СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее понятие о лексике в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичные понятия о лексике

Просмотр содержимого документа
«Общее понятие о лексике в начальной школе»

Пятнадцатое мая.

Пятнадцатое мая.

Повторим пройденный материал: Назови все члены предложения? На какие группы делятся все члены предложения? Расскажи, что ты знаешь о подлежащем? Расскажи, что ты знаешь о сказуемом?

Повторим пройденный материал:

  • Назови все члены предложения?
  • На какие группы делятся все члены предложения?
  • Расскажи, что ты знаешь о подлежащем?
  • Расскажи, что ты знаешь о сказуемом?
Повторим пройденный материал: Назови все второстепенные члены предложения? Расскажи, что ты знаешь об определении? Расскажи, что ты знаешь о дополнении? Расскажи, что ты знаешь об обстоятельстве?

Повторим пройденный материал:

  • Назови все второстепенные члены предложения?
  • Расскажи, что ты знаешь об определении?
  • Расскажи, что ты знаешь о дополнении?
  • Расскажи, что ты знаешь об обстоятельстве?
Признаки однородных членов: Отвечают на один и тот  же вопрос Являются одним членом предложения Относятся к одному и тому же члену предложения Обычно выражены одной и той же частью речи Произносятся с перечислительной интонацией

Признаки однородных членов:

  • Отвечают на один и тот же вопрос
  • Являются одним членом предложения
  • Относятся к одному и тому же члену предложения
  • Обычно выражены одной и той же частью речи
  • Произносятся с перечислительной интонацией
Наступила осень. Ч..сто быва..т хол..дно и сыро. От хол..да пож…лтели и п..кр..снели лист..я на д..рев..ях. Вдруг п..дул сил..ный п..рывистый вет..р. Он срывал лист..я и кружил их в воздух... Ветер – оз..рник п…дхв..тил л..сточек и помч..л его по тр..пинке.

Наступила осень. Ч..сто быва..т хол..дно и сыро. От хол..да пож…лтели и п..кр..снели лист..я на д..рев..ях. Вдруг п..дул сил..ный п..рывистый вет..р. Он срывал лист..я и кружил их в воздух... Ветер – оз..рник п…дхв..тил л..сточек и помч..л его по тр..пинке.

Наступила осень. Часто бывает холодно и сыро. От холода пожелтели и покраснели листья на деревьях. Вдруг подул сильный, порывистый ветер. Он срывал листья и кружил их в воздухе. Ветер - озорник подхватил листочек и помчал его по тропинке. . . .

Наступила осень. Часто бывает холодно и сыро. От холода пожелтели и покраснели листья на деревьях. Вдруг подул сильный, порывистый ветер. Он срывал листья и кружил их в воздухе. Ветер - озорник подхватил листочек и помчал его по тропинке.

.

.

.

Однозначные и многозначные слова Однозначные слова имеют только одно значение: суффикс, апельсин, трамвай . Многозначные слова имеют несколько значений: крепкий орех (прямое)- крепкий характер(переносное); золотое кольцо(прямое )-золотая осень (переносное). В прямом и переносном значении всегда есть что-то общее

Однозначные и многозначные слова

  • Однозначные слова имеют только одно значение: суффикс, апельсин, трамвай .
  • Многозначные слова имеют несколько значений: крепкий орех (прямое)- крепкий характер(переносное); золотое кольцо(прямое )-золотая осень (переносное).
  • В прямом и переносном значении всегда есть что-то общее
 Лексическое значение прямое переносное Прямо указывает на предмет, действие, явление Переносит  наименование предмета на другой предмет

Лексическое

значение

прямое

переносное

Прямо указывает

на предмет, действие,

явление

Переносит

наименование предмета

на другой предмет

ХВОСТ

ХВОСТ

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.   1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.  2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.  3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.  4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

Мы ходим ночью, Ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час. А вы, друзья, Не бейте нас. Что это?

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас.

Что это?

 Спишите предложения: Девочка плакала: она ушиблась. Елка плакала сначала от домашнего тепла.  В каждой паре предложений укажите слова в прямом и переносном значении.

Спишите предложения:

  • Девочка плакала: она ушиблась.
  • Елка плакала сначала от домашнего тепла.

В каждой паре предложений укажите слова в прямом и переносном значении.

