СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ матери- вечная тема искусства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ матери- вечная тема искусства»

Вечная тема искусства. Образ Матери.

Тип урока: комбинированный.

Цель: развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства, понимание их художественного образа.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности музыкальных знаний, как важнейшего компонента видов искусства.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Предметные: устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.



Задачи:

- определение особенностей воплощения образа матери в искусстве;

- приобщение детей к сокровищам мирового музыкального и изобразительного искусства:

- формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях, понимания интонационного своеобразия музыкальной речи.

УУД:

Личностные: воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию, формирование умения устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества, совместной работы в коллективе, совершенствование видов ревой деятельности.

Познавательные: вечные темы искусства, вопрлощенные в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки и осознание образных жанровых и стилевых основ музыки, как вида искусства, понимание того, что все искусства связаны друг с другом. с самой жизнью; осмысление основных принципов музыкального развития, построения музыкальных форм; идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий.

Регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения знакомой и незнакомой музыки; развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкальных образов, исполнительской деятельности.

Оборудование: проектор, презентация.

Ход урока:

1 Организационный момент (1-2 минуты)

-Приветствие

- Проверка готовности к уроку

- наличие учащихся

2. Проверка знаний учащихся:

Добрый день, ребята. Садитесь. Я приветствую Вас на уроке музыки.

-Начинаем работу. Настраиваемся на серьезную творческую деятельность. Мы с Вами продолжаем знакомство с миром музыки, живописи и литературы.

-Давайте вспомним С творчеством какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? ( с Мусоргским)

А какое произведение Мусоргского мы слушали? ( Картинки с выставки)

Что послужило созданию данного произведения? (выставка работ художника Гартмана)

Как вы думаете, почему Мусоргский придя домой с выставки написал музыкальное произведение именно на эти картинки? Что в них было необычного?

Соединение каких видов искусства в этих произведениях? ( музыка и живопись)

Ребята, но ведь у нас есть еще вид искусства, с которым также тесно взаимодействует музыка. Какой ?( литература).

Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим все эти вида искусства и их взаимодействие.

3. Организация мотивации и проблематизации (3-4 минуты)

- Ребята, я прочитаю вам стихотворение Ивана Бунина, а вы попробуйте догадаться о ком и о чем пойдет речь на сегодняшним уроке . (СЛАЙД 1)

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

- Итак. Какой образ рисует перед нами поэт в этом произведении? (Образ матери)

А как вы думаете, может ли быть тема матери одной из тем которые можно обсуждать вечно? (да)

Делаем вывод и определяем тему нашего урока: (Вечная тема искусства – образ матери). (СЛАЙД 2)

Как вы думаете какова цель нашего сегодняшнего урока? ( раскрытие образа матери в литературе, музыке и живописи, тема актуальна и в прошлом и в настоящее время).

Совершенно верно, ребята. Сегодня мы проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, познакомимся с шедеврами мирового искусства, с чувствами их авторов, и постараемся определить свое отношение к этому образу.

Открываем тетради и записываем дату и тему нашего урока. А эпиграфом нашего урока будут слова Л.Рогожникова

4.Первичное ознакомление с информацией.

- Материнство- это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означает слово «Мать»?

- Мать- символ жизни, вечности, тепла и всепобеждающей любви. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с этим именем связано и само понятие «Жизнь» - это Матушка Земля, Родина- мать., Природа-матушка и та , которая родила и живет во имя ребенка- мама.

- Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери находили в раскопках времен древнего мира.( СЛАЙД № 3)

Воспевая образ мамы мастера искусства желали выразить почет и уважение всем мамам на Земле. Для этого нужен был идеальный образ.

- С появлением христианства прообразом идеальной матери является Богородица. Древнерусские мастера создавали не картины, а что? ( иконы ). Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.



СЛАЙД № 4

На экране портрет Сергея Рахманинова и название произведения «Богородице Дево, радуйся»!

Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

СЛАЙД № 5

«Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах…»


– Это стихотворение А. С. Пушкина. О ком говорит поэт? Как вы думаете, о какой картине идёт речь? А как звучала музыка? Мешала ли она? (Ответы детей)

– Нет. Конечно, она только усиливает эмоциональную и выразительную сторону стихотворения.


СЛАЙД № 6

На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской.


-Что вы видите на экране?

Ответы детей:

У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?


Ответы детей:


- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.


У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.


СЛАЙД № 7


Не на троне - на Её руке, Левой

Ручкой, обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует... Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке...

