СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы античной мифологии в литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образы античной мифологии в литературе

Просмотр содержимого документа
«Образы античной мифологии в литературе»

Класс 6

Предмет Русская словесность

Дата:

Урок 5

Образы античной мифологии в литературе: Д.С. Мережковский. «Титаны»; А.А. Фет. «Венера Милосская», «Диана»; А.А. Блок. «Амур» («Вспомнил я старую сказку…»).


Цель: показ влияния мифов на литературу, их взаимосвязь.


Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Беседа.

- Где обитали боги древнегреческих мифов?

Они обитали на горе Олимп, поэтому их называли богами-олимпийцами.

- Являются ли боги-олимпийцы вершителями человеческих судеб? Определите сходство судеб богов с жизнью людей.

Боги не являются вершителями судеб, они тоже зависят от судьбы и не могут избегнуть того, что им предписано. В этом их сходство с людьми. Судьбы людей, как и судьбы богов, в руках у трех Мойр: Клото, Лахесис, Атропос. Они прядут нить судьбы и людей, и богов.

Кроме того, боги Олимпа внешне и характером очень похожи на людей. Часто они плохо ладят между собой, как это бывает и у людей. Так, например, Крон был свергнут собственным сыном – Зевсом. Зевс – главное божество; Посейдон – брат Зевса – правит морями; Аид – брат Зевса – правит подземным царством (он неоднократно пытался свергнуть Зевса). Все три бога – родные братья. Поступки Аида по отношению к Зевсу закономерны – как сам поступаешь, того и жди от других.

У каждого бога есть семья, жена, дети, в этом их главное сходство с людьми. Каждый бог отвечает за свое дело. В этом тоже проявляется их сходство с людьми, владеющими определенной профессией.

2. Работа в группах.

Учащиеся рассказывают о Посейдоне и Аиде (по группам), демонстрируют их родословные.

- Что, по-вашему, объясняет миф о Посейдоне и божествах моря?

Миф о Посейдоне и божествах моря отражает представления древних греков о явлениях природы, в частности, морской стихии.

- Чему учит миф о царстве Аида?

Миф о царстве Аида учит тому, что ни один человек не должен нарушать нравственных законов и что каждый человек получает по заслугам.


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя. Отражение мифов в литературе. Взаимосвязь мифов и литературы.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, какое влияние оказали мифы на литературу. Вы уже знаете, что в античную эпоху миф был главной темой литературы, примером тому служат поэмы Гесиода («Труды и дни») и Овидия («Метаморфозы»). Но писатели и поэты других эпох тоже нередко используют темы древнегреческой мифологии.

Европейская литература уже со времен Ренессанса постоянно обращается к Античности. Огромное количество произведений всех жанров и направлений художественной литературы создано под влиянием античных мотивов или включает в себя сравнения с богами и героями Древней Греции и Рима. Чтобы понять образы литературы, имеющие античные корни, нужно почувствовать обаяние и красоту древности, узнать о ней как можно больше.

А теперь давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Для этого мы познакомимся с произведениями русских поэтов XIX-XX веков, навеянными античной мифологией, попытаемся понять, почему в своих произведениях они обращаются к образам и сюжетам античности.

Разговор пойдет о стихотворениях Д.С. Мережковского «Титаны», А.А. Фета «Венера Милосская» и А.А. Блока «Амур», которые мы сравним с поэмой Овидия «Метаморфозы».

Но сначала давайте познакомимся с этими поэтами.

Афанасий Афанасьевич Фет, он же Шеншин, – известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии. С самых ранних лет он был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть.

Образование А. Фет получил сначала в немецком пансионе в городе Верро (Эстония), позднее он продолжил обучение в Московском университете.

Здесь Афанасий Афанасьевич познакомился с поэтами и писателями. Часто они собирались вместе, читали стихи, говорили о литературе. А. Фет тоже стал писать стихи, которые он решил показать Н.В. Гоголю. Гоголь нашёл у юного поэта «несомненное дарование», и в 1840 году вышел первый сборник его стихов «Лирический пантеон».

В дальнейшем его поэтические произведения стали очень популярны. На стихи А. Фета писали музыку П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев и С.В. Рахманинов. Стихотворение «На заре ты её не буди», положенное на музыку А. Варламовым, стало «почти народною песней».

Афанасий Фет пишет много стихов, в основном только о природе и любви. Поэзия А.А. Фета свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, даёт почувствовать красоту природы и поэтического слова.

Но и обращение к античности для него не случайно. С одной стороны, полученное им образование давало ему хорошее знание мифологии, а с другой – античная культура, мифология исповедовали культ красоты, что было очень близко и понятно замечательному стихотворцу А.А. Фету.

