СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ кота в литературе как способ формирования положительных качеств

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная творческая работа – это результат поиска ответа на вопрос,  почему образ кота так часто встречается в литературе разных жанров и у разных народов, в чем его привлекательность?

Просмотр содержимого документа
«Образ кота в литературе как способ формирования положительных качеств»

    Образ кота в литературе как способ  формирования положительных качеств       РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ: Назаров Максим – 5 класс Таранова Анастасия – 5 класс Руководитель :  Смутковская Ольга Владимировна

Образ кота в литературе как способ формирования положительных качеств  

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ:

Назаров Максим – 5 класс

Таранова Анастасия – 5 класс

Руководитель :

Смутковская Ольга

Владимировна

Ответ на вопрос: почему образ кота так часто встречается в литературе разных жанров и у разных народов, в чем его привлекательность?

Ответ на вопрос:

почему образ кота так часто встречается в литературе разных жанров и у разных народов, в чем его привлекательность?

План  источники по данной проблеме; провели анализ произведений литературы разных жанров;  обработали фактический материал; определили особенности образа кота; обобщили полученные результаты.

План

  • источники по данной проблеме;
  • провели анализ произведений литературы разных жанров;
  • обработали фактический материал;
  • определили особенности образа кота;
  • обобщили полученные результаты.

Проблема воспитание положительных качеств характера подрастающего поколения можно осуществлять через обращение к традиционной народной и литературной сказкам, комиксам, мультипликационным и художественным фильмам, так как все средства массовой информации и интернет транслируют приоритет эгоистических, потребительских запросов, снижающих роль положительных качеств характера  

Проблема

воспитание положительных качеств характера подрастающего поколения можно осуществлять через обращение к традиционной народной и литературной сказкам, комиксам,

мультипликационным и художественным фильмам,

так как все средства массовой информации и интернет транслируют приоритет эгоистических, потребительских запросов, снижающих роль положительных качеств характера

 

Гипотеза: если образ кота очень часто привлекается в произведения литературы разных жанров у разных народов, то он является одним из способов воспитания положительных качеств характера подрастающего поколения

Гипотеза:

если образ кота очень часто привлекается в произведения литературы разных жанров у разных народов,

то он является одним из способов воспитания положительных качеств характера подрастающего поколения

Цель: выявить особенности образа кота в народных и авторских сказках разных народов мира

Цель:

выявить особенности образа кота в народных и авторских сказках разных народов мира

Объект: тексты народных и авторских литературных сказок, комиксов

Объект:

тексты народных и авторских литературных сказок, комиксов

Предмет: образ кота в народных и авторских литературных сказках и комиксах

Предмет:

образ кота в народных и авторских литературных сказках и комиксах

Задачи:   изучить и составить анализ произведений по данной теме; обработать фактический материал; определить особенности образа кота

Задачи:

  • изучить и составить анализ произведений по данной теме;
  • обработать фактический материал;
  • определить особенности образа кота

Методы:   1.Теоретический.  Изучение и анализ (сравнительно – сопоставительный, логический) литературных источников (учебника литературы, сборников сказок). 2.Математическая и статистическая обработка полученных первичных данных исследования 

Методы:

1.Теоретический.

Изучение и анализ (сравнительно – сопоставительный, логический) литературных источников (учебника литературы, сборников сказок).

2.Математическая и статистическая обработка полученных первичных данных исследования 

Актуальность: данная исследовательская работа готовит учащихся к дальнейшему знакомству с этим образом, исследование может быть продолжено при анализе современных литературных произведений. 

Актуальность:

данная исследовательская работа готовит учащихся к дальнейшему знакомству с этим образом, исследование может быть продолжено при анализе современных литературных произведений. 

Теоретическая значимость и новизна: выявленные положительные качества образа кота могут быть использованы учителями и учащимися на уроках литературы при изучении народных и литературных сказок

Теоретическая значимость и новизна:

выявленные положительные качества образа кота могут быть использованы учителями и учащимися на уроках литературы при изучении народных и литературных сказок

Теоретическая значимость и новизна: на классных часах морально-этического цикла, во внеклассной кружковой деятельности

Теоретическая значимость и новизна:

  • на классных часах морально-этического цикла,
  • во внеклассной
  • кружковой деятельности

Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы

Кто из нас не любит сказки?

Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы

Сказочные герои: Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина»

Сказочные герои:

  • Иван-дурак,
  • Золотая Рыбка,
  • Баба-Яга,
  • Царевна-Несмеяна

настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим

  • «худой как Кощей Бессмертный»,
  • «ленивый как Емеля»,
  • «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина»

Тайна образа кота… Мы решили заглянуть в эту тайну, попытаться ее раскрыть. Наше исследование посвящено малоизученному сказочному образу кота

Тайна образа кота…

  • Мы решили заглянуть в эту тайну, попытаться ее раскрыть.
  • Наше исследование посвящено малоизученному сказочному образу кота

Значимость исследования: исследование интересно не только нам, детям - оно имеет  определенную значимость, т ак как образ кота изучен недостаточно, то данное исследование поможет определить его смысл и значение

Значимость исследования:

исследование интересно не только нам, детям - оно имеет  определенную значимость, т ак как образ кота изучен недостаточно, то данное исследование поможет определить его смысл и значение

Источники исследования: «Кот, Петух и Лиса», «Кот и воробей», «Кот и мыши», «Кот и лиса», А. С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила», Шарль Перро «Кот в сапогах», Братья Гримм «Бременские музыканты», Джанни Родари «Сказки по телефону», Карло Коллоди «Приключения Пиноккио, история марионетки», Алексей Николаевич Толстой «Приключения Буратино» и другие…

Источники исследования:

  • «Кот, Петух и Лиса»,
  • «Кот и воробей»,
  • «Кот и мыши»,
  • «Кот и лиса»,
  • А. С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила»,
  • Шарль Перро «Кот в сапогах»,
  • Братья Гримм «Бременские музыканты»,
  • Джанни Родари «Сказки по телефону»,
  • Карло Коллоди «Приключения Пиноккио, история марионетки»,
  • Алексей Николаевич Толстой «Приключения Буратино» и другие…

Два вида:   сказки, где Кот является главным героем, и весь сюжет закручен на нем; сказки, где Кот является второстепенным героем, либо упоминается лишь вскользь

Два вида:

  • сказки, где Кот является главным героем, и весь сюжет закручен на нем;
  • сказки, где Кот является второстепенным героем, либо упоминается лишь вскользь

«Кот, Петух и Лиса» Кот не является главным героем, эту сказку мы можем отнести ко второй группе. Но представить этот образ легко и просто. Кот – спаситель Петушка, он храбрый и смелый

«Кот, Петух и Лиса»

  • Кот не является главным героем, эту сказку мы можем отнести ко второй группе.
  • Но представить этот образ легко и просто.
  • Кот – спаситель Петушка, он храбрый и смелый

Сказка чувашского народа «Кот и воробей» Кот является в этой сказке главным героем. Чувашский народ изобразил кота ленивым, злым и нераздумчивым

Сказка чувашского народа «Кот и воробей»

Кот является в этой сказке главным героем.

Чувашский народ изобразил кота ленивым, злым и нераздумчивым

Народная сказка абхазского народа «Кот и мыши» Кот здесь представлен старым, больным, ленивым, но умным и хитрым

Народная сказка абхазского народа «Кот и мыши»

Кот здесь представлен старым, больным, ленивым, но умным и хитрым

Русская народная сказка  «Кот и лиса» Вначале он нам представлен баловником, шалуном, а в конце сказки называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк

Русская народная сказка «Кот и лиса»

Вначале он нам представлен баловником,

шалуном, а в конце сказки называет сам себя Воеводой

и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк

Литературная сказка   Для исследования были взяты сказки русских и зарубежных писателей. И совершенно очевидно, что оптимистическая и светлая природа кота, заложенная фольклором (доброта, ум, отвага), нашла продолжение в литературных сказках, где кот выступает в первую очередь как мудрый заступник

Литературная сказка

Для исследования были взяты сказки русских и зарубежных писателей. И совершенно очевидно, что оптимистическая и светлая природа кота, заложенная фольклором (доброта, ум, отвага), нашла продолжение в литературных сказках, где кот выступает в первую очередь как мудрый заступник

«КОТ В САПОГАХ» Ш.Перро Время написания произведения - начало эпохи Просвещения, и Кота в сапогах, так ловко и энергично проворачивающего дела в этой сказке, вполне можно воспринять как героя вне зависимости от сословной принадлежности

«КОТ В САПОГАХ» Ш.Перро

Время написания произведения - начало эпохи Просвещения, и Кота в сапогах, так ловко и энергично проворачивающего дела в этой сказке, вполне можно воспринять как героя вне зависимости от сословной принадлежности

