СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный паспорт подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка образовательного паспорта подготовительной группы. Помощь воспитателям при прохождении аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный паспорт подготовительной группы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»


г. Новый Уренгой, р-н Коротчаево, ул. Тихая д-14 а


Утверждено

Приказом №_________ от ______________ 2017г.

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Солнышко»


___________________ Л.П. Сливинская





Образовательный паспорт

подготовительной группы «Звёздочка»



2017 – 2018 учебный год














Воспитатели: Марценюк Т.М.

Щербакова В.А.








1. Цели и задачи реализации Основной образовательной Программы МБДОУ «Детский сад «Солнышко»


Целью Программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


2. Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса

для детей дошкольного возраста и направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении с 2 до 7 лет.

В Программе представлена модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на включении детей с различными патологиями развития в общеразвивающие и комбинированные дошкольные группы с целью более успешной их социализации в современных условиях жизни.

3. Планируемые результаты освоения Программы


Интегративные показатели развития ребенка к 7 годам

1. Здоровье

- Проявления в психическом развитии:

  • хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

  • стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость;

  • стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами).

- Проявления в физическом развитии:

  • развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила);

  • сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);

  • подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

  • прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

  • бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

  • бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок удобной рукой на 5—8 м;

  • хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку;

  • накапливается резерв здоровья (снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений);

  • активен, хорошо ест и спит;

  • владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).

2. Символико-моделирующие виды деятельности

- Сюжетно-ролевые игры:

  • стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;

  • самостоятельно организует предметно-игровую среду;

  • в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач;

  • действия в игре все больше замещает словом («Уже поели, а теперь отправляемся в путешествие»);

  • использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми;

  • индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.

- Режиссерские игры:

  • берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре;

  • создает и проигрывает целостные сюжеты;

  • удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развернутую речь.

- Народные игры:

  • четко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполнения («Ручеек»,

  • «Бояре», «Колечко» и др.);

  • испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, принятия его другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т.д.).

- Дидактические игры:

  • стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта);

  • умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия действия).

3. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):

  • в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы;

  • речь (замысел) предвосхищает создание рисунка;

  • использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.); •создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).

- Конструирование:

  • создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;

  • применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.);

  • пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лишнего для получения новой целостности);

  • участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения интерьера, игры и др.).

- Самообслуживание и элементы труда:

  • распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате;

  • владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.);

  • стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.).

4. Общение

- Общение со взрослым:

  • инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей;

  • поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.);

  • умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; •в общении проявляет уважение к взрослому.

- Общение со сверстниками:

  • способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья);

  • проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности;

  • умеет договариваться со сверстниками;

  • проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).

5. Речь:

  • свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;

  • может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);

  • употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;

  • использует речь для планирования действий;

  • понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии);

  • свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости;

  • проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений;

  • по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из

  • телепередач, книг и др.);

  • рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;

  • имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).

6. Познавательное развитие

- Ориентировка в окружающем:

  • знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес;

  • имеет представление о России как своей стране;

  • узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн);

  • интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.);

  • имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных;

  • имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.);

  • знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.);

  • имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает;

  • ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

  • понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени

  • (воскресенье, отпуск, праздник и др.);

  • обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы.

- Экспериментирование:

  • проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность;

  • находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера;

  • устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям — гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду — тонет, не тонет и др.).

- Развитие обобщений:

  • обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы);

  • объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.);

  • имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры);

  • владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.).

- Эмоциональные проявления:

  • инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.);

  • хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмоций (владеет социально приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости, страха);

  • способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя;

  • проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.);

  • с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается;

  • осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.).


4. Возрастные психофизические особенности

развития детей (от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении

рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


5. Особенности реализации Основной Общеобразовательной Программы в условиях ДОУ


Построение воспитательно-образовательного процесса строится на выполнении государственного стандарта. Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, разработанного в соответствии с содержанием образовательных программ, и регламентируется режимом организации деятельности детей.

Цели и задачи ООП раскрывают свое содержание в таких образовательных областях как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».


6. Организация предметно-пространственной среды


Предметно пространственная среда группы «Звездочка» построена с учетом требований ФГОС и обеспечивает:

  • реализацию Программы;

  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

  • учёт возрастных особенностей детей.


Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды – это соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии с Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.


2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.


3. Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

  • наличие в Учреждении или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).


4. Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.


5. Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  • исправность и сохранность материалов и оборудования.


6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Учреждение самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.


