СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная картография

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке собран краткий материал о современной педагогической технологии образовательная картография.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная картография»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

КАРТОГРАФИЯ


Карта – это модель действительности


Масштаб – это степень уменьшения, с которой изображается данная поверхность против её натуральных размеров. Масштаб – это отношение, показывающее во сколько раз уменьшена каждая линия, нанесённая на карту, против её размеров на местности.


Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя

отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки информации


Условные знаки – это своеобразный алфавит карты. Перечень всех графических обозначений (знаков), встречающихся на карте, с краткими к ним пояснениями обычно помещается на полях карты, или на свободных местах внутри её рамки. Этот перечень называется легендой карты и служит ключом для раскрытия её содержания, своеобразным словарём, помогающим прочтению карты. Первое правило перед началом работы с картой и чтением


Технологияэто совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).


Рефлексия – мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом рефлексии: вспомнить, деятельности (её смыслы, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты)


Образовательная карта – это субъективная модель действительности.

Типы образовательных карт:

комплексные - это своеобразный "винегрет", это карты общего содержания. Не забывайте о генерализации!

тематические - такие карты называют "карты на платформе". Эти карты строятся на основе главной фундаментальной идеи, основания, "платформы" какого-либо опыта

(содержания).


Образовательная картография – это технология аналитической и проектной работы, направленная на создание внешней плоскостной формы (модели) реальной действительности (по Митрошиной Т.М.).

Это та технология, которая позволяет организовывать коммуникативное пространство любого коллектива (класса, школы, учебной группы и т.д.). Данная технология может принимать форму аналитической игры, где выделяются следующие роли:

  • роль "Главного картографа" (организатора игры) на этапе ввода в игру;

  • роль "картографа-консультанта" на этапе рисования карты;

  • роль «картографа-консультанта» на этапе рисования карты;

  • роль «картографа участника»;

  • роли экспертов.




Кто автор технологии?

Технология «Образовательная картография» родилась в стенах Гуманитарного лицея города Ижевска в 1995 году и реализовывалась как тьюторская. Благодаря Зориной Марине Геннадьевне она получила широкое распространение.


Почему эта технология – образовательная?

Эта технология образовательная, потому что:

 это новое знание; преодоление мыслительных препятствий (а они у вас могут возникнуть...), и, следовательно, это развитие;

 это возможность её применения в ежедневной педагогической практике;

 в виде рефлексии собственной педагогической и ученической деятельности;

 в виде индивидуальной и коллективной формы внеучебной работы.

 это толчок к проектированию индивидуальной образовательной программы.


Почему это картография?

Такие научные термины, как топография, география, картография объединяет один корень – "графо", что по-гречески значит "описание". Поэтому все эти науки связаны с описанием чего-либо.

Картография – это наука о географических картах, методах их создания и изучения, которая несёт в себе два основных понятия: землеизмерение и землеописание.


Образовательная картография предполагает процесс создание карты, отображающей желаемую или реальную действительность, способствующую реализации образовательных целей.


Образовательная картография – технология субъективного видения собственного развития на определенном этапе или в перспективе.


Образовательная картография, как правило, используется для выявления познавательных интересов ребёнка, диагностики его личностного потенциала, анализа достижений, для организации коммуникации класса с целью выявления проблем, лидеров.

Создавая образовательную карту помните об обхвате "территории". В нашем случае – это тот опыт, который является содержанием карты.

Выработка единицы масштабирования – самый сложный момент создания образовательной карты, так как это единица субъективная.

Где может использоваться?

Образовательная картография, как правило, используется для выявления познавательных интересов ребёнка, диагностики его личностного потенциала, анализа достижений, для организации коммуникации класса с целью выявления проблем, лидеров.

Работая над созданием карты, путём проговаривания, оценивания своего поступка, действия, ребёнок учится анализировать, оценивать свои поступки и действия своих одноклассников и делать выводы: «хорошо» или «плохо».

Применяется на классных часах, родительских собраниях, уроках технологии и окружающего мира


В рамках каких тем может быть использована технология?

 «Мой класс и Я»

«Можно и нельзя»

«Карта моих дефицитов»

«Мои поручения»

«Мои достижения»

«Мои школьные трудности»

«Моё образование»

«Мои жизненные ценности»

«Традиции моей семьи (школы)»

«Я – гражданин Российской Федерации»

«Моя безопасность»

«Река жизни»

Требования к образовательной карте

1.   Образовательная карта должна отражать Ваш личный опыт;

2.    Образовательная карта должна иметь условную масштабность, то есть большее-меньшее проявление (значение, влияние) объектов, вынесённых на карту. Определите  собственную единицу масштабирования. Например, были выработаны такие единицы масштабирования: «один был» – участвовал, «одно событие» – серьезное явление, мероприятие (факт, событие), «один чел» – по количеству одноклассников, педагогов, родителей, «одно достижение» - успех, достижение, удача и т.д. 

3.     Образовательная карта должна иметь знаковость. Определите собственную систему условных обозначений;

4.     Карта должна отвечать правилу картографической генерализации, чтобы она не превращалась в случайный набор явлений, фактов, объектов или показателей, то есть должен существовать отбор и обобщение содержания, изображение только главных, имеющих существенное значение явлений, фактов, объектов или показателей;

5.     Образовательная карта должна быть правильно оформлена, то есть иметь:

                    название карты – вверху;

                    условные обозначения в специальной рамке – внизу или по правому краю листа (постарайтесь не выносить их на другой лист!);

                    собственную цветовую гамму.