СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа по воспитанию школьников "Патриот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная программа "Патриот" рассчитана на пять лет, с 5 класса по 9-й

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по воспитанию школьников "Патриот"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 п. Березовка







ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПАТРИОТ»











































РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:


  1. Паспорт программы.

  2. Обоснование и актуальность программы.

  3. Цели и задачи программы.

  4. Основные направления и формы реализации программы.

  5. Механизм реализации программы. Схема взаимодействия всех участников программы.

  6. Ресурсное обеспечение программы.

  7. Планируемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.

  8. План мероприятий по реализации программы.

  9. Условия реализации программы.

  10. Литература.



 



































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1.

Полное название

Воспитательная программа патриотического направления «Патриот»

2.

Автор программы


Алесина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

3.

Дата создания


2016 год

4.

Характеристика программы


Авторская

5.

Направление деятельности


Патриотическое

6.

Сроки реализации


5 лет

7.

Возраст участников


11-15 лет

8.

Цели программы

Воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота.

9.

Задачи программы

  • Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю, Отечеству.

  • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

  • Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции, основанной на соблюдении и пропаганде ЗОЖ

  • Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества.

  • Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России, истории и обычаев малой родины.


10.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.

  • Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну.

  • Снижение уровня правонарушений обучающихся.

  • Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников.

  • Развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества.

11.

Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи

12.

Направления программы

  1. Связь поколений;

  2. Растим патриота и гражданина России;

  3. Здоровая нация;

  4. Я и моя семья.
















«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному, переходит в любовь к государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем к всему человечеству»

Д.С. Лихачёв



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

      

Программа разработана на основе государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданского и патриотического воспитания в школе и представляет собой определенную систему организации патриотического воспитания. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, ставших особенно актуальными. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Все более заметна постоянная утрата обществом чувства патриотизма. В сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.



  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности гражданина и патриота.

Задачи программы:

  • Воспитание у обучающихся любви и уважения к малой родине и Отечеству.

  • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

  • Создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции, основанной на соблюдении и пропаганде ЗОЖ.

  • Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.

  • Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.

  • Повышение качества патриотического воспитания в школе.



  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя следующие направления:









Связь поколений

цель

Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

задачи

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Изучать историю родного края.

4. Воспитывать у обучающихся духовно-нравственные ценности.

5. Формировать экологическое поведение.

формы

тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины.






Растим патриота и гражданина России.

цель

формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

задачи

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

формы

тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Героев, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.





Здоровая нация.


цель

воспитание у обучающихся любви к спорту, формирование основ ЗОЖ.

задачи

1. Приобщать обучающихся к спорту и ЗОЖ.

2. Воспитывать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью и необходимости физического развития.

3. Формировать здоровьесберегающее поведение.

формы

спартакиады и соревнования, Дни здоровья, выпуск листовок, газет, конкурсы, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.





Я и моя семья.

цель

осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

задачи

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

формы

беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.



  Направления программы

 

Формы:

  • Участие в школьных, окружных и городских мероприятиях патриотического характера.

  • Организация мероприятий и конкурсов в начальных классах и среднем звене.

  • Лидерская позиция в организации месячников «За здоровый образ жизни», спортивных и профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни на микрорайоне посёлка.

  • Участие в организации летнего оздоровительного отдыха учащихся школы, в городском оздоровительном лагере в школе.

 





  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ









  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.

Внутренние ресурсы: учителя- единомышленники, библиотекарь школы, родители, дети, социальный работник школы, спортивный зал, стадион школы, школьный музей.


Внешние ресурсы: спортсмены из спортивных клубов города, представители организации «Боевое братство», городская библиотека, Центр Народной Культуры и досуга пос. Берёзовка, интернет, СМИ, воинская часть №3800, участники войны и труженики тыла поселка.







  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В результате реализации программы ожидается:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • в социальной: первичные навыки и способности к самореализации, формирование активной жизненной позиции;

  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;

  • повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся;

  • воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну;

  • снижение уровня правонарушений обучающихся;

  • развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества.


Обучающиеся научатся: самостоятельно добывать знания и применять их на практике, грамотно вести диалоги и аргументированно участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера, активно участвовать в коллективной познавательной деятельности, работать со справочной литературой, оформлять результаты своей деятельности.

Обучающиеся будут воспитывать в себе: любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности будущего гражданина России.



