Урок обществознания в 5 классе
Учитель: Корчагина С.Н.
Тема урока: Образование в жизни человека.
Цели: познакомить с системой современного школьного образования; показать различия современной школы и старой русской, роль знаний в формировании личности; объяснить смысл получения образования; дать представление о сложности процесса передачи знаний и их восприятия; раскрыть значение понятий – образование, школа.
Планируемые результаты:
Предметные: уч-ся научатся характеризовать систему образования Российской Федерации; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объяснять побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни человека;
Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные УУД: формировать мотивацию к активному учению; осознание необходимости получения достойного образования.
Тип урока: открытие нового знания.
ХОД УРОКА
1. Организационнный момент
2. Мотивационно-целевой этап
Мы продолжаем на наших уроках рассматривать ситуации в центре которых находится ребенок, а именно «Ребенок в школе».
-А кого мы называем ребенком?
-Вспомните, как вы первый раз пошли в школу.
_-Какое у вас было настроение?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
МЕТОД ТАБЛИЦА «Я ЗНАЮ, Я ХОЧУ УЗНАТЬ, Я УЗНАЛ»
Цель: выяснить ожидания уч-ся.
- Что вы уже знаете?
-Что хотите узнать?
-Вы ходите в школу зачем?
-Какого человека можно назвать образованным?
Проблемный вопрос
-Почему успешная учеба в школе важна не только для вас самих, но и для общества?
Кого бы вы назвали хорошим учеником?
3. Работа по теме урока
Часть жизни человека проходит в школе. И очень важно понять для себя: это потраченные впустую годы или же, наоборот, полезные, дающие личности старт? Поговорим об этом на уроке.
1) школьное образование
Школа- это дорога в большой мир, именно школа помогает вам приобрести новые знания, Возможно, кто-то из вас подумает: « Подумаещь, знания. Мне бы денег побольше, и я все смогу».
Предлагаю вам послушать притчу
Путники ночевали в заброшенном оазисе. Водоем высох, но в оазисе была старая хижина и несколько пальм. Утром проводник с верблюдами и товарами исчез. Старик спокойно встретил новость, а купец негодовал:
-Подлец , украл все. Тебе лучше, старик. У тебя не было товаров, только мешок с едой. Даже его забрал вор.
-У меня есть знания. Знание- сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает ,-заметил старик.
-Что толку в знаниях?! Мы умрем в пустыне без воды,- сердился купец.
-В оазисе мы запасем воду и настигнем вора в городе за пустыней,- сказал старик.
-Ты видишь воду в этом сухом водоеме?- съязвил купец.
Старик молча вынес из хижины большое стеклянное блюдо и чашку. Затем он выкопал ямку в песке глубиной полметра. Положил на дно ямы чашку и накрыл яму блюдом. К изумлению купца, в чашку стала капать вода со дна блюда.
-Песок внутри влажный. Солнце светит сквозь стекло и выпаривает влагу из стенок ямы. Она оседает на блюде и стекает в чашку,- объяснил старик.
Затем старик срезал полый стебель сухого тростника. Он воткнул стебель в дно водоема и стал его сосать. Вскоре из стебля показалась вода.
--На дне водоема вода прячется на маленькой глубине,- объяснил старик удивленному купцу.
Пока они шли через пустыню, старик добывал воду отовсюду: из кактуса и камня, из росы и верблюжьей колючки.
Когда путники дошли до города и настигли вора, купец дал старику денег и сказал:
-Знание – сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает.
-О чем эта притча?
-Приведите примеры из жизни, доказывающие. Что знание- сокровище.
-Откуда люди могут черпать знания?
Согласно Закону « Об образовании в Российской Федерации» в нашей стране установлены следующие ступени общего образования:
---дошкольное образование;
---начальное общее образование;
---основное общее образование
---среднее общее образование.
--Внимательно изучите предложенную схему и расскажите, какие ступени школьного образования вы уже преодолели и чему научились
Согласно Конституции в нашей стране основное общее образование (9 классов) является обязательным для всех.
