СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательные области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательные области»

Воспитатель: Габбасова Марина Сергеевна

Конспект № 1 «Организация игровой деятельности в свете требований ФГОС ДО»

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Это утверждение основано на работах основоположников отечественной дошкольной педагогики и специалистов в области психологии детской игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и считается общепринятыми в российской психологии.

Игра – деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития А.Н.Леонтьев.

В игре происходит формирование произвольности поведения ребёнка, его социализация, формирование способностей и становление личности в целом (Л.С. Выготский)

За последние десятилетия специалисты провели ряд исследований с целью изучения особенностей ролевой игры современных дошкольников.

В экспериментах было выявлено, что в свободное время (40%) дети вообще не играют. Достижение высшего уровня игры для современных дошкольников является исключением. Также были выявлены особенности ролевой игры, которые представлены ниже:

  • 60% - низкий уровень (однообразные действия с игрушками);

  • 35% - средний уровень (принимает роль и намечает сюжет).

А уже высокий уровень был выявлен у двух детей из ста.

Как правило, низкий уровень характерен неразвитой произвольностью, самоорганизацией и мотивационной сферы личности, показателями произвольного поведения. Нарушение нормального пути психического развития ребёнка. Это отрицательно сказывается на готовности к обучению в школе.

Выделяют следующие проблемы:

  • ситуативность поведения;

  • зависимость от взрослого;

  • невозможность самоорганизации;

  • дефицит воображения;

  • недоразвития воли и произвольности;

  • неразвитость мотивационно - смысловой сферы.

Прежде всего, игра способствует:

  • Формированию и развитию психических процессов.

  • Формированию общей культуры личности, создаются условия для его позитивной социализации.

  • Проявлению инициативности, творческой активности и самостоятельности.

Как правило, выделяют следующие понятия «игры».

Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные взаимоотношения между людьми (Д.Б. Эльконин).

Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуются самоуправление поведением (Г.К.Селевко).

Игра (понятие широкое):

  • мир – ребёнок;

  • взрослый – ребёнок;

  • ребёнок – сверстник.

Игра (понятие узкое) – деятельность по моделированию мира (Е.Кравцова).

ФГОС ДО: образовательная область «социально – коммуникативное развитие» - усвоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Риск – превращение спонтанной игры в специфическую форму занятий.

Игра выступает в трёх формах:

1. форма организации образовательного процесса;

2. форма организации жизнедеятельности;

3. как деятельность, побуждаемая игровым мотивом, специфика которого состоит в том, что мотив заключается в ней самой.

Классификация детских игр по принципу «по чьей инициативе возникает игра»:

1 класс: игры, возникающие по инициативе детей:

1 вид – игра с экспериментирования (с природными объектами, общение с людьми, со специалистами, со специальными игрушками);

2 вид – сюжетно-самодеятельные игры: сюжетно – отобразительные; сюжетно – ролевые; режиссерские; театрализованные.

2 класс: игры, возникающие по инициативе взрослых:

1 вид - обучающие: дидактические; настольно – печатные; подвижные; музыкальные; сюжетно – дидактические; учебно – предметные.

2 вид – досуговые: игры – забавы; игры – развлечения; празднично-карнавальные; театрально – постановочные.

3 класс: игры, идущие от исторических традиций этноса: народные.

Условия возвращения игры:

  • образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить достаточное количество времени для игровой деятельности и возможность свободного общения с детьми (не менее 3-4 часов);

  • организация развивающей предметно- пространственной среды. Опора на личностно-ориентированную модель воспитания.

Принципы:

  • дистанции, позиции при взаимодействии;

  • активности, самостоятельности, творчества;

  • стабильности – динамичности;

  • комплексирования и гибкого зонирования;

  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности;

  • эмоциональное благополучие каждого ребёнка и взрослого;

  • сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

  • открытости-закрытости;

  • учёт половых и возрастных различий детей.

ФГОС ДО выделяет требования к РППС. РППС должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, уединения.

Принципы РППС по ФГОС ДО:

  • содержательно – насыщенная;

  • трансформируемая;

  • полифункциональная;

  • вариативная;

  • доступная;

  • безопасная.

Игровая компетентность – способность педагога приобщать детей к игре (креативность, развитое воображение, умение придумать сюжет и пр.)

Структура сюжетно-ролевой игры:

Игровой сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность;

Игровая роль – это образ, который принимает на сея добровольно или по договоренности с другими играющими.