В группе имеются центры детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: центр художественной литературы, центр двигательной активности, центр развивающих игр, центр конструирования, центр воды и песка, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр, центр творчества, центр «Изобразительное искусство», центр трудовой деятельности.

Созданы условия для удовлетворения двигательной активности детей: физкультурный уголок, оснащённый мячами, дугами, досками для ходьбы, дорожками «Здоровья», мячами для прыгания, кольцебросами, спортивными играми: мячами, обручами. Есть игровой материал для сюжетно-ролевых игр: кухня, кухонные уголки, мягкая мебель, парикмахерская, аптека, магазин, книжный уголок, уголок ряжения, театральный уголок, уголок природы с комнатными растениями, стол для игр с песком и водой, уголки для творчества, развивающие игры: блоки Дьёнеша, палочки Кьизенера, лабиринты, пазлы, настольные игры. Имеется магнитофон с аудиозаписями, которые используются при проведении деятельности, создания музыкального фона. В достаточном количестве материал для продуктивной деятельности и познавательной деятельности в соответствии с возрастом. Предусмотрены игрушки, которые используются на прогулках, спортивные игры.

В группе созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Образовательная деятельность по всем продуктивным видам деятельности проходят в группе. В группе оформлен уголок творчества, где имеются репродукции картин художников, детские рисунки, образцы для рисования, материалы для лепки, рисования, аппликации, фломастеры, цветные мелки. В оформлении фойе, вестибюлей использованы детские работы. Имеются две выставки детских работ «Вот такие мы художники!» в раздевальной комнате и в фойе.

Для конструктивной деятельности группа оснащена различными видами конструктора: деревянными, пластмассовыми, металлическими, «Лего», пазлы, имеются различные виды мозаики, изготовлены различные образцы и схемы.

В интерьере группы использованы поделки, изготовленные детьми, совместно с взрослыми. В методическом кабинете имеет конструктор для образовательной деятельности, схемы, образцы построек, демонстрационный материал по изготовлению поделок из природного и бросового материала.

В ДОУ созданы все условия для развития экологической культуры детей. В методическом кабинете есть необходимый демонстрационный материал, наглядные пособия, дидактические игры, муляжи, иллюстративный материал, художественная и познавательная литература. В группе есть уголок природы, собраны коллекции, гербарии. На участках ДОУ имеются огороды, клумбы, рабатки с цветами, уголок сада, леса, луга.

Для развития естественнонаучных представлений у детей в группе имеются материалы для простейших опытов. В методкабинете имеются наборы для экспериментальной деятельности детей.

Для ознакомления с правилами дорожного движения в детском саду сделана разметка вокруг детского сада. В группе имеется уголок по правилам дорожного движения, представленные настольными печатными играми, машинами, дорожными знаками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Для формирования элементарных математических представлений в методическом кабинете на всю группу имеются блоки Дьёнеша, «Сложи узор», «Палочки Кьюизенера», подобран богатый материал по развитию мышления, памяти, внимания, ориентировки в пространстве, времени, счёту.

В группе оформлен уголок книги, имеется богатый подбор сюжетных картин, дидактических, словесных игр, художественной литературы, схем для развития связной речи, материал для развития грамматически правильной речи, обогащения словаря, картины с последовательно развивающимся сюжетом

ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.



Помещение

Вид деятельности, процесс

Оснащение

Спальня

Дневной сон

Гимнастика после сна

* Спальная мебель


Приемная

Информационно – просветительская работа с родителями

Самообслуживание

* Информационный уголок

Информационные стенды для взрослых: «Уголок творчества» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); «Пока мама на работе» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе); «Айболит советует» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); «Готовимся к школе» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы, информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления.

*Выставки детского творчества

* Наглядно – информационный материал

* Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки.

Групповая комната


* Сенсорное развитие

* Развитие речи

* Ознакомление с окружающим миром

* Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством

* Развитие элементарных математических представлений

* Сюжетно – ролевые игры

* Самообслуживание

* Трудовая деятельность

* Самостоятельная творческая деятельность

* Ознакомление с природой, труд в природе

* Игровая деятельность

Общее

-*Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

*Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи

* Географическая карта

* Муляжи овощей и фруктов

* Календарь погоды

* Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий

*Магнитофон, аудиозаписи

* Детская мебель для практической деятельности

* Книжный уголок

* Уголок для изобразительной детской деятельности

* Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница»,

* Природный уголок

*Конструкторы различных видов

*Мозаики, пазлы, настольные игры, лото.

*Развивающие игры по математике, логике

* Различные виды театров

*Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики.

