Пояснительная записка.
Работая с детьми, я поняла, что современных детей мало интересуют проблемы экологии. Я провела опрос среди детей на эту тему и выяснила что у большинства дошкольников и детей младшего школьного возраста отсутствуют либо очень слабые знания об окружающей среде, поэтому я разработала программу «Лицом к природе», с помощью которой дети в разнообразных формах будут узнавать об экологии, учиться бережно относится к природе, любить ее, рационально относится к компонентам неживой природы.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, воспитателями, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции воспитанников, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Направленность программы эколого-биологическая.
Программа рассчитана на детей от 5 до 10 лет.
Всего 72 занятия по три занятия в неделю в течение полугода.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
В соответствии поставленной целью формируются задачи:
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Программа «Лицом к природе» состоит из семи разделов, в каждом из которых есть теоретические и практические занятия.
В программе предполагаются следующие формы организации детей:
-коррекционно-развивающие занятия;
-экскурсии;
-трудовые десанты;
-беседы;
-диспуты;
-викторины;
-туристические походы;
-обзор литературы;
-обсуждения.
Новизна программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать материал занятия углубленно, расширено, с широким использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения нового материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях.
Предлагаемы формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют воспитателю полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребенка, а также дают возможность воспитателю проявлять себя творчески, т.к. в школьной программе на экологию отводится очень мало времени.
Программа «Лицом к природе» углубляет и дополняет знания детей по проблемам экологии.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
- Принцип добровольности (занятия с ребенком возможны только по его желанию).
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых групп воспитанников).
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
- Принцип обратной связи (воспитателя интересуют впечатления детей от занятия).
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений,).
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности воспитанников.
- Принцип креативности (творчества) и коллективности.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
13.).
В результате реализации программы ожидается:
- Повышение экологической культуры и экологического сознания воспитанников.
- Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
- Развитие организаторских способностей воспитанников.
- Благоустройство территорий центра, парка, родников и т. д.
- Пополнение знаний воспитанников о животных, птицах и растениях родного края.
Учебно-тематический план.
№ п/п
|
Темы разделов
|
Количество часов
|
теория
|
практика
|
экскурсии
|
1
2
3
4
5
6
7
|
Введение в экологию
О чем шепчут?
Секреты неживой природы
Наши пернатые друзья
Охрана природы
Загадки животного мира
«Чистый дом, чистая улица, чистый город!»
Всего часов:
|
5
1
5
2
6
3
2
24
|
3
2
6
9
4
5
7
36
|
4
6
-
-
-
2
-
12
|
Содержание программы
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. данная программа предполагает систему работы с детьми в течение полугода. Учитывая особенности ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте, основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Поскольку игра - ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков. Не последнее значение имеет мастерство воспитателя "подать" игру, чтобы направить инициативу детей в их творческую активность. Для этого следует соблюдать несколько правил:
- не заставлять играть ребенка, а создавать условия для возникновения интереса,
- не сдерживать двигательную активность детей,
- хвалить ребенка за успехи,
- не давать отрицательных оценок ошибкам детей.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.
Курс программы состоит из 7 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
3 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
4 раздел – “Наши пернатые друзья ”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
5 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира, о лекарственных растениях, об уникальных водоемах.
6 раздел – Загадки животного мира
Трудовые десанты не только на территории центра, но и за его пределами: родники, близлежащие улицы, памятник и парк, рядом с ним и т. д.
7 раздел – «Чистый дом, чистая улица, чистый город!»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Также проводятся конкурсы.