Игровые действия – действия игрового замещения.

Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре (по Усовой А.П.):

  • уровень неорганизованного поведения;

  • уровень одиночных игр;

  • уровень игр рядом;

  • уровень кратковременного общения;

  • уровень длительного общения;

  • уровень постоянного общения.

Генезис развития сюжетно – ролевой игры:

Первый этап: содержанием игры является действия с предметами;

Второй этап: содержание игры – действия с предметами, которые развертываются более полно в соответствии с ролью.

Третий этап: игры – действия с предметами, которые дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнерами по игре.

Четвёртый этап: отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

Динамика развития сюжетно-ролевой игры:

2 группа раненого возраста – овладение игровыми действиями;

Младшая, средняя группа – ролевое поведение.

Старшие группы – сюжетносложение.



Конспект № 2 «Реализация образовательной области «Познавательное развитие» — Теплова А.Б.

ФГОС ДО представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного, доступного, качественного образования посредством:

  • расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;

  • обеспечения условий ЗОЖ и безопасности ребёнка;

  • приобщения детей через соответствующие их индивидуально – возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

  • реализация вариативных образовательных программ;

  • соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Основные принципы

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

  • детоцентризма образовательных программ;

  • индивидуализации дошкольного образования;

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

  • партнерства с семьёй;

  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Цели:

1. Повышения социального статуса дошкольного образования.

2. Обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении дошкольного образования.

3. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения.

4. Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в т.ч их эмоционального благополучия);

2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития для каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических возможностей (в т.ч ОВЗ);

3. Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социо – культурных ценностей и приняты в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

7. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим физиологическими особенностям детей;

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Образовательные области

ФГОС

Образовательные области Фгт

Основные направления развития

Социально-коммуникативное развитие Социально-личностное развитие

Познавательное развитие Познавательно-речевое развитие

Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Физическое развитие

Требования, обязательные при реализации программы

К условиям реализации программы, включающим требования:

  • к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям;

  • к предметно-пространственной среде;

  • к структуре программы;

  • к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Требования к результатам освоения программы

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования.

К завершению дошкольного образования (7-8 годам) ребёнок овладевает основным культурным способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др., а также способен выбирать себе род занятий, партнеров по совместной деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

1. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

2. ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

3. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т.ч чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

4. ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего а игре: ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Требования к результатам освоения конфликт

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, адеватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамоты;

  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с книжной культурой, с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к приятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Учебная модель организации образовательного процесса совершенно лишает ребёнка возможности проявления собственной инициативы. Очевидно, что в этой модели решать задачи познавательного развития совершенно невозможно. Поэтому прежде чем обучать воспитателя основам STEM образования или робототехники, необходимо научить его новым принципам организации образовательного процесса.

Воспитателю необходимо пересмотреть свой подход и функцию:

  • сменить роль воспитателя – авторитета на роль со-ученика;

  • дать больше свободы детским исследованиям в наблюдении и обсуждении;

  • вооружиться терпением и отвечать на многочисленные уточняющие вопросы «Почему?», «Для чего?», «Как?».

Изменение концепции подхода к построению занятий: вместо введения понятия в начале занятий воспитатели предлагают детям через собственный опыт и наводящие вопросы педагога самим прийти к выводу о смысле и закономерностях эксперимента.

Обучение через познание нового

Воспитатель вместе с детьми ставит цель и задачи эксперимента и, отсекая неверные суждения, поддерживает интерес ребят к проблеме эксперимента. Это сложная технология, которую должен освоить педагог, работающий по программе STEM.

Особенности дошкольного детства и те принципы, на которых строится современное дошкольное образование, ставят в цент любой образовательной программы ребёнка, его проблемы и задачи его развития. Поэтому для познавательного развития ребёнка целью является на освоение робототехники, а познание ребёнком окружающего мира, не развитие инженерного мышления, а способность к творчеству во всей полноте его проявлений.

Новые подходы

Согласно STEM педагогике ребенку должно быть интересно учиться, знание должно быть применимо на практике и непосредственно связано с практикой, само обучение должно быть занимательным по форме, увлекающим ребёнка и приносить реальные плоды в будущем, прежде всего в профессии.

Ребёнок и STEM – метод

  • поощрение любознательности и исследовательских навыков воспитанников во время учебно-воспитательного процесса;

  • дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно;

  • развивать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации.