  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 направление

Трудовое воспитание

Трудовые акции (сбор макулатуры), субботники


1 и 4 четверти

Классные часы:

  • «Мир профессий» (5-6 кл)

  • «Ярмарка профессий» (7-9 кл)

В течение года

Благоустройство (озеленение) классных комнат и пришкольной территории

В течение года

Работа творческих мастерских (при подготовке общешкольных мероприятий)

В течение года

Генеральные уборки классной комнаты

Один раз в четверть

Духовно-нравственное воспитание

Традиционные мероприятия:

  • День знаний

  • День пожилых людей

  • День учителя

  • Праздник Осени

  • День матери

  • Новогодний праздник

  • День Защитника Отечества

  • 8 Марта

  • День семьи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май



Классные часы, беседы, тренинги по духовно-нравственному воспитанию

В течение года

Информационно-просветительская работа (стенды, плакаты, презентации)

В течение года

Акции:

  • «Белый цветок»

  • «Поздравь учителя»

  • «Неделя добрых дел»

  • «Ветеран живет рядом»

  • «Помоги младшим»

  • «Дети-инвалиды»

  • «Бессмертный полк»

  • «Георгиевская ленточка»

В течение года

Эколого-краеведческое воспитание

Экологические акции:

  • «Чистый школьный двор»

  • «Долой мусор!»

  • «Школьная клумба»

1 и 4 четверти

Информационно-просветительская работа (стенды, учебные презентации, практические работы на территории школьного двора)

В течение года

Летний трудовой отряд «Юность»

Июнь

Общешкольные мероприятия:

  • Конкурс экологического рисунка и плаката

  • День Земли

  • Конкурс экологической сказки

  • Конкурс «Лучший зелёный уголок»

2 и 4 четверти

Экскурсии в природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе

В течение года



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа долговременная, рассчитана на 5 лет, т. е. с 5 по 9 класс, пока дети будут учиться одним классом все вместе.

Ступени реализации программы:

1 год, 5 класс.

(2016 - 2017 учебный год)


  • Анализ состояния воспитанности, здоровья, увлечений, творческого потенциала, семейного микроклимата, семейных увлечений учащихся.

  • Создание в классе актива ( органов самоуправления) и распределение обязанностей между участниками программы, педагогическое руководство и обучение органов самоуправления.

  • Обучение планированию работы и совместное планирование работы по программе.

  • Беседы школьного врача с учащимися о вреде курения, алкоголя на организм подростка, о необходимости соблюдения личной гигиены, о пользе закаливания и занятий спортом, о правильном питании и соблюдении режима дня.

  •  Встреча с известными спортсменами посёлка и города с целью создания у детей образа здорового, законопослушного гражданина, свободного от вредных привычек, хорошего семьянина, патриота своего дела и своей малой Родины.

  • Участие в школьных проектах, соревнованиях, воспитательных внеклассных мероприятиях, окружных и городских конкурсах и соревнованиях, мероприятиях на микрорайоне.

  • Встречи с ветеранами и участниками войны, тружениками тыла, старожилами посёлка, изучение истории школы и истории Берёзовки.

  • Совместные с родителями досуговые дела, посещение театра, музеев, соревнований.

 

2 год, 6 класс.

(2017-2018 учебный год)


  •  Анализ работы по программе за первый год, коррекция программы при необходимости и планирование жизнедеятельности по реализации программы на второй год с учетом ошибок.

  • Анализ участия и результативность работы органов ученического самоуправления, коррекция органов самоуправления при необходимости.

  • Беседы школьного врача и приглашение для бесед специалистов педиатров, наркологов, терапевтов.

  • Организация игр на переменах с учащимися начальных классов, выпуск постеров, листовок с призывами борьбы с вредными привычками, участие в месячнике «За здоровый образ жизни».

  • Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.

  • Беседы в начальных классах о вреде курения и театрализованное представление «Суд над сигаретой»,

  • КВН со школой №2 на тему : «Закаляйся как сталь»

  • Участие в празднике на микрорайоне «Праздник улицы»

  • Участие в акциях «Помоги собраться в школу», «Помоги зимующим птицам», «Мы против наркотиков»

3 год, 7 класс.

(2018-2019 учебный год)


  • Анализ работы по программе за прошедший год, коррекция программы при необходимости и планирование жизнедеятельности по реализации программы на третий год с учетом ошибок.

  • Анализ участия и результативность работы органов ученического самоуправления, коррекция органов самоуправления при необходимости.

