ладоши, а если нет - топаем ногами:

ручей, иней, воробьи, снег, змейка, верёвка, линейка, муравей,

крокодил, сарай, мойка, статьи, выпустил, чайник, кофейник, кофе, чай.

Выполняют упражнение

Личностные:

установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

VII. Закрепление пройденного материала

Цель этапа: выявить пробелы и неверные представления. Применить знания и умения в новой ситуации.


Упражнение 52( стр 101).

Определите, что обозначают выделенные буквы в данных словах. Докажите это с помощью транскрипции.


Й+гласный гласный после мягкого согласного

Образец: полет-[о]

встаешь-[йо]


Й+гласный :

Яхта- [йа]

смеется- [йо]

вьюга – [йу]

съел – [йэ]

объект - [йэ]

гласный после мягкого согласного:

редкий – [э]

полет – [о]

тяжкий - [а]

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений.


VIII. Итоги урока. Рефлексия

Цель этапа:

подвести итоги занятия, оценка и самооценка своей деятельности на уроке.






-Какой звук изучали на уроке?

-Дайте ему характеристику.

-С помощью каких букв будем обозначать этот звук?

Рефлексия «Продолжите предложения» ( см. Приложение 2)















Личностные: потребность в самовыражении через слово.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы. Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной форм; взаимодействие с учителем и сверстниками

IX. Домашнее задание

Цель: объяснить ход выполнения домашнего задания.


Открываем дневники и записываем домашнее задание.

На выбор:

  1. Упражнение 53

  2. Сочинить сказку о звуке [й]


Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Личностные: создание эмоционально-положительного поля для восприятия материала.

Регулятивные: планируют необходимые действия.











Приложение