Возрастно-нормативная модель развития:

  • Представляет собой педагогическую интерпретацию психологического понятия нормы развития и анализирует становление субъективности в сознании, в общности и в деятельности, как главных линиях развития человека как субъекта собственной жизни, своего развития и саморазвития.

  • Знание возрастной нормы поможет не только адекватным образом работать с этими условиями, но и ответить на вопрос – как и зачем строится данная форма образования.

  • Субъективность в деятельности.

  • Ребёнок имеет конкретное намерение – цель, работает над материалом в соответствии с целью, конечный результат фиксируется, демонстрируется или уничтожается. Самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования – в разных материалах.

  • Дошкольник проявляет любознательность относительно предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного. Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение; стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов; проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам, составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения.

Субъектность в общности. Внеситуативно-познавательное общение сохраняет свое значение на протяжении всей ситуации. Появляется внеситуативно-личностное общение (после 5 лет), формирующееся на основе личностных мотивов и служащее целям познания мира людей. Взрослый человек как особая человеческая личность – основной мотив этого общения. Ребенок усваивает правила социального поведения, приобретает понятие о своих правах и обязанностях по отношению к другим, приобщается к нравственным ценностям общества. Ребенок воспринимает взрослого как носителя норм школьной жизни, которого необходимо слушаться и выполнять все требования. Выделяет позицию другого как отличную от своей (децентрация).

У ребенка появляется потребность в общении с ровесником как собеседником.

Инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть.., рисовать…»). Использует простой договор («Я буду ..,, а вы будете …»), не ущемляя интересы и желания других. Может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы. Легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему. Избирателен в выборе партнеров. Осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.

Субъектность в сознании. Становление самосознания как открытия своих переживаний и осмысленная ориентировка в них. Осознание своего места в системе отношений с другими людьми. Складываются начальные общие представления о природных и общественных явлениях, формируется прообраз мировоззрения. К концу дошкольного возраста у ребенка складывается самооценка, общая схема образа Я (Я-концепция). Осознание себя как «не знающего» («Я еще маленький»).

На основании представлений о последовательности ситуаций развития, компонентах структуры и проекциях модели можно построить схему возрастно-нормативной модели развития в дошкольном возрасте.

Развитие ребёнка через организацию познавательно-исследовательской деятельности

Значение экспериментирования в развитии ребёнка

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова « experimentum» что переводится как «проба, опыт».

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Отличие детского экспериментирования: сходство с игрой, на главном плане манипулирование с предметами.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание изучаемого объекта.

Теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития

Основной путь развития ребёнка – амплификация развития, т.е. обогащение процесса развития, наполнение наиболее значимых для дошкольника формами и способами деятельности.

«Самоценность» подразумевает отсутствие насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам форм обучения.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой – во время исследовательской деятельности ребёнок видел это явление сам, мог увидеть, потрогать, почувствовать!

Влияние опытнической деятельности на разностороннее развитие ребёнка

Познавательное развитие

  • размышления над причинами явлений и выдвижение гипотез;

  • операции анализа и синтеза, сравнение;

  • удержание внимание и концентрирование на объекте;

  • воображение предлагаемого результата и фантазирования;

  • наблюдение процессов, протяженных во времени;

  • фиксирование промежуточных и итоговых результатов;

  • развитие умения читать знаки и символы;

  • классификация и обобщение;

  • формулировка вывода.


Речевое развитие

  • обсуждение проблемы;

  • формулирование вопросов и гипотез;

  • желание рассказать об увиденном;

  • обсудить обнаруженные закономерности и сделать выводы.

Развитие регулятивной сферы

  • целеполагание;

  • осознание мотива;

  • выбор способа действия;

  • реализация намеченного плана действий;

  • яркое эмоциональное переживание интеллектуальных чувств – любознательности, удивления, восторга, радости от узнавания нового.

Личностное развитие

  • самостоятельность;

  • целеустремленность;

  • ответственность;

  • инициативность;

  • настойчивость.

Развитие ручных умений и творческих способностей

  • фиксация хода и результатов эксперимента;

  • выдвижение гипотез.

Экспериментирование в экологическом образовании

Познание взаимосвязей, существующих в природе

Формирование осознанного отношения к объектам природы

(на основе собственных знаний)

Развитие желания глубже познавать природу и беречь ее

Фундамент для изучения предметов естественно - научного цикла: физика; химия; биология; география; астрономия.

