СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование наречий

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА «Образование  наречий»

ТИП УРОКА: урок объяснения нового материала.

ЦЕЛЬ:  познакомить учащихся со способами образования наречий, их особенностями.

Просмотр содержимого документа
«Образование наречий»

ТЕМА УРОКА «Образование наречий»

ТИП УРОКА: урок объяснения нового материала.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со способами образования наречий, их особенностями.

ЗАДАЧИ:

  • Показать, от каких частей речи образуются наречия.

  • Познакомить со способами образования наречий от прилагательных ( с помощью суффиксов - О, -Е и с помощью одновременного присоединения приставок и суффиксов).

  • Формировать умение образовывать наречия от прилагательных .

  • Развивать познавательную сферу учащихся и аналитическое мышление.

  • Развивать речь. Обогащать словарный запас учащихся и развивать интерес к родному языку.

  • Формировать потребность в новых знаниях, создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в парах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения.

  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

  • Формирование ответственности перед коллективом.

  • Формирование познавательной потребности; воспитание стремления к творчеству.

Метапредметные. Познавательные. Умение:

  • в сотрудничестве с учителем выделять и формулировать познавательную цель;

  • проводить анализ и синтез при знакомстве со способами образования наречий;

  • проводить рефлексию результатов деятельности;

Регулятивные. Умение:

  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

  • формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию;

  • наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Коммуникативные. Умение:

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

  • сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат;

  • адекватно использовать речевые средства для ведения дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные. Умение:

  • выявить способы образования наречий от прилагательных;

  • научиться образовывать наречия от прилагательных.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны русского языка. Давайте пожелаем друг другу успехов. Слайд 2.

Слайд 3. -Девизом нашего урока пусть станут слова:

Учись, смекай, активней будь!

И к знаниям откроешь путь!

-Каков их смысл? (предположения детей)

Слайд 4. - Запишите дату, классная работа

2. Актуализация знаний. Слайд 5. (устно)

На доске: Ро…кий, ре..кий, ло..ко, кре..кий, сколь…кий.

- Что объединяет эти слова? ( орфограмма – парный согласный звук в корне слова)

- Как проверить парный согласный звук в корне слова? ( правило)

- Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор.

- Какое слово «лишнее»? ( ловко) - Почему?

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о наречии.

- Поиграем в игру « ДА-НЕТ». Я буду говорить утверждения. Если вы согласны – киваете головой, если не согласны – поворачиваете голову вправо и влево.

Игра «Да – нет»

  1. Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия? Да

  2. Верно ли, что наречие – это служебная часть речи? Нет

  3. Наречие отвечает на вопросы ГДЕ?, КУДА? ОТКУДА? КАК? ПОЧЕМУ? Да

  4. Наречие изменяется по родам и числам. Нет

  5. В предложении наречия обычно являются обстоятельствами. Да

  6. Наречие – это неизменяемая часть речи. Да

  7. Наречия поясняют местоимения. Нет

- Дайте определение , что такое наречие.( правило)

- Итак, какое слово у нас было «лишнее»? ( ловко)

- Составьте предложение с наречием ЛОВКО. ( дети предлагают свои варианты)

Слайд 6. - Ребята, когда я готовилась к уроку, я тоже составила предложение, но оно у меня рассыпалось. Помогите мне. Составьте предложение из этих слов.

ГРЫЗЁТ, РЫЖАЯ, ЛОВКО, БЕЛОЧКА, ОРЕШКИ

(Рыжая белочка ловко грызёт орешки)

- Давайте запишем это предложение в тетрадь и разберём его. ( один ученик у доски)

3. Определение темы урока. Постановка цели урока.

- Ребята, а всё ли мы знаем о наречии? (Нет)

- Сегодня нам предстоит узнать, как появились наречия в русском языке и способ их образования.

Слайд 7. - Какая же тема нашего урока? (Образование наречий).

- Что же, мы сегодня должны узнать и чему научиться? ( Узнать, как образуются наречия, и научиться их образовывать)

- Запишите цель, которую вы поставите перед собой.

4.Открытие нового знания.

- Сегодня мы ответим на 2 вопроса:

1) От каких частей речи образуются наречия?

2) Какие части слова помогают их образованию?

Задание 1. - Проведём небольшое исследование. ( работа в парах)

-Прочитайте наречия. Попробуйте подобрать слова от которых образовались наречия. Запишите напротив.

- Проверим

Слайд 8. Весело –( весёлый) Изредка –( редкий) Внизу –( низ) По-моему –( мой) Во-вторых –( второй) Вскачь –(скакать)

- От каких частей речи образовались наречия ?( от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов).

- Как видите, наречия легко образуются от разных частей речи. И это не случайно.


Слайд 9. Сказка.

Давным-давно, в некотором царстве в некотором государстве Грамматики жили разные части речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, числительные и другие. Государство грамматики росло, крепло, развивалось, и вот появилась новая часть речи – НАРЕЧИЕ. Но к тому времени имена и глаголы уже разобрали почти все слова по своим владениям. Что оставалось наречию? Вот и пришлось ему приглашать к себе чужие слова. Проще всего это, оказалось, сделать с некоторыми прилагательными.