"Бременские музыканты» братьев Гримм

Это сказка самая популярная среди сказок братьев Гримм. Как описывается здесь кот? Когда уже и осел, и собака из дому сбежали, им встретился кот: он сидел хмурый и пасмурный. Но, все же, когда пришли разбойники, кот сильно расцарапала их. Значит, в нем не только остались силы, но и храбрость, и отвага

Александр Сергеевич Пушкин  поэма «Руслан и Людмила» Тот кот, о котором пишет А. С. Пушкин, - знаменитый кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. В образе Баюна соединяются черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом

Александр Сергеевич Пушкин поэма «Руслан и Людмила»

Тот кот, о котором пишет А. С. Пушкин, - знаменитый кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. В образе Баюна соединяются черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом

Образ волшебного кота широко распространен в древнерусских лубочных повестях Вероятно, оттуда А. С. Пушкин и заимствовал его. Таким образом, кот соединяет сразу две черты: отрицательные (усыпляет всех вокруг) и положительные (сказывает сказки и вылечивает царя). Да к тому же он

Образ волшебного кота широко распространен в древнерусских лубочных повестях

Вероятно, оттуда А. С. Пушкин и заимствовал его.

Таким образом, кот соединяет сразу две черты: отрицательные (усыпляет всех вокруг) и положительные (сказывает сказки и вылечивает царя). Да к тому же он "ученый", а значит, и мудрый

 Джанни Родари  цикл

Джанни Родари цикл "Сказки по телефону"

  • "Про мышонка из книжонки"
  • Согласно сюжету, мышонок, который жил в книге, захотел попасть в реальный мир.
  • И кот в этой сказке представлен дружелюбным, с желтыми глазами, но сохраняющим черты охотника

Карло Коллоди

Карло Коллоди "Приключения Пиноккио, история марионетки"

Всемирную известность получила его детская повесть, в ней переплетаются мотивы итальянских народных сказок и реальная жизнь.

Герой - ожившая марионетка, озорной, ленивый мальчишка, который в конце повести начинает трудиться и превращается в настоящего человека

А. Н. Толстой создал повесть

А. Н. Толстой создал повесть "Золотой ключик"

Как известно, в повести "Приключения Пиноккио" есть кот, которого зовут Базилио (по-русски просто Васька). В этой сказке Кот хитер, он вор и обидчик. Интересно, что писатель изобразил лису и кота в паре. Подобное сочетание будет встречаться и в русских сказках

 

Образ Кота в комиксах:   Преодолевать трудности ему помогали изобретательность и некоторая степень жестокости. Ярко демонстрируемые чувства придавали образу индивидуальность и привлекали зрителей ] .Таким образом Феликс представлен нам ловким, изобретательным, но с какой-то стороны жестоким

Образ Кота в комиксах:

Преодолевать трудности ему помогали изобретательность и некоторая степень жестокости. Ярко демонстрируемые чувства придавали образу индивидуальность и привлекали зрителей ] .Таким образом Феликс представлен нам ловким, изобретательным, но с какой-то стороны жестоким

ХАНТЫЙСКИЕ СКАЗКИ   «Про кота и лесной дом»  «Как кот богатырем стал»,

ХАНТЫЙСКИЕ СКАЗКИ

«Про кота и лесной дом»

«Как кот богатырем стал»,

Вывод: Таким образом, в большинстве произведений литературы разных жанров и разных народов кот обладает такими качествами, которые ценились людьми: Кот : мудрый заступник Советчик Он сильный храбрый Добрый Трудолюбивый Находчивый Ласковый Озорной Но он бывает и таким: хитрым жадным Коварным мстительным

Вывод:

Таким образом, в большинстве произведений литературы разных жанров и разных народов кот обладает такими качествами, которые ценились людьми:

Кот :

  • мудрый заступник
  • Советчик
  • Он сильный
  • храбрый
  • Добрый
  • Трудолюбивый
  • Находчивый
  • Ласковый
  • Озорной

Но он бывает и таким:

  • хитрым
  • жадным
  • Коварным
  • мстительным

Вывод: Выдвинутая гипотеза: если образ кота очень часто привлекается в произведения литературы разных жанров у разных народов, то он является одним из способов воспитания положительных качеств характера подрастающего поколения, нами доказана. Поставленная цель достигнута

Вывод:

Выдвинутая гипотеза:

если образ кота очень часто привлекается в произведения литературы разных жанров у разных народов, то он является одним из способов воспитания положительных качеств характера подрастающего поколения, нами доказана.

Поставленная цель достигнута

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!