По зонам

Уголок конструирования

«Конструкторское бюро»

1.Магнитный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Мелкий строительный конструктор.

4.Тематические строительные наборы (для мелких персона-жей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.

5.Конструкторы типа «Лего».

6.Металлический конструктор.

7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).

8.Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, железная дорога и т.д.

10.Мягкие модули (крупные).


Уголок по правилам дорожного движения

«Дорожная грамота»

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей).

5. Полный набор по ПДД (жезл, дорожные знаки, пешеходные переходы, светофор и т.д.)

6. Магнитное панно по ПДД

Уголок художественного творчества

«Волшебное привращение»

1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющая пленка.

3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п.

5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.

6.Мини – музей «Мир оригами»

Книжный уголок

«Читальный зал»

1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.

2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

4) Портреты писателей.

Музыкальный уголок

«Музыкальный салон»

1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.

2.Магнитофон.

3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты

Спортивный уголок

«Мини-стадион», «Уголок здоровья»

1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Кольцеброс.

7.Кегли.

8. «Дорожки здоровья»

9. Длинная и короткая скакалки.

10.Городки.

11.Мешочек с грузом малый и большой.

12.Гантели детские.

13.Нетрадиционное спортивное оборудование

14. Папки-схемы, опорные карты, Картотеки физкультминуток и т.д.

Театральный уголок

«Театр сказок»

1.Ширма - костюмерная.

2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, платковый, пальчиковый).

4.Атрибуты для теневого театра

5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

6.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

Уголок сюжетно - ролевой игры

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф (мелкое)

2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина (мелкое)

3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний),набор столовой посуды(средний).

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)

8.Предметы-заместители.

10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом:«Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Банк» и др.

Математическая зона

«Островок размышлений», «Игротека»

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна, набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.

3.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, и др.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

9.Счеты настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени);

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-16).

21.Разнообразные дидактические игры.

22. Интерактивная доска

Центр дидактических игр

«Знайкины университеты»

Грамматический уголок.

1.Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3.Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4.Игры для совершенствования грамматического строя речи.

5.Рознообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности

1.Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.

2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений.

3.Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).

4.Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6.Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые).

7.Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

Экологический центр

Центр воды и песка: «Лаборатория»

1. Стол – центр песка и воды

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы, безмен.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы

«Мини-сад», «Чудесный сад»

1.Должны быть растения:

- приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус, хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);

- дающие плоды (перец, лимон, гранат);

- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами (амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус); листовыми черенками (бегонии, сансевьера); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» - размножение отпрысками (камнеломка, хлорофитум);

- лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или агава; хлорофитум – является хорошим очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его фитонциды стимулируют умственную деятельность.

2.Растения характерные для различных времен года:

- осенью, летом, весной – сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана и др.);

- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник);

- зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина; эксперимен-тальные посевы и посадки.

3.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т.п.

Центр краеведения

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность);

2.Предметы искусства русского народа.

3.Предметы одежды и быта русского народа.

4.Художественная литература: стихи, рассказы, сказки русского народа и о России,.

5.Традиции, обычаи, русского народа..

6.Флаги, гербы и другая символика Нового Уренгоя , России.

7.Макет пастбище хантов (плоскостной и объемный), макет или план детского сада.

8.Аудио- и видеокассеты: «Моя Родина», «Город Новый Уренгой» и др.

9.Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

10.Куклы в национальных костюмах.

11.Альбом одежды («всех времен и народов»).




7. Развивающая предметно-пространственная среда


Центры

Предназначение

1.

Центр искусства

Влияние на развитие

Эмоциональное развитие

-канал для выражения чувств и собственных представлений о мире вокруг себя;

-возможности эмоциональной разрядки;

-чувство удовлетворения от создания собственного продукта; -радость от ощущения собственной успешности.

Сенсомоторное развитие -развитие мелкой моторики;

-развитие тактильного восприятия;

-увеличение остроты зрительного восприятия;

-развитие крупной моторики;

-приобретение опыта координации зрения и руки.

Социальное развитие

-возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;

-воспитание уважения к чужим идеям;

-обучение ответственности за сохранность материалов; -стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов.

Интеллектуальное развитие

-знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой; -приучение к последовательности и планированию;

Художественно-эстетическое развитие -формирование художественного вкуса;

-развитие художественных, музыкальных и иных способностей к ис­кусству;

-развитие творческого самовыражения;

-формирование способности ценить культурное художественное наследие.


2.

Центр

строительства

Влияние на развитие

Строительство по своей природе - это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало. Строительство - важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и на­учное мышление и представления о социальном окружении.

