УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ
«Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники»
Цель: познакомить с расположением родного края на политико-административной карте РФ, некоторыми сведениями о родном крае, особенностями природы, достопримечательностями края, со знаменитыми соотечественниками.
Планируемые результаты
Метапредметные
Личностные УУД:
- формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД:
- формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
- давать характеристики изучаемым объектам,
- работать с текстовым и иллюстративным материалом,
- осуществлять обобщение, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт, знания,
- развивать умение выступать перед классом,
- выражать свою точку зрения.
- совершенствовать умение работать в парах.
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
- формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Предметные
Расширить знания об окружающем мире,
Формировать умение находить и показывать свой регион на карте России.
Развивать умение находить объекты на контурной карте.
Иметь представление о природных зонах своего региона.
Повторить знания о полезных ископаемых родного края.
Составлять экологические цепи и предлагать пути решения экологических проблем.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Первый урок в данном разделе.
Формы работы учащихся: Учебный диалог, фронтальная работа под руководством учителя, наблюдение, работа с политико – административной картой РФ, контурной картой АК, индивидуальная работа, практическая работа в парах, взаимоконтроль, коррекция своей работы.
Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), презентация.
Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), контурная карта АК, тетрадь.
Ход урока
Орг. Момент
Здравствуйте, садитесь.
Постановка проблемы
Слайд 2
Разгадаем кроссворд:
Природная зона, в которой растут хвойные деревья.
Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки на зиму, а весной отрастают новые.
Горная река, сливаясь с Бией образует реку Обь.
Полезная кислая ягода, растет на болоте, вкусная после мороза.
Известный тракт, берет начало в нашем городе, соединяющий наш город с Республикой Алтай и Монголией.
Природная зона, в которой часто дуют суховеи и мало осадков.
Природный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.
Второй космонавт СССР. Его дом музей находится в селе Полковниково.
Город, основанный по приказу Петра 1 в 1709 году для защиты Сибири от монголо-татарского ига.
Знаменитый писатель, кинорежиссер, актер, памятник ему поставили на горе в селе Сростки.
Зверь, занесен в Красную книгу, семейства кошачьих, белого окраса с черными пятнами и обитает высоко в горах.
Падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. для него характерны резкий перепад высоты речного дна и отвесность падения.
Сосновые леса, которые тянутся вдоль рек полосами шириной 5—40 км, вырастая на древних песчаных отложениях. Из космоса эти леса видно как будто лента тянется вдоль рек. Сосновые леса называют Бор. А как тогда называют бор, который тянется лентой?
Прочитайте, что получилось?(Алтайский край)
Слайд 3
Да, верно, сегодня мы будем говорить про Алтайский край.
Самоопределение к деятельности
Посмотрите еще раз на кроссворд. Как вы думаете, какие слова из кроссворда относятся к нашему краю? Конечно, все слова связаны с нашим краем. Сформулируйте тему нашего урока. И поставьте цели (по целям составить план работы).
План характеристики края:
Природа Алтайского края
Главный административный центр края
Достопримечательности Алтайского края
Знаменитые соотечественники
Слайд 4
О чем был мультфильм? Что интересного вы узнали?
Работа по теме.
ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ
Рассмотрите карту в учебнике на с. 154-155. (На доске висит большая физическая карта России). Найдите наш край. Назовите его месторасположение на карте, с кем граничит наш край? Покажите Алтайский край на большой карте.
Слайд 5, 6, 7, 8, 9
Что вы можете сказать о природе Алтайского края?
У вас на партах лежит контурная карта Алтайского края. В течении урока вы будете работать в парах и делать пометки на карте.
В Алтайском крае растут ель, сосна, лиственница, береза, пихта, осина, тополь, а так же - кедр. Много лекарственных растений растет в степной зоне.
Отметьте на карте природные зоны края.
Обведите цветным карандашом крупные реки Алтайского края.
Подпишите названия растений и животных нашего края.
Очень многообразен животный мир края. Здесь водятся: соболи, россомахи, выдры, белки, бурундуки, бурые медведи, лисицы, волки, кабарги, маралы, козлы, горные бараны, снежные барсы, косули. Большое количество млекопитающих и птиц.
В крае очень много живописных мест.
На территории Алтайского края 33 заповедника и заказника, которые созданы для охраны уникальных природных уголков, флоры и фауны. Есть и нетронутые цивилизацией уголки первозданной природы.
Самое уникальное место Алтая - ленточные сосновые боры. Такое природное образование единственное в мире.
Физминутка
Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая —
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой — вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться..
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
Игра «Четвертый лишний»
Послушай названия животных и растений.
Подумай, к какой природной зоне можно отнести большинство.
Найди лишнее.
ЗОНА ЛЕСОВ.
1. сосна, ель, дуб, саксаул
2. пихта, липа, полярная ива, кедр
3. карликовая берёза, сосна, черемуха, дуб
4. кипарис, клён, рябина, вяз
5. ясень, яблоня, берёза, пальма
6. соболь, куница, барсук, полярный волк
7. медведь, лиса, ящерица, тушканчик
8. варан, ёж, барсук, сова
9. гадюка, тетерев, кабан, белый медведь
10. джейран, лось, сова, дрозд
СТЕПЬ.
1. ковыль, типчак, мятлик, кедр
2. пихта, герань, колокольчик, ирис
3. тюльпан, мак, ветреница, полярная ива
4. гиацинт, полынь, ковыль, сосна
5. качим, мятлик, тюльпан, ягель
6. кузнечик, песец, кобылка, сурок
7. хорёк, хомяк, сайгак, дрофа
8. ящерица, суслик, белая куропатка, орёл
9. серая куропатка, журавль-красавка, жаба, варан
10. тля, клоп, гадюка, морж
Слайд 10, 11, 12
Назовите главный административный центр края.
Алтай знаменит уникальными месторождениями яшмы, порфиров, мраморов, гранитов, которые являются сырьем для развития камнерезного производства на Алтае. Край известен минеральными и питьевыми водами, природными лечебными грязями. Уникальность природных условий края позволяют развивать санаторно-курортное дело.
Учащиеся рассказывают сообщения о достопримечательностях.
Отметьте на карте достопримечательности Алтайского края
Слайд 13
Алтайская земля подарила миру самобытных талантливых изобретателей, поэтов, писателей, актеров, режиссеров, композиторов.
Учащиеся рассказывают о знаменитых соотечественниках.
Подпишите на карте ФИО знаменитых соотечественников.
Итог урока:
На следующем уроке мы продолжим работать с контурной картой нашего края.
А сейчас подведем итог урока, вставьте в тексте пропущенные слова:
На территории Алтайского края встречаются почти все природные зоны: _______________. Природа нашего края разнообразна. В крае растут растения ________________. И обитают разные виды животных, такие как ___________. Алтайский край привлекает туристов следующими достопримечательностями ____________________. Наши земляки известны во всей стране: ____________.
Домашнее задание:
Подготовить сообщение о родном крае по плану.
Мой край расположен ……………
На территории края текут реки …………….
У нас есть города …………….
Главный город округа…………….
В нем можно увидеть следующие достопримечательности………….
Добывают полезные ископаемые …………….
Богат растительный и животный мир нашего края.
Я бы хотел побывать …………………, потому что …………..