---Совсем недавно вы стали учениками основной школы. Что нового появилось у вас в вашей школьной жизни?
Уверена, что уже с первых дней учебы в 5 классе вы начали понимать, насколько интересно и одновременно непросто постигать новые науки.
Проблемный вопрос
-Но только ли новые знания приобретает человек в школе? Выскажите свои предположения.
Рассмотрите схему на стр. 51 учебника.
Какие ступени образования на ней изображены?
--А какие ассоциации возникают у вас при слове ОБРАЗОВАНИЕ?
Таким образом, ОБРАЗОВАНИЕ- это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего мира, при
обретая или меняя профессию, мы всю жизнь обновляем свои знания и умения, совершенствуя себя как личность, чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося мира.
Работа в группах
Задание № 1
-У вас на столах лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов « Верите ли вы, что…»
Ответ на вопрос может быть только «ДА» или «НЕТ». Если «ДА» , то справа от вопроса в первом столбце поставьте знак +, если «НЕТ», то знак -. Если сомневаетесь- поставьте ?
2) О чем рассказала бабушка
-Однако такая система образования была не всегда. Интересно ли вам заглянуть в прошлое?
Работа по группам.
Изучив предложенный материал. Составьте рассказ о старой русской системе образования
Первая группа изучает текст в рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 51-52
Вторая группа изучает и анализирует иллюстрации учебника на с.52-53
Третья группа изучает текст «О чем рассказала бабушка» на с. 52
Четвертая группа изучает текст в рубрике «Жил на свете человек» на с.54
ФИЗМИНУТКА
3) Чему учит школа сегодня
Итак, мы совершили экскурсию в старые школы. А теперь пришла пора поговорить о современных образовательных учреждениях
Проблема - ЧЕМУ УЧИТ СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА?
Работа с текстом учебника с.54-55
4) Первичное закрепление
Работа в группах
Выберите из предложенного списка знания, которые вы получаете в школе, и которые вам пригодятся в разных профессиях ( на примере1-2 профессий доказать)
Список, по желанию, можно добавить своими вариантами знаний
В доказательстве пользуемся формулой ПОПС с проговариванием во внешней речи
П - позиция (я считаю, что…)
О - объяснение (потому, что…)
П - пример
С - следствие, вывод (таким образом…)
Работа с пословицами
Существует множество пословиц и поговорок об учении.
-Объясните, какие из них, с вашей точки зрения, подходят для современной школы, а какие устарели и почему ?
Представьте себе, что мы присутствуем на заседании круглого стола и на обсуждение вынесен вопрос о значении хорошего образования для отдельного человека и общества в целом.
Разделитесь на две группы
ПЕРВАЯ ГРУППА отвечает на вопрос: что хорошего может дать человеку образование?
ВТОРАЯ ГРУППА отвечает на вопрос: что хорошего может дать образование государству?
4. учись учиться
-Как вы считаете, то имел в виду ученый Фредерик Тейлор , произнеся фразу: « Сегодня надо работать умнее, а не усерднее»?
-Согласны ли вы с ним?
Итак, сегодня вы ученики. Учеба является вашим основным трудом. Но трудиться никогда не бывает легко. Чтобы труд увенчался успехом, необходимо проявлять силу воли, настойчивость, мотивировать себя к ученой деятельности.
-Прочтите вслух текст « Учись учиться» на с.55-57 учебника и ответьте на вопросы
-Почему ваша школьная оценка – это результат вашего труда?
-В чем вы видите причины школьных неудач?
-Как вы поступаете в таких случаях?
-Что вы чувствуете, когда после приложенных усилий добиваетесь хорошего результата?
5. Алгоритм выполнения домашнего задания
6 Подведение итогов урока
Недавно в одной из школ ваши ровестники, пятиклассники, обсуждали вопрос: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА СЕГОДНЯ?
-Как на этот вопрос ответите вы?
Объясните смысл русской пословицы: МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК - ЗНАНИЕМ».
7. Домашнее задание
-Прочитать пар.6 и ответить на вопросы
Задание на выбор - подготовить презентацию или нарисовать плакат-постер на тему « Наш класс»