ТЕМА УРОКА «Образование наречий»
ТИП УРОКА: урок объяснения нового материала.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со способами образования наречий, их особенностями.
ЗАДАЧИ:
Показать, от каких частей речи образуются наречия.
Познакомить со способами образования наречий от прилагательных ( с помощью суффиксов - О, -Е и с помощью одновременного присоединения приставок и суффиксов).
Формировать умение образовывать наречия от прилагательных .
Развивать познавательную сферу учащихся и аналитическое мышление.
Развивать речь. Обогащать словарный запас учащихся и развивать интерес к родному языку.
Формировать потребность в новых знаниях, создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в парах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Формирование ответственности перед коллективом.
Формирование познавательной потребности; воспитание стремления к творчеству.
Метапредметные. Познавательные. Умение:
в сотрудничестве с учителем выделять и формулировать познавательную цель;
проводить анализ и синтез при знакомстве со способами образования наречий;
проводить рефлексию результатов деятельности;
Регулятивные. Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию;
наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Коммуникативные. Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат;
адекватно использовать речевые средства для ведения дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные. Умение:
ХОД УРОКА
1.Организационный момент Слайд 1.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны русского языка. Давайте пожелаем друг другу успехов. Слайд 2.
Слайд 3. -Девизом нашего урока пусть станут слова:
Учись, смекай, активней будь!
И к знаниям откроешь путь!
-Каков их смысл? (предположения детей)
Слайд 4. - Запишите дату, классная работа
2. Актуализация знаний. Слайд 5. (устно)
На доске: Ро…кий, ре..кий, ло..ко, кре..кий, сколь…кий.
- Что объединяет эти слова? ( орфограмма – парный согласный звук в корне слова)
- Как проверить парный согласный звук в корне слова? ( правило)
- Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор.
- Какое слово «лишнее»? ( ловко) - Почему?
-Давайте вспомним, что мы уже знаем о наречии.
- Поиграем в игру « ДА-НЕТ». Я буду говорить утверждения. Если вы согласны – киваете головой, если не согласны – поворачиваете голову вправо и влево.
Игра «Да – нет»
Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия? Да
Верно ли, что наречие – это служебная часть речи? Нет
Наречие отвечает на вопросы ГДЕ?, КУДА? ОТКУДА? КАК? ПОЧЕМУ? Да
Наречие изменяется по родам и числам. Нет
В предложении наречия обычно являются обстоятельствами. Да
Наречие – это неизменяемая часть речи. Да
Наречия поясняют местоимения. Нет
- Дайте определение , что такое наречие.( правило)
- Итак, какое слово у нас было «лишнее»? ( ловко)
- Составьте предложение с наречием ЛОВКО. ( дети предлагают свои варианты)
Слайд 6. - Ребята, когда я готовилась к уроку, я тоже составила предложение, но оно у меня рассыпалось. Помогите мне. Составьте предложение из этих слов.
ГРЫЗЁТ, РЫЖАЯ, ЛОВКО, БЕЛОЧКА, ОРЕШКИ
(Рыжая белочка ловко грызёт орешки)
- Давайте запишем это предложение в тетрадь и разберём его. ( один ученик у доски)
3. Определение темы урока. Постановка цели урока.
- Ребята, а всё ли мы знаем о наречии? (Нет)
- Сегодня нам предстоит узнать, как появились наречия в русском языке и способ их образования.
Слайд 7. - Какая же тема нашего урока? (Образование наречий).
- Что же, мы сегодня должны узнать и чему научиться? ( Узнать, как образуются наречия, и научиться их образовывать)
- Запишите цель, которую вы поставите перед собой.
4.Открытие нового знания.
- Сегодня мы ответим на 2 вопроса:
1) От каких частей речи образуются наречия?
2) Какие части слова помогают их образованию?
Задание 1. - Проведём небольшое исследование. ( работа в парах)
-Прочитайте наречия. Попробуйте подобрать слова от которых образовались наречия. Запишите напротив.
- Проверим
Слайд 8. Весело –( весёлый) Изредка –( редкий) Внизу –( низ) По-моему –( мой) Во-вторых –( второй) Вскачь –(скакать)
- От каких частей речи образовались наречия ?( от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов).
- Как видите, наречия легко образуются от разных частей речи. И это не случайно.
Слайд 9. Сказка.
Давным-давно, в некотором царстве в некотором государстве Грамматики жили разные части речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, числительные и другие. Государство грамматики росло, крепло, развивалось, и вот появилась новая часть речи – НАРЕЧИЕ. Но к тому времени имена и глаголы уже разобрали почти все слова по своим владениям. Что оставалось наречию? Вот и пришлось ему приглашать к себе чужие слова. Проще всего это, оказалось, сделать с некоторыми прилагательными.