Принципы исследовательского обучения по А.И.Савенкову:

  • принцип ориентации на познавательные интересы ребёнка (опора на внутреннюю потребность ребёнка в познании);

  • принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение (соответствие образования индивидуальным целям личности);

  • принцип освоения знаний в единстве со способами их получения (знакомство ребёнка со способом получения знаний – опытом);

  • принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации (развитие способности самостоятельно добывать знания, на этой основе превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребёнком);

  • принцип самостоятельного порождения знания ребенком (в условиях, когда в качестве главной ценности образования рассматриваются не знания, а способы их получения, становится не важно, насколько добытая ребёнком информация нова);

  • принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения (использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. В работе любого исследователя много задач репродуктивного характера, которые могут рассматриваться как рутинные, но от этого не становится ненужным);

  • принцип формирования представлений о динамичности знания (содержание исследовательского обучения должно строится так, чтобы опыт человечества представал перед учащимися не как сумма догм, свод незыблемых законов и правил, а как живой постоянно развивающийся организм);

  • принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни (исследовательская деятельность – не просто занимательный способ освоения деятельности, а фундамент развития поведения, основанного на доминировании проявлений поисковой активности в различных жизненных ситуаций).

Методика проведения экспериментов

Главная задача педагога-превратить эксперимент не в «фокус», в истинно исследовательскую деятельность, наполненную познавательным содержанием.




Конспект на тему «Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — Лыкова И.А.»

Цель образования – человечность. Образование включает «растущего человека» в опыт и деяния человечества.

Что такое человечность? Ключевые критерии:

  • истина (познавательное развитие);

  • добро (социально – коммуникативное развитие);

  • красота (художественно – эстетическое развитие).

Сущность художественной деятельности

Суть любой деятельности – в созидании человеком человеческого мира, в построении отношений с миром и творении самого себя.

Преобразующий и целеполагающий характер художественной деятельности позволяет человеку выйти за пределы наличной ситуации, преодолеть эту ситуацию и встать над ней, создав нечто новое и включив его в широкий контекст культурно – исторического бытия.

Специфика художественно – эстетической деятельности

1. Ребёнок осваивает эмоционально – образный способ освоения мира.

2. Предмет – освоения эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

3. Универсальный инструмент освоения – художественный образ.

4. Прогнозируемый результат – эстетическая картина мира (мироотношение).

Эстетическое отношение к миру как метакатегория педагогики искусства

Эстетическое отношение – социально – духовный феномен, обеспечивающий гармоническое единство внешнего мира, культуры и сокровенного мира личности, что даёт основание рассматривать данный вид отношений как универсальный способ взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром и культурой в целях обретения личностного смысла и успешной самореализации.

Сокровенный мир личности

Отношение к себе, преломленное через отношение к миру и обретающее форму самоощущения, самосознания, самооценки, самореализации, самовоспитания, саморазвития на личностном, ценностно – проективном уровне.

Эстетически развитый человек ко всему в мире относится как к живому и ценному самим фактом своего существования.

Эстетическая картина мира

Эстетическая картина мира – целостный образ мира, формируемый в обществе или в сознании отдельного человека на основе эстетических категорий и художественный образов.

Картина мира начинает формироваться в дошкольном детстве как эстетическая по своему основанию и целостная, хотя и динамично меняющаяся.

Эстетическая форма

Освоение человеком окружающего мира с первых лет его жизни осуществляется непременно в эстетической форме, поскольку все виды человеческой деятельности (общение, игра, познание, труд, искусство и т.д.), при всем их историческом и национальном своеобразии, всегда подчиняются эстетике и не могут быть ни совершенны без эстетического начала в человеке, ни осмыслены без определённых эстетических понятий.

Творение формы: индивидуальное и универсальное

Личность – субъект творения новых форм культуры (Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев), т.е общего и значимого для других людей, в которых он идеально представлен (В.А. Петровский), и одновременно – субъект самоизменения, саморазвития, самосозидания (В.И.Слободчиков).

Основной вектор развития ребёнка

Творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Специфика творческой деятельности обусловлена тем, что ребёнок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образов), выражения мыслей (идей) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами.



Конспект на тему «Реализация образовательной области «Речевое развитие» Кирилов И.Л., Ушакова О.С.»

Содержание речевого развития детей дошкольного возраста: основные требования ФГОС ДО

  • владение речью как средство общения и культуры;

  • обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества;

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико – синтетической активности у дошкольников как предпосылки обучения грамоте.

14