Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 п. Березовка
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПАТРИОТ»
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
Паспорт программы.
Обоснование и актуальность программы.
Цели и задачи программы.
Основные направления и формы реализации программы.
Механизм реализации программы. Схема взаимодействия всех участников программы.
Ресурсное обеспечение программы.
Планируемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
План мероприятий по реализации программы.
Условия реализации программы.
Литература.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. | Полное название | Воспитательная программа патриотического направления «Патриот» |
2. | Автор программы | Алесина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы |
3. | Дата создания | 2016 год |
4. | Характеристика программы | Авторская |
5. | Направление деятельности | Патриотическое |
6. | Сроки реализации | 5 лет |
7. | Возраст участников | 11-15 лет |
8. | Цели программы | Воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота. |
9. | Задачи программы | Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю, Отечеству. Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции, основанной на соблюдении и пропаганде ЗОЖ Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России, истории и обычаев малой родины. |
10. | Ожидаемые результаты | Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся. Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну. Снижение уровня правонарушений обучающихся. Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников. Развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества. |
11. | Ресурсное обеспечение программы | Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи |
12. | Направления программы | Связь поколений; Растим патриота и гражданина России; Здоровая нация; Я и моя семья. |
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному, переходит в любовь к государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем к всему человечеству»
Д.С. Лихачёв
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа разработана на основе государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданского и патриотического воспитания в школе и представляет собой определенную систему организации патриотического воспитания. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, ставших особенно актуальными. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Все более заметна постоянная утрата обществом чувства патриотизма. В сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.
Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота.
Задачи программы:
Воспитание у обучающихся любви и уважения к малой родине и Отечеству.
Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
Создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции, основанной на соблюдении и пропаганде ЗОЖ.
Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
Повышение качества патриотического воспитания в школе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений | цель | Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. |
задачи | 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Изучать историю родного края. 4. Воспитывать у обучающихся духовно-нравственные ценности. 5. Формировать экологическое поведение. |
формы | тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины. |
Растим патриота и гражданина России. | цель | формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. |
задачи | 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. |
формы | тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Героев, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. |
Здоровая нация. | цель | воспитание у обучающихся любви к спорту, формирование основ ЗОЖ. |
задачи | 1. Приобщать обучающихся к спорту и ЗОЖ. 2. Воспитывать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью и необходимости физического развития. 3. Формировать здоровьесберегающее поведение. |
формы | спартакиады и соревнования, Дни здоровья, выпуск листовок, газет, конкурсы, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал. |
Я и моя семья. | цель | осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. |
задачи | 1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. |
формы | беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения. |
Направления программы
Формы:
Участие в школьных, окружных и городских мероприятиях патриотического характера.
Организация мероприятий и конкурсов в начальных классах и среднем звене.
Лидерская позиция в организации месячников «За здоровый образ жизни», спортивных и профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни на микрорайоне посёлка.
Участие в организации летнего оздоровительного отдыха учащихся школы, в городском оздоровительном лагере в школе.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.
Внутренние ресурсы: учителя- единомышленники, библиотекарь школы, родители, дети, социальный работник школы, спортивный зал, стадион школы, школьный музей.
Внешние ресурсы: спортсмены из спортивных клубов города, представители организации «Боевое братство», городская библиотека, Центр Народной Культуры и досуга пос. Берёзовка, интернет, СМИ, воинская часть №3800, участники войны и труженики тыла поселка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
В результате реализации программы ожидается:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: первичные навыки и способности к самореализации, формирование активной жизненной позиции;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся;
воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну;
снижение уровня правонарушений обучающихся;
развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества.
Обучающиеся научатся: самостоятельно добывать знания и применять их на практике, грамотно вести диалоги и аргументированно участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера, активно участвовать в коллективной познавательной деятельности, работать со справочной литературой, оформлять результаты своей деятельности.