-Давайте понаблюдаем, как это произошло.
Задание 2. Слайд 10. - Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить?( 1) на однокоренные слова; 2) на наречия и прилагательные)
- Запишите пары однокоренных слов в столбик.( Дети работают в тетрадях, 1 у доски)
Громкий, высоко, высокий, низкий, быстрый, громко, певучий, низко, быстро, певуче.
- В прилагательных выделите основы и окончания.
Слайд 11.
Проверка. Громкий громко Высокий высоко Низкий низко Быстрый быстро Певучий певуче
- Понаблюдайте, как от прилагательных образовались наречия.
- Какая часть слова сохраняется при образовании наречий? (основа)
- Какая часть слова отбрасывается? (окончание).
- Какая часть слова присоединяется? (суффикс)
- Верно. Выделите суффиксы у наречий.
- А могут ли быть окончания у наречий? Почему?
- Итак, давайте сделаем вывод, как образуются наречия от прилагательных? ( К основе прилагательного добавили суффикс -О или –Е)
- Такой способ образования наречий по-научному называется суффиксальный. Как вы думаете, почему?
- Давайте попробуем сами образовать наречия от прилагательных с помощью суффиксов.
Устная фронтальная работа. ( дети отвечают хором)
Слайд 12. Лёгкий – ( легко) Правильный – ( правильно) Тёплый – ( тепло)
Неуклюжий – ( неуклюже) Искренний – ( искренне) Излишний – ( излишне) Хороший – (хорошо)
- Молодцы!
Задание 3. Слайд 13 - А попробуйте образовать наречие от прилагательного
НОВЫЙ с помощью суффиксов – О или – Е.
- Ребята, иногда, для образования наречий суффиксов бывает мало. Тогда на помощь приходят другие части слова. Как вы думаете, какие? ( приставки)
- А какие вы знаете приставки?
- Давайте попробуем образовать наречие с помощью, например, таких приставок как –С, -ЗА, - В и суффиксов.
- Какие наречия получились? СНОВА, ЗАНОВО, ВНОВЬ
- Запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (1 у доски)
- Какой новый суффикс появился? (-А)
Слайд 14 - Ребята, а давайте попробуем образовать наречия от прилагательного ЛЕВЫЙ тоже с помощью приставок и суффиксов. ( устно)
ВЛЕВО, НАЛЕВО, СЛЕВА
- Итак, ребята, какой же ещё есть способ образования наречий от прилагательных? (с помощью приставок и суффиксов)
- Такой способ называется приставочно-суффиксальным. Почему?
- Итак, ребята, давайте проверим, удалось нам ответить на наши вопросы.
- От каких частей речи могут образовываться наречия?
- Какие части слова помогают образовать наречия от прилагательных? ( суффиксы – О,- Е и приставки)
- Давайте проверим по учебнику, всё ли мы рассказали об образовании наречий от прилагательных.( с. 5 Часть 2).
5. Первичное закрепление.
- Приглашаю вас отправиться на прогулку. Учитель читает текст.
Слайд 15.
Мы часто ходим в ближний лесок. Как красиво в лесу зимой! Хорошо дышать свежим воздухом. Зимнее солнце ярко блестит на пелене снега. В морозной тишине громко трещат сороки. Ловкие белки весело прыгают от ветки к ветке. Справа и слева мелькают красные грудки снегирей.
- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?
- Озаглавьте текст. ( «Зимний лес»)
- Найдите в тексте наречия .и выпишите их в тетрадь в столбик. (Часто. Красиво. Хорошо. Ярко. Громко. Весело. Справа. Слева) (1 у доски)
Слайд 16. - При помощи каких частей слова образованы эти наречия? (выделяют)
- Запишите, напротив наречий, от каких прилагательных они образованы.
6. Первичная диагностика усвоения знаний. Слайд 17.
- А сейчас работаем в группе, закрепляем полученные знания.
Дифференцированное задание.
Образуйте от прилагательных наречия с помощью суффиксов.
Светлый. Близкий. Ленивый. Меткий. Красивый
* Образуйте наречия от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.
Правый. Далёкий. Редкий
7. Домашнее задание. Слайд 18.
8.Итог урока. Слайд 19.
- Ребята, вспомните, какая была тема нашего урока.
- Задайте вопросы своим одноклассникам по этой теме.
(- От каких частей речи могут образовываться наречия?
- Какие части слова помогают образовать наречия от прилагательных? ( суффиксы – О,- Е, -А и приставки)
- Какой есть способ образования наречий от прилагательных?) (называется суффиксальный, называется приставочно-суффиксальным)
9. Рефлексия. Слайд 20.
- А сейчас посмотрите на цели, котолрые вы поставили вначале урока. Отметьте, достигли ли вы поставленной цели.
10. Оценки
7