  • Организация соревнований с учащимися начальных классов, школьниками из Городского оздоровительного лагеря, выпуск постеров, листовок с призывами борьбы с вредными привычками, участие в месячнике «За здоровый образ жизни», беседы по клаcсам о спортивных достижениях российских спортсменов.

  • Презентация о развитии олимпийского движения в мире.

  • Участие в акциях «Помоги собраться в школу», «Помоги зимующим птицам», «Мы против наркотиков»

  • Участие в городском конкурсе плакатов, рефератов и роликов по теме «За здоровый образ жизни»

  • Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.

  • Участие в весенней научно - практической конференции с проектом «Спортивные сооружения в п. Берёзовка».

  • Встречи с известными спортсменами города.

 

4 год, 8 класс.

(2019 -2020 учебный год)


  • Анализ работы по программе за прошедший год, коррекция программы при необходимости и планирование жизнедеятельности по реализации программы на четвёртый год с учетом ошибок.

  • Анализ участия и результативность работы органов ученического самоуправления, коррекция органов самоуправления при необходимости.

  • Участие в волонтёрской деятельности по предупреждению вредных привычек, по пропаганде здорового образа жизни.

  • Выступление агитбригады в начальных и средних классах «Ты есть то, что ты ешь»

  • Участие в весенней научно - практической конференции с проектом « Прощай, сколиоз».

  • Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.

  • «Игры в Сочи – наша олимпиада!» презентация для учащихся 4-7 классов.

  • Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.

  • Участие в акциях «Помоги собраться в школу», «Помоги зимующим птицам», «Мы против наркотиков»

  • Участие в городском конкурсе плакатов, рефератов и роликов по теме «За здоровый образ жизни»

5 год, 9 класс.

(2020 –2021 учебный год)


  • Анализ работы по программе за прошедший год, коррекция программы при необходимости и планирование жизнедеятельности по реализации программы на четвёртый год с учетом ошибок.

  • Анализ участия и результативность работы органов ученического самоуправления, коррекция органов самоуправления при необходимости.

  • Участие в городском конкурсе плакатов, рефератов и роликов по теме «За здоровый образ жизни»

  • Участие в акциях «Помоги собраться в школу», «Помоги зимующим птицам», «Мы против наркотиков»

  • Помощь в организации спортивно – массовых воспитательных дел в Городском оздоровительном лагере.

  • Участие в спортивных соревнованиях внутри школы, в округе и городе, увеличение количества участников и детей, посещающих спортивные секции.

  • Участие в весенней научно - практической конференции с проектом «О спорт, ты – жизнь!»

  • Создание альбома для музея школы по итогам реализации программы.

  • Выступление с презентацией «Здравствуй, Олимпиада 2014!»

 


  1. МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Задачи и этапы мониторинга:

  • получение достоверной и объективной информации,

  • организация наблюдения и контроля как источника сбора информации,

  • анализ полученной информации,

  • оценка деятельности в результате анализа,

  • коррекция действий всех участников реализации программы для достижении более эффективных результатов.

 

Показатели отслеживания результативности программы:

  • Количественные (число участников программы, конкретных дел, количество детей в спортивных секциях, количество сокращения детей курящих и с правонарушениями, количество наград, полученных за успехи в спорте, учёбе и общественной работе…)

  • Показатели социальной адаптации в обществе (активность, повышение уровня успешности, расширение кругозора, развитие положительных моральных качеств)

  •  Показатели социального развития личности (чему научились, какие навыки приобрели, какие способности и личностные качества реализуются в процессе жизнедеятельности и реализации программы)

  • Уровень удовлетворённости учащихся и их родителей качеством реализации программы.

 

Мониторинг проводит классный руководитель совместно с активом класса и родительской общественностью (членами родительского комитета).




















  1. ЛИТЕРАТУРА





Достигнутые результаты работы по программе:

 

- Разработка общешкольной программы по патриотическому воспитанию, а так же программ кружков гражданско-патриотической направленности для обучающихся.

- Мероприятия гражданско-патриотической направленности (согласно плану).

- Сотрудничество с районными организациями, осуществляющими гражданско-патриотическую работу.

- Сотрудничество с сельской библиотекой: изучение истории родного края, населения (цикл занятий – 2015-2018 учебный год).

- Работа волонтерского отряда: акции «Бессмертный полк», «Память», «Георгиевская ленточка» и др.