Обучающиеся будут воспитывать в себе: любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности будущего гражданина России.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 направление
Трудовое воспитание | Трудовые акции (сбор макулатуры), субботники | 1 и 4 четверти |
Классные часы: | В течение года |
Благоустройство (озеленение) классных комнат и пришкольной территории | В течение года |
Работа творческих мастерских (при подготовке общешкольных мероприятий) | В течение года |
Генеральные уборки классной комнаты | Один раз в четверть |
Духовно-нравственное воспитание | Традиционные мероприятия: День знаний День пожилых людей День учителя Праздник Осени День матери Новогодний праздник День Защитника Отечества 8 Марта День семьи | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Май |
| Классные часы, беседы, тренинги по духовно-нравственному воспитанию | В течение года |
Информационно-просветительская работа (стенды, плакаты, презентации) | В течение года |
Акции: «Белый цветок» «Поздравь учителя» «Неделя добрых дел» «Ветеран живет рядом» «Помоги младшим» «Дети-инвалиды» «Бессмертный полк» «Георгиевская ленточка» | В течение года |
Эколого-краеведческое воспитание | Экологические акции: «Чистый школьный двор» «Долой мусор!» «Школьная клумба» | 1 и 4 четверти |
Информационно-просветительская работа (стенды, учебные презентации, практические работы на территории школьного двора) | В течение года |
Летний трудовой отряд «Юность» | Июнь |
Общешкольные мероприятия: Конкурс экологического рисунка и плаката День Земли Конкурс экологической сказки Конкурс «Лучший зелёный уголок» | 2 и 4 четверти |
Экскурсии в природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе | В течение года |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа долговременная, рассчитана на 5 лет, т. е. с 5 по 9 класс, пока дети будут учиться одним классом все вместе.
Ступени реализации программы:
1 год, 5 класс.
(2016 - 2017 учебный год)
Анализ состояния воспитанности, здоровья, увлечений, творческого потенциала, семейного микроклимата, семейных увлечений учащихся.
Создание в классе актива ( органов самоуправления) и распределение обязанностей между участниками программы, педагогическое руководство и обучение органов самоуправления.
Обучение планированию работы и совместное планирование работы по программе.
Беседы школьного врача с учащимися о вреде курения, алкоголя на организм подростка, о необходимости соблюдения личной гигиены, о пользе закаливания и занятий спортом, о правильном питании и соблюдении режима дня.
Встреча с известными спортсменами посёлка и города с целью создания у детей образа здорового, законопослушного гражданина, свободного от вредных привычек, хорошего семьянина, патриота своего дела и своей малой Родины.
Участие в школьных проектах, соревнованиях, воспитательных внеклассных мероприятиях, окружных и городских конкурсах и соревнованиях, мероприятиях на микрорайоне.
Встречи с ветеранами и участниками войны, тружениками тыла, старожилами посёлка, изучение истории школы и истории Берёзовки.
Совместные с родителями досуговые дела, посещение театра, музеев, соревнований.
2 год, 6 класс.
(2017-2018 учебный год)
Анализ работы по программе за первый год, коррекция программы при необходимости и планирование жизнедеятельности по реализации программы на второй год с учетом ошибок.
Анализ участия и результативность работы органов ученического самоуправления, коррекция органов самоуправления при необходимости.
Беседы школьного врача и приглашение для бесед специалистов педиатров, наркологов, терапевтов.
Организация игр на переменах с учащимися начальных классов, выпуск постеров, листовок с призывами борьбы с вредными привычками, участие в месячнике «За здоровый образ жизни».
Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.
Беседы в начальных классах о вреде курения и театрализованное представление «Суд над сигаретой»,
КВН со школой №2 на тему : «Закаляйся как сталь»
Участие в празднике на микрорайоне «Праздник улицы»
Участие в акциях «Помоги собраться в школу», «Помоги зимующим птицам», «Мы против наркотиков»
3 год, 7 класс.
(2018-2019 учебный год)
Анализ работы по программе за прошедший год, коррекция программы при необходимости и планирование жизнедеятельности по реализации программы на третий год с учетом ошибок.
Анализ участия и результативность работы органов ученического самоуправления, коррекция органов самоуправления при необходимости.
