СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образ дороги в искусстве"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация послужит отличным наглядным материалом к уроку. Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся.

Просмотр содержимого документа
«"Образ дороги в искусстве"»

Образ дороги в искусстве Презентацию подготовила учитель музыки Е.В.Ватаманюк МБУ «Школа №91» г.о.Тольятти 2017

Образ дороги в искусстве

Презентацию подготовила

учитель музыки Е.В.Ватаманюк

МБУ «Школа №91»

г.о.Тольятти

2017

Виктор Михайлович Васнецов  «Витязь на распутье»

Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье»

Виктор Михайлович Васнецов  «Иван царевич на сером волке»

Виктор Михайлович Васнецов «Иван царевич на сером волке»

Виктор Михайлович Васнецов  «Ковер-Самолет»

Виктор Михайлович Васнецов «Ковер-Самолет»

Исаак Левитан «Владимирка»

Исаак Левитан «Владимирка»

 Это печально известный Владимирский тракт, по которому гнали ссыльных каторжан в Сибирь. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15—25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев. В 1919 году часть Владимирского тракта от московской Рогожской заставы переименована в Шоссе Энтузиастов. Под «энтузиастами» инициатор переименования А. В. Луначарский подразумевал революционеров и политических заключённых, которые следовали в ссылку этим трактом.

Это печально известный Владимирский тракт, по которому гнали ссыльных каторжан в Сибирь. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15—25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев. В 1919 году часть Владимирского тракта от московской Рогожской заставы переименована в Шоссе Энтузиастов. Под «энтузиастами» инициатор переименования А. В. Луначарский подразумевал революционеров и политических заключённых, которые следовали в ссылку этим трактом.

Алексей Саврасов «Распутица»

Алексей Саврасов «Распутица»

Алексей Саврасов «Зимняя дорога»

Алексей Саврасов «Зимняя дорога»

 В таких народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах, ты поле мое» и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой .

В таких народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька»,

«Ах, ты поле мое» и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку.

Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой .

  Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Это песни «Ах ты, степь широкая», «Степь да степь кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Сверчков Н.Е. Откуда дровишки Сверчков Н.Е. Тройка зимой

Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Это песни «Ах ты, степь широкая»,

«Степь да степь кругом», «Колодники»,

«Ямщик, не гони лошадей»

и др.

Сверчков Н.Е. Откуда дровишки

Сверчков Н.Е. Тройка зимой

 Есть музыкальные сочинения, непосредственно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П. Чайковского (из цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя дорога» Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у  С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева «Иоанн Дамаскин».

Есть музыкальные сочинения, непосредственно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например:

«Попутная песня» М. Глинки,

«На тройке» П. Чайковского

(из цикла «Времена года») или

«Тройка» и «Зимняя дорога» Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»).

Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у

С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева «Иоанн Дамаскин».

 Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен,

многие из которых стали народными, например:

«Мой костер»,

«Что ты жадно глядишь на дорогу»,

«Выхожу один я на дорогу» и др.

 Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, дороги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору.

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления

стала написанная уже после Великой Отечественной войны

(1946) Ан. Новиковым на слова

Л. Ошанина песня «Эх, дороги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений

на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору.

Во второй половине XX в. Образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распространение в 60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.

Во второй половине XX в. Образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня

А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема

дороги в получившей широкое распространение в 60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.

  Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева. Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно-эстетического смысла. Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его творчество сравнивают с песнью о России? Как композитор в инструментальную пьесу вводит «вокальное» начало? Какое значение придается смене «вокальных» интонаций «инструментальными»?  С какой музыкальной формой можно сравнить композицию «Тройки»? Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель». Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова? Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия? Художественно-творческое домашнее задание Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зару- бежных художников»

  • Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.
  • Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно-эстетического смысла.
  • Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его творчество сравнивают с песнью о России?
  • Как композитор в инструментальную пьесу вводит «вокальное» начало? Какое значение придается смене «вокальных» интонаций «инструментальными»?
  • С какой музыкальной формой можно сравнить композицию «Тройки»?
  • Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель». Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова? Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?

Художественно-творческое домашнее задание

Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зару-

бежных художников»