Тема: «Общая характеристика и разнообразие класса Костные рыбы»
Цель:
Задачи:
Образовательные:
показать многообразие Костных рыб и черты их приспособленности жизни в водной среде;
выявить признаки основных классификационных групп класса Костные рыбы, понять их роль в природе и жизни человека.
Развивающие:
способствовать развитию у учащихся интереса к окружающей природе;
научить сравнивать и отличать класс Костные рыбы.
Воспитательные:
продолжить формирование научного мировоззрения о значении этого класса для хозяйственной деятельности человека и природы.
Понятия: малёк, желток, Лопастеперые и Лучеперые рыбы
Тип урока: комбинированный
Методы:
Словесные
Объяснение
Беседа
Рассказ
Наглядные
Схемы
Презентация по теме (Microsoft PowerPoint)
Видео
Практические
Работа с учебником
Пути активизации познавательной деятельности:
-//-
Наглядность к уроку: учебник по биологии 7 класса, презентация по теме (Microsoft PowerPoint), видеоролики
Внутрипредметные и межпредметные связи.
Внутрипредметные:
строение надкласса Рыбы
систематика растений и животных
индивидуальное развитие животных
II. Структура урока
| Организация класса | 1 мин. |
| Актуализация опорных знаний | 5 мин. |
| Изучение нового материала | 31 мин. |
| Закрепление | 5 мин. |
| Задание на дом | 3 мин. |
III. Собственно конспект
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих по журналу, подпись рапорта.
Проверка готовности к уроку.
Перед тем как мы приступим к изучению новой темы давайте вспомним:
Кто такие рыбы и где они обитают?
На какие классы делится надкласс Рыбы?
Какие особенности Хрящевых рыб?
Назовите надотряды Хрящевых рыб?
Назовите особенности Скатов и Акул?
Приступим к изучению новой темы. Запишите тему в тетрадь (слайд 1).
Как, уже вам уже известно Надкласс Рыбы делится на 2 класса – Костные и Хрящевые рыбы (слайд 2).
Запишите в тетрадь - Основные характеристики Костных рыб (слайд 3)
Основные характеристики:
Насчитывает свыше 21 тысячи видов (это самый большой по количеству видов класс среди позвоночных);
Есть плавательный пузырь;
Скелет в основном состоит из костной ткани;
Жабры прикрыты жаберными крышками;
У большинства - непрямое развитие (что такое не прямое развитие?);
Яйцо(икринка)→личинка→малек→взрослая особь
Костные рыбы в современной систематике делят на 2 подкласса Лопастеперые и Лучеперые (слайд 4)
Перечертите себе в тетрадь таблицу
Давайте разберем характеристику Лопастепёрых рыб (слайд 5)
Основные характеристики:
перешли к обитанию во внутренних водоёмах
вырост пищевода превращается в лёгкое
ведущий анализатор — обоняние
изменяется головной мозг
с помощью плавников могут ползать по дну и переползать в другой водоём
появляется второй круг кровообращения
Представители Latimeria chalumnae
и целакант
Характеристику Лопастепёрых рыб разобрали, теперь давайте рассмотрим Двоякодышащие рыбы (слайд 6)
Основные характеристики:
обладают как жаберным, так и лёгочным дыханием
современных двоякодышащих 6 видов
в качестве органов лёгочного дыхания функционируют один либо два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода.
у рогозуба
одно лёгкое, у остальных двоякодышащих — два
Представители рогозуб, африканский протоптер
Подкласс лучеперые включает много отрядов, но мы рассмотрим основные, а именно:
Осетрообразные
Карпообразные
Сельдеобразные
Лососеобразные
Окунеобразные
Перечертите таблицу к себе в тетрадь (слайд 7)
Таблицу заполните дома использую не только учебник, но и Интернет, и различные энциклопедии.
Значение рыб в природе (слайд 8)
Значение рыб в природе:
очищают воду;
поедают вредные растения в воде;
регуляция численности водных беспозвоночных;
корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих;
звено в целях питания живых организмов.
(Записать в тетрадь)
Закрепление:
Что вам известно о хрящевых и костных рыбах?
Как их отличить по внешнему виду?
Как вы думаете, как изменится мировой океан, если исчезнут акулы и другие хищные виды рыб?
Чем характеризуются Кистеперые и Двоякодышащие рыбы?
Возможен просмотр видео:
Манта
Рыба-луна
Китовая акула
Летучая рыба
Скаты
Обитатели кораллового рифа