Организация соревнований с учащимися начальных классов, школьниками из Городского оздоровительного лагеря, выпуск постеров, листовок с призывами борьбы с вредными привычками, участие в месячнике «За здоровый образ жизни», беседы по клаcсам о спортивных достижениях российских спортсменов.
Презентация о развитии олимпийского движения в мире.
Участие в акциях «Помоги собраться в школу», «Помоги зимующим птицам», «Мы против наркотиков»
Участие в городском конкурсе плакатов, рефератов и роликов по теме «За здоровый образ жизни»
Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.
Участие в весенней научно - практической конференции с проектом «Спортивные сооружения в п. Берёзовка».
Встречи с известными спортсменами города.
4 год, 8 класс.
(2019 -2020 учебный год)
Анализ работы по программе за прошедший год, коррекция программы при необходимости и планирование жизнедеятельности по реализации программы на четвёртый год с учетом ошибок.
Анализ участия и результативность работы органов ученического самоуправления, коррекция органов самоуправления при необходимости.
Участие в волонтёрской деятельности по предупреждению вредных привычек, по пропаганде здорового образа жизни.
Выступление агитбригады в начальных и средних классах «Ты есть то, что ты ешь»
Участие в весенней научно - практической конференции с проектом « Прощай, сколиоз».
Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.
«Игры в Сочи – наша олимпиада!» презентация для учащихся 4-7 классов.
Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.
Участие в акциях «Помоги собраться в школу», «Помоги зимующим птицам», «Мы против наркотиков»
Участие в городском конкурсе плакатов, рефератов и роликов по теме «За здоровый образ жизни»
5 год, 9 класс.
(2020 –2021 учебный год)
Анализ работы по программе за прошедший год, коррекция программы при необходимости и планирование жизнедеятельности по реализации программы на четвёртый год с учетом ошибок.
Анализ участия и результативность работы органов ученического самоуправления, коррекция органов самоуправления при необходимости.
Участие в городском конкурсе плакатов, рефератов и роликов по теме «За здоровый образ жизни»
Участие в акциях «Помоги собраться в школу», «Помоги зимующим птицам», «Мы против наркотиков»
Помощь в организации спортивно – массовых воспитательных дел в Городском оздоровительном лагере.
Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.
Участие в весенней научно - практической конференции с проектом «О спорт, ты – жизнь!»
Создание альбома для музея школы по итогам реализации программы.
Выступление с презентацией «Здравствуй, Олимпиада 2014!»
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Задачи и этапы мониторинга:
получение достоверной и объективной информации,
организация наблюдения и контроля как источника сбора информации,
анализ полученной информации,
оценка деятельности в результате анализа,
коррекция действий всех участников реализации программы для достижении более эффективных результатов.
Показатели отслеживания результативности программы:
Количественные (число участников программы, конкретных дел, количество детей в спортивных секциях, количество сокращения детей курящих и с правонарушениями, количество наград, полученных за успехи в спорте, учёбе и общественной работе…)
Показатели социальной адаптации в обществе (активность, повышение уровня успешности, расширение кругозора, развитие положительных моральных качеств)
Показатели социального развития личности (чему научились, какие навыки приобрели, какие способности и личностные качества реализуются в процессе жизнедеятельности и реализации программы)
Уровень удовлетворённости учащихся и их родителей качеством реализации программы.
Мониторинг проводит классный руководитель совместно с активом класса и родительской общественностью (членами родительского комитета).
ЛИТЕРАТУРА
Достигнутые результаты работы по программе:
- Разработка общешкольной программы по патриотическому воспитанию, а так же программ кружков гражданско-патриотической направленности для обучающихся.
- Мероприятия гражданско-патриотической направленности (согласно плану).
- Сотрудничество с районными организациями, осуществляющими гражданско-патриотическую работу.
- Сотрудничество с сельской библиотекой: изучение истории родного края, населения (цикл занятий – 2015-2018 учебный год).
- Работа волонтерского отряда: акции «Бессмертный полк», «Память», «Георгиевская ленточка» и др.