Крыло птицы(…)-крыло самолета(…) Ледяной взгляд(…)- ледяная горка(…) Ребенок смеется(…)- солнышко смеется(…) Красное яблоко(…)-красный от стыда(…) Дорогой человек(…)-дорогой подарок(…)
  • Крыло птицы(…)-крыло самолета(…)
  • Ледяной взгляд(…)- ледяная горка(…)
  • Ребенок смеется(…)- солнышко смеется(…)
  • Красное яблоко(…)-красный от стыда(…)
  • Дорогой человек(…)-дорогой подарок(…)
Задание 5  Составьте предложение с одним из словосочетаний:   ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ, ЗОЛОТЫЕ РУКИ .   В каком значении используются данные словосочетания?

Задание 5

Составьте предложение с одним из словосочетаний:

ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ, ЗОЛОТЫЕ РУКИ .

В каком значении используются данные словосочетания?

Задание 3 От бессонницы у него заболела голова 1. Ум, рассудок Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро 2. Жизнь 3. Верхняя часть тела человека Он в неравном бою сложил свою голову

Задание 3

От бессонницы у него заболела голова

1. Ум, рассудок

Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро

2. Жизнь

3. Верхняя часть тела человека

Он в неравном бою сложил свою голову

ТЕСТ 1. Словарный состав языка изучает наука:  А) фонетика  Б) синтаксис  В) лексикология  Г) пунктуация 2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:  А) каменное сердце, строить мост  Б) жар солнца, каменное здание  В) золотые слова, строить планы 3. В каком ряду слова являются многозначными:  А) звезда, искусственный, каменный;  Б) единственный, жалюзи, жокей;  В) каменистый, кафтан, композитор

ТЕСТ

1. Словарный состав языка изучает наука: А) фонетика Б) синтаксис В) лексикология Г) пунктуация

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях: А) каменное сердце, строить мост Б) жар солнца, каменное здание В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными: А) звезда, искусственный, каменный; Б) единственный, жалюзи, жокей; В) каменистый, кафтан, композитор

Двойняшки – омонимы. Теперь отправляемся в гости к двойняшкам-омонимам.  В отличие от многозначного слова, значения которого тесно и непосредственно связаны друг с другом, омонимы представляют собой совершенно разные слова, т.к. обозначают разные предметы, признаки, действия . В море суши полоса называется коса. И у девушки коса, цвета спелого овса. На траве лежит роса – косит травушку коса. У меня один вопрос: «Сколько есть на свете кос?»  Найдя слова – близнецы, употребленные в стихотворении, составьте с ними предложения.

Двойняшки – омонимы.

  • Теперь отправляемся в гости к двойняшкам-омонимам.
  • В отличие от многозначного слова, значения которого тесно и непосредственно связаны друг с другом, омонимы представляют собой совершенно разные слова, т.к. обозначают разные предметы, признаки, действия .

В море суши полоса называется коса.

И у девушки коса, цвета спелого овса.

На траве лежит роса – косит травушку коса.

У меня один вопрос: «Сколько есть на свете кос?»

  • Найдя слова – близнецы, употребленные в стихотворении, составьте с ними предложения.
Омонимы  Омонимы- это слова, который пишутся одинаково, но имеют разное значение. Значение омонимов можно определить по слову-подсказке. Объехали весь свет – включили в комнате свет. Стрельба из лука- салат без лука.

Омонимы

Омонимы- это слова, который пишутся одинаково, но имеют разное значение.

Значение омонимов можно определить по слову-подсказке.

Объехали весь свет – включили в комнате свет.

Стрельба из лука- салат без лука.

Задание 6 1.Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. 2.В бою и рубят и взрывают, А после боя развлекают. 3.Сейчас я, правда, устарела, А прежде было много дела, Как выйду на зеленый луг, Так забываю про досуг. Любая мода не вечна, Не изменилась я одна И девочки всегда и всюду Носить меня, конечно, будут.

Задание 6

1.Нас много в играх набирают,

А иногда и на нос надевают.

2.В бою и рубят и взрывают,

А после боя развлекают.

3.Сейчас я, правда, устарела,

А прежде было много дела,

Как выйду на зеленый луг,

Так забываю про досуг.

Любая мода не вечна,

Не изменилась я одна

И девочки всегда и всюду

Носить меня, конечно, будут.

Двойняшки – омонимы.  Записаны слова – омонимы. К первому из каждой пары дано краткое объяснение. Следует назвать значение другого слова.  пеночка – птица овсянка – каша  пеночка - ? овсянка - ?  норка – животное бокс – стрижка  норка - ? бокс - ?  Разгадайте загадки и назовите омонимы к отгадкам.  - Кто самый первый входит в дом, а все за ним идут хвостом? (   Ключ )  - Летом на лугу, а зимой на крюку?  (Коса )  - Два