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит...

В мире нет слепительнее чуда

Откровенья вечной Красоты!

Максимилиан Волошин


СЛАЙД № 8


У - Эту икону называют! «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всего, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Всё обращённое к ней несёт характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения (а самое дорогое).


У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»).


Ответы детей:


- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.


У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой.

У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria» («Радуйся. Мария» - так начинается молитва.)


Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.


СЛАЙД № 9



Ave Maria – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царила, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

Ave Maria – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха….

Афанасий Фет


СЛАЙД № 10


Портрет Ф.Шуберта.


У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всём мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.


Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria».


У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку.

Какую музыку услышали вы, по динамике, темпу, ладу? (Ответы детей)

Ребята, о Шуберте нам расскажет Кристина.

Франц Шуберт (1797 - 1828) - австрийский композитор, прожил всего 31 год, но написал огромное количество музыкальных произведений: симфонии, сонаты, оперы, хоры, около 400 танцев. Центральное место в творчестве Шуберта занимает вокально-песенная лирика. Свыше 600 песен написал Шуберт на слова поэтов Гёте, Шиллера, Гейне, Скотта. В песнях Шуберта господствует ясная, простая и очень задушевная мелодия.



На экране открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, Васнецова.


СЛАЙД № 11

Посмотрите на слайд.

У – Как вы считаете, ребята, какая из картин созвучна этому музыкальному произведению?


Ответы детей: («Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля).



СЛАЙД №12


У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.


СЛАЙД №13


Портрет Рафаэля Санти.


Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории.


СЛАЙД №14


- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Иисуса на страдание и муку. Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое - своё дитя. В ней чистота и сила, удивительная простота. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. На картине - мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. Картина "Сикстинская мадонна" самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

- Мы раскрыли содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, умиротворение. У Вас на партах «эмоциональная палитра». Определите не более 4-х определений, характеризующих данную картину.

- Высказывания детей. Почему именно эти?

СЛАЙД № 15

У. - Итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чём различие?

-В каком ладу написаны произведения?

-Какой темп и динамику использовали композиторы для своих произведений?

-Какой характер, настроение? (Ответы детей)

Вывод: у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.

Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.

Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.


СЛАЙД № 16


-Как интересно получается! Ведь эти произведения созданы не друг для друга, в разные эпохи, разными авторами, но какая удивительная схожесть! Насколько живописна музыка и музыкальна живопись воспевающие женские образы. Разные виды искусства используют одинаковые средства выразительности: спокойные, мягкие тона, краски, умеренный темп, плавность линий и звука.

Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились её глаза! На вашей руке был привязан номерок из клеёнки. На нём были написаны фамилия, число, год и время рождения, ваш вес. Вы были крошечными. Маме хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, и когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете.

Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.


СЛАЙД № 17 А. Дейнека “Мать”


- Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.


СЛАЙД № 18 К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”


- И эта картина, тоже написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своё дитя от жизненных невзгод).


- Как сам художник назвал свою картину? Читаем (“1918 год в Петрограде”).


- Можно ли дать другое название этой картине? (Да, например, “Петроградская мадонна”)


СЛАЙД № 19 О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”


- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.


Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)



- Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.


СЛАЙД № 20


ДОСТОИНСТВО МИР РАДОСТЬ

ВЕЛИЧИЕ ПРОСТОТА КРАСОТА

БЛАГОРОДСТВО ТИШИНА СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

(Ответы детей)


-Так устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.


Исполнение "Моя мама лучшая на свете" (исполнение песни)


4. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Чему был посвящен наш урок?

Какую тему называют в искусстве вечной? – образ матери.

Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины

5. Рефлексия «Пик понимания»

СЛАЙД № 21

- В заключении , посмотрите на картину. Что на ней изображено?

-Гора.

- Верно. Гора – это наш урок, мы с вами поднимались по склону горы к пониманию темы урока.

- У вас на партах 3 разноцветные карточки. Осознайте себя, где вы находитесь и поднимите карточку соответствующего цвета:

- у подножья горы, не зная о том, что находиться на вершине горы

- на середине пути, поняли, но не до конца, есть над чем подумать,

- или же всё хорошо поняли и добрались до самого пика.

СЛАЙД № 22

-Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.


Пусть ей вечно солнце рукоплещет.

Так она и будет жить в веках -

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребёнком на руках!


У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!

Учащиеся выходят из класса под музыку Ф. Шуберта «Ave, Maria».


СЛАЙД № 23