-Давайте понаблюдаем, как это произошло.

Задание 2. Слайд 10. - Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить?( 1) на однокоренные слова; 2) на наречия и прилагательные)

- Запишите пары однокоренных слов в столбик.( Дети работают в тетрадях, 1 у доски)

Громкий, высоко, высокий, низкий, быстрый, громко, певучий, низко, быстро, певуче.

- В прилагательных выделите основы и окончания.

Слайд 11.

Проверка. Громкий громко Высокий высоко Низкий низко Быстрый быстро Певучий певуче

- Понаблюдайте, как от прилагательных образовались наречия.

- Какая часть слова сохраняется при образовании наречий? (основа)

- Какая часть слова отбрасывается? (окончание).

- Какая часть слова присоединяется? (суффикс)

- Верно. Выделите суффиксы у наречий.

- А могут ли быть окончания у наречий? Почему?

- Итак, давайте сделаем вывод, как образуются наречия от прилагательных? ( К основе прилагательного добавили суффикс -О или –Е)

- Такой способ образования наречий по-научному называется суффиксальный. Как вы думаете, почему?

- Давайте попробуем сами образовать наречия от прилагательных с помощью суффиксов.

Устная фронтальная работа. ( дети отвечают хором)

Слайд 12. Лёгкий – ( легко) Правильный – ( правильно) Тёплый – ( тепло)

Неуклюжий – ( неуклюже) Искренний – ( искренне) Излишний – ( излишне) Хороший – (хорошо)

- Молодцы!

Задание 3. Слайд 13 - А попробуйте образовать наречие от прилагательного

НОВЫЙ с помощью суффиксов – О или – Е.

- Ребята, иногда, для образования наречий суффиксов бывает мало. Тогда на помощь приходят другие части слова. Как вы думаете, какие? ( приставки)

- А какие вы знаете приставки?

- Давайте попробуем образовать наречие с помощью, например, таких приставок как –С, -ЗА, - В и суффиксов.

- Какие наречия получились? СНОВА, ЗАНОВО, ВНОВЬ

- Запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (1 у доски)

- Какой новый суффикс появился? (-А)

Слайд 14 - Ребята, а давайте попробуем образовать наречия от прилагательного ЛЕВЫЙ тоже с помощью приставок и суффиксов. ( устно)

ВЛЕВО, НАЛЕВО, СЛЕВА

- Итак, ребята, какой же ещё есть способ образования наречий от прилагательных? (с помощью приставок и суффиксов)

- Такой способ называется приставочно-суффиксальным. Почему?

- Итак, ребята, давайте проверим, удалось нам ответить на наши вопросы.

- От каких частей речи могут образовываться наречия?

- Какие части слова помогают образовать наречия от прилагательных? ( суффиксы – О,- Е и приставки)

- Давайте проверим по учебнику, всё ли мы рассказали об образовании наречий от прилагательных.( с. 5 Часть 2).

5. Первичное закрепление.

- Приглашаю вас отправиться на прогулку. Учитель читает текст.

Слайд 15.

Мы часто ходим в ближний лесок. Как красиво в лесу зимой! Хорошо дышать свежим воздухом. Зимнее солнце ярко блестит на пелене снега. В морозной тишине громко трещат сороки. Ловкие белки весело прыгают от ветки к ветке. Справа и слева мелькают красные грудки снегирей.

- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

- Озаглавьте текст. ( «Зимний лес»)

- Найдите в тексте наречия .и выпишите их в тетрадь в столбик. (Часто. Красиво. Хорошо. Ярко. Громко. Весело. Справа. Слева) (1 у доски)

Слайд 16. - При помощи каких частей слова образованы эти наречия? (выделяют)

- Запишите, напротив наречий, от каких прилагательных они образованы.

6. Первичная диагностика усвоения знаний. Слайд 17.

- А сейчас работаем в группе, закрепляем полученные знания.

Дифференцированное задание.

  1. Образуйте от прилагательных наречия с помощью суффиксов.

Светлый. Близкий. Ленивый. Меткий. Красивый

  1. * Образуйте наречия от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

Правый. Далёкий. Редкий

7. Домашнее задание. Слайд 18.

8.Итог урока. Слайд 19.

- Ребята, вспомните, какая была тема нашего урока.

- Задайте вопросы своим одноклассникам по этой теме.

(- От каких частей речи могут образовываться наречия?

- Какие части слова помогают образовать наречия от прилагательных? ( суффиксы – О,- Е, -А и приставки)

- Какой есть способ образования наречий от прилагательных?) (называется суффиксальный, называется приставочно-суффиксальным)

9. Рефлексия. Слайд 20.

- А сейчас посмотрите на цели, котолрые вы поставили вначале урока. Отметьте, достигли ли вы поставленной цели.

10. Оценки

7