Развитие мелкой и крупной моторики Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе схватывания, поднимания и взаимной подгонки элементов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие.

Развитие представлений о социальном окруженииИграя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схемати- ческого его отображения. Изучение самих элементов конструктора - хо­роший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.




3.

Литературный центр + центр грамотности и письма в старших группах (библиотечный уголок,

книгоиздательства)


Влияние на развитие:

развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря -чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий -развитию диалогической и связной речи

-обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования -развитию звуковой культуры речи

-развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи

-развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной под­готовке к школьному обучению


4.

Центр

сюжетно-ролевых

(драматических)

игр

Влияние на развитие

-развивают активную и пассивную речь;

-помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;

-способствуют развитию всех пяти чувств;

-увязывают между собой различные представления;

-учат решению проблем;

-стимулируют творческое начало, креативность;

-развивают самооценку и самоуважение;

-учат способам выражения эмоций и чувств; развивают общую и тонкую моторику





5.

Центр

песка и воды

Влияние на развитие

Математическое развитие

-насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от изменения формы сосоуда;

-исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет совершенствовать навыки счета;

-переливание воды в пластмассовые бутылочки разной величины поможет детям сравнить и понять, что значит «большее» и «меньшее», посчитать, сколько воды из маленьких бутылочек поместиться в большую, к тому же эти совсем нехитрые материалы (пластиковые бутылки разных форм и размеров) с удовольствием принесут родители - обратитесь к ним с такой скромной просьбой;

Развитие естественнонаучных представлений -эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом ведерке или в теплой воде?»;

-осуществление изменений с помощью добавления воды в песок,красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;

-классификация плавающих и тонущих предметов.

Сенсомоторное развитие

-пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;

-развитие мелкой моторики - пальцев и рук при переливании из одного сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла; -освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки при накапывании в банки различных красителей и добавления воды из кувшина.

Речевое и социальное развитие

-необходимость договариваться о том, кто с какими игрушками будет играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает позитивное социальное взаимодействие;

-активная деятельность в центре песка и воды дает возможность воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитии связной речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;

-безусловно, активное и органичное, естественное обогащение словаря происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками в этом центре.








6.

Центр

математики и манипулятивных игр

Влияние на развитие:

-обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

-способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

-способствовать освоению детьми соответствующего словаря (название способа обследования и познаваемых свойств: ударил об пол — отскочил, упругий; понюхал — без запаха; погладил ладонью — шероховатый, холодный и т. и.), его активному использованию.

-помогать выделять структуру геометрических фигур (угол, сторона, вершина), устанавливать связи между цветами спектра (например, смешение желтого и красного цветов дают оранжевый), подбирать мерки для измерения соответствующих величин (протяженность — условной мерой длины, глубину — палочкой, шестом с отметкой уровня, объем — условной мерой, имеющей объем и т. и.).

-поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам.

7.

Центр науки и естествознания

Влияние на развитие:

-развитие представлений о физических качествах предметов и явлений; -развитие тактильной чувствительности пальцев рук;

-формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;


























8. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания


"Познавательное развитие"

Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010.

Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Комплексное перспективное планирование во второй младшей (средней, старшей) группе детского сада/Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозайка-Синтез, 2009-2010.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. и ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.

Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.

Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Комплексное перспективное планирование во второй младшей (средней, старшей) группе детского сада/Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Моза­ика-Синтез, 2008-2010.

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мо­заика-Синтез, 2007-2010.

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. –М., 2007.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы в детском саду. – М.: Мозаика-Синтерз, 2012

Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л.В. Куцакова. – М.: Владос, 2003.

Ознакомление дошкольников с секретами кухни. Сценарии игр-занятий. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М: Сфера, 2003.

Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О.В.Дыбина. – М: Сфера, 2001.

Познавательно-исследовательская продуктивная (конструктивная) деятельность:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольни­ков.— М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в старшей группе детского сада. _ М.: «Мозаика-Синтез», 2012

Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2012

Ремезова Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003.

Формирование математических представлений + сенсорное воспитание

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математичес­ких представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Давидчук А. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие эле­ментарных математических представлений: планы-конспекты занятий с детьми 4-5 лет//Дошкольное воспитание. — 2000. — №8.

Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Новикова В. П. Математика в детском саду: конспекты занятий (6-7 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Новикова В. П. Математика в детском саду: раздаточный материал (3-5 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

НовиковаВ.П. Математика в детском саду: раздаточный материал (5-7 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. М. А. Василье­вой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. —Изд. 3-е, испр. и доп.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Четверикова Т.Ю. Методика обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.