Другой русский поэт, Д.С. Мережковский, родился в Петербурге. Пробудившееся у Мережковского раннее влечение к литературе, к стихотворчеству прошло под знаком Пушкина. Закончив гимназию, он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета (1884). Пробует писать стихи, кое-что печатает в литературных журналах. Сближается с маститыми писателями старшего поколения: М. Надсоном, А. Плещеевым и И. Гончаровым. Он путешествует по Волге и Каме, посещает Оренбург и Уфу.

В это время в русской литературе появляется новое направление - символизм. Мережковскому стали близки принципы символизма, утверждавшие главенство несбыточного и прекрасного. В этот период Мережковский создавал свои главные произведения. Они проникнуты стремлением к высшей истине и красоте.

Именно в античной мифологии и литературе поэт часто находил тот недостижимый идеал, к которому стремился. Вот почему он не раз обращается в своем творчестве к античности.

А вот замечательный поэт А. Блок с первых своих шагов в литературе воспитывал в себе чувство высокой избранности и ответственности. Предназначение, миссию поэта он понимал так: «Читатель, особенно русский, всегда ждал и ждет от литературы указаний пути».

Александр Блок родился в Петербурге. Мать поэта, известная писательница А.А. Бекетова, была дочерью А.Н. Бекетова, крупного ботаника, ректора Петербургского университета. Детство А. Блока прошло в «ректорском доме» деда среди книг, разговоров знаменитых современников, столкновений новейших идей. Очень важно для понимания будущего характера Блока его признание о том, что в семье матери, где он рос, «господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах». И, конечно, античная культура, мифология занимали среди этих ценностей почетное место. «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет…», - писал Блок в «Автобиографии».

Любители поэзии знают, что многие стихи Александра Блока есть не что иное, как стремление к недостижимому идеалу. Эти стихи помогают нам заглянуть в собственное сердце, на дне которого тоска по Идеалу, по Красоте, по Золотому веку, - непреходящие поэтические темы и образы, воспетые еще в античные времена.

2. Беседа.

- А теперь обратимся к поэзии и вспомним, чем поэма Гесиода «Труды и дни» отличается от поэмы Овидия «Метаморфозы», в чём их сходство?

- О каких превращениях идёт речь в поэме «Метаморфозы», о чём говорит Овидий?

- Почему, по мнению Овидия, род человеческий погряз в грехах?

- Могли ли люди поступать по-другому?

- Каково, по мнению Овидия, идеальное мироустройство, присущее Золотому веку?

- А теперь послушаем стихотворение А. Фета «Венера Милосская» и узнаем, как отразились образы античности в русской поэзии.

3. Чтение стихотворения А. Фета «Венера Милосская».

Учитель или подготовленный ученик читают стихотворение.

- Какой изображает Венеру поэт?

- Какие эпитеты он выбирает для ее описания?

- Мы не видим Венеру, но какой мы представляем ее, читая стихотворение?

- Какие чувства вызывает у нас образ Венеры, созданный А.А. Фетом?

4. Чтение стихотворения Д.С. Мережковского «Титаны».

Учитель или подготовленный ученик читают стихотворение.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- О какой обиде идет в нем речь?

- Кому и за что хотят отомстить титаны?

- Почему титаны сравнивают олимпийских богов с ворами?

5. Чтение стихотворения А. Блока «Амур».

Учитель или подготовленный ученик читают стихотворение.

- Как в этом стихотворении описан Амур? Похоже ли это описание на традиционное изображение Амура в античной мифологии?

- Для чего А. Блок изображает Амура именно таким?

Чтобы подчеркнуть его умение принимать любой облик, проникать в сердце любого человека и наносить свой разящий удар тогда, когда его совсем не ждут.

- Какую рану нанес мальчик старику?

- Почему А. Блок считает, что «острые стрелы любви» больно ранят сердце?

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Задание

Прочитайте стихотворение Д.С. Мережковского «Титаны». Кто такие титаны? Что вы знаете о судьбе титанов Атланта и Прометея?

Атлант ___________________________________________________________

Прометей _________________________________________________________

2. Задание

Какой троп использован А.А. Фетом при описании античных богинь в стихотворениях «Венера Милосская» и «Диана»? Попробуйте объяснить значения этих словосочетаний.

Божественное тело __________________________________________________

Неувядающей красой _______________________________________________

Всепобедной властью _______________________________________________

Небесный лик ______________________________________________________

Открытое чело _____________________________________________________

Ясный лик _________________________________________________________

Красой непостижимой ______________________________________________


V. Этап информации о домашнем задании



VI. Этап рефлексии