Просмотр содержимого документа
«Образование в Германии»
Система образования в Германии
Подготовила: Салахова С.В.
Система образования в Германии представляет собой классическую структуру:
Уровень
Возраст
Детский сад
3-5
Начальная школа
6-11
Средняя школа
11-16
Средняя профильная школа
16-19
Высшая школа
19-24, иногда 19-29
Детский сад
Система дошкольного образования в Германии направлена на развитие у детей детсадовского возраста навыков логического мышления. Все малыши до того как пойти в общеобразовательную школу, разбирают веселые тесты с логической составляющей и учатся правильно выражать свои мысли. Педагоги помогают малышам развивать образное мышление, учат рисованию и прикладному творчеству. Также в садиках дети развиваются физически и учат основы музыкальной грамотности. А вот правописанию немецких детей до школы не обучают.
Критерием готовности к школьному образованию выступает не умение ребенка писать и быстро читать, а нормальная социальная зрелость.
Школа
Начальная школа (Grundschule).
Начальная школа длится 4 года, но в Берлине и Бранденбурге существуют шестилетние начальные школы. Каждый ребёнок обязан посещать базовую начальную школу, в которой он изучает основы немецкого языка, естествознания, математики, искусства, музыки, физической подготовки а также первого иностранного языка (на выбор).
Школа
«Ориентировочный этап» (Orientierungsstufe)
Учителя должны оценить способности каждого отдельно взятого ученика и выбрать для него наиболее приемлемый вид дальнейшего обучения, а дети – определить для себя дальнейшие цели в жизни и трезво оценить свои возможности.
Разделение учащихся на 4 группы:
- средняя школа (Hauptschule) - не ставят основной целью получить высшее образование;
- реальное училище (Realschule)- полученный аттестат позволяет продолжить профессиональное обучение любого рода, так же предоставляет право учиться в общеобразовательных специализированных школах или специализированных гимназиях;
- школа единой программы (Gesamtschule);
- гимназия (Gymnasium) - самые способные ученики.
Высшее образование
Программы обучения:
Бакалавр (Bachelor) – первый диплом, дающий право на профессиональную деятельность. Продолжительность обучения составляет 3-4 года, для допуска необходим аттестат о законченном среднем образовании (Abitur).
Магистр (Master) – второй диплом, выдается после 1-2 лет обучения. Начало обучения либо сразу после бакалавриата, либо после нескольких лет профессиональной деятельности. В магистратуре делается акцент на более глубокую специализацию и на научную работу. Магистратура наряду с дипломом специалиста является предпосылкой для допуска в аспирантуру.
Аспирантура (Promotion) – рассматривается в Германии как третья ступень Болонского процесса. Написание диссертации возможно только в университетах. Подготовка диссертации (Promotion), связанная с проведением независимого научного исследования, продолжается в течение 2–4 лет после получения магистерской или эквивалентной степени (Diplom/ Erstes Staatsexamen/ Magister Artium). Степень кандидата наук (Doktor) присваивается после написания диссертации и успешной сдачи устного экзамена, либо защиты диссертации.
Доктор наук (Doktor) - чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень "доктора", вам понадобится дополнительно от двух до пяти лет. Из-за того, что университетское обучение в Германии связано с исследовательской деятельностью, многие студенты превышают сроки "стандартного периода обучения".
Преимущества и недостатки образования в Германии и России
Учащиеся из России могут поступать в любые Вузы Германии, но это невозможно сделать сразу после окончания школы. Дело в принципиальных различиях в системе среднего образования России и образования Германии. Немецкие школьники учатся в школе 13 лет, русские - только 11, поэтому поступить в немецкий университет можно лишь после окончания двух курсов российского высшего учебного заведения.
Плюсы:
- Бесплатное образование:
- Инфраструктура;
- Собственный учебный план;
- Возможность найти себя;
- Работа при университете.
Минусы:
- Самоконтроль;
- Обучение на иностранном языке;
- Достаточно трудно приобрести учебник или книгу.
Мюнхенский университет
Гамбургский университет
Детские сады
Список использованной литературы:
- Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. – М.,
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. – М.,
- Писарева Л.И. Тенденции развития современной школы ФРГ.// Педагогика, 1991,
- Сергеева Н.Б. Впечатления о современной немецкой школе.// Педагогика, 1993, 3.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!