Наглядно-дидактические пособия

Форма. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Цвет. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Цифры. —М.: Мозаика-Синтез, 2010. и т.д

Формирование целостной картины мира

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая, средняя, старшая, подготовительная группы. - М.: Перспектива, 2008.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Перспектива, 2008..

Виноградова Н. Ф. Рассказы-загадки о природе. — М., 2005.

Д ыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней груп­пе детского сада. Конспекты занятий.—М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. - М.: Оникс, 2007.

Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества де­тей. - М., 2002.

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дыбина О.В. Ознакомление дошкорльников с секретами кухни. - М.: Сфера, 2003.

Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. - М.: Сфера, 2007.

Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

И.Ф. Мулько Развитие представлений о человеке в истории и культуре. - М.: Оникс, 2007

Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с пра­вилами дорожного движения. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Правила и безопасность дорожного движения», «Вода», «Цветущая весна, Травы», «Покорение космоса», «Животный мир жарких стран», «Осень», «Лето» и др.. - М.: Оникс, 2007.

Соломениикова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Соломениикова О. А. Занятия по формированию элементарных экологи­ческих представлений в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаи­ка-Синтез, 2007-2010.

Соломениикова О. А. Занятия по формированию элементарных экологи­ческих представлений в средней группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез. 2009-2010.

Соломенникова О. А. Занятия но формированию элементарных экологи­ческих представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаи­ка-Синтез, 2007-2010.

Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

Авиация. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Автомобильный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Бытовая техника. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

День Победы.-М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Инструменты домашнего мастера. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Музыкальные инструменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Офисная техника и оборудование. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Посуда. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Спортивный инвентарь. — М: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Школьные принадлежности. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Арктика и Антарктика. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Высоко в горах. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Домашние животные. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Домашние птицы. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Животные жарких стран. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Животные средней полосы. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Животные—домашние питомцы. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Космос. -М.: Мозаика-Синтез. 2005-2010.

Морские обитатели. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Насекомые. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Овощи.-М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Рептилии и амфибии. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Собаки—друзья и помощники. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Фрукты.-М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Цветы.-М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Ягоды лесные.-М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Ягоды садовые. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Серия «Рассказы по картинкам»

В деревне. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Великая Отечественная война в произведениях художников. — М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005-2010.

Весна. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Времена года. — М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Защитники Отечества. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Зима. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Зимние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Кем быть. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Колобок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Курочка Ряба. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Летние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Лето. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Мой дом. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Осень. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Профессии. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Распорядок дня. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Репка. — Мл Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Родная природа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Теремок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Плакаты большого формата

Овощи. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Фрукты. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

"Речевое развитие"

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. - М.: Центр пед. образования, 2007.

Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр пед. образования, 2008.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Грамматика в картинках»

Антонимы. Глаголы. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Антонимы. Прилагательные. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Говори правильно. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Многозначные слова. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Множественное число. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Один —много. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Словообразование. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Ударение. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Рабочие тетради

Подготовительная к школе группа

Развитие речи у дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Прописи для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Моза­ика-Синтез, 2005-2010.

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010.

Книги для чтения

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. Гербова В.В., Ильчук Н. П. и др. - М., 2005.

"Социально-коммуникативное развитие"

Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004.

Буре Р.С. Дружные ребята – М.: Просвещение, 2002.

Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. – М.: Сфера, 2012.

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Син­тез, 2006-2010.

Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения. – Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004.

Дурова Н. В. Очень важный разговор. Беседы-занятия по этике по­ведения с детьми дошкольного возраста. — М., 2000.

Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дош­кольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010..

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я-ТЫ-МЫ. - М: Просвещение, 2008.

Козлова С.А. Я – человек. –М.: Школьная Пресса, 2004.

Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Кур очки на И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно. — М., 2003.

Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и до­ма.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010..

Микляева Н.В. поделись улыбкой своей. Развитие чувства юмора у дошкольников. –М.: Сфера, 2010

Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.

Недоспасова В. А. Растем играя: Средний и старший дошколь­ный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. — М: Просвеще­ние, 2003.

Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском са­ду.-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Петрова В. И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006. Ш. А. Здравствуйте, дети! — М., 1983.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитаниев детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. — М.; Воронеж, 2004.

Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.

Щетинина А.М., Ивонова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2010

"Художественно-эстетическое развитие"

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»

Гжель. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Городецкая роспись по дереву. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Каргополь — народная игрушка. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Полхов-Майдан. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Хохлома. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Плакаты большого формата

Гжель. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гжель. Орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Полхов-Майдан. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Полхов-Майдан. Орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Филимоновская свистулька. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Хохлома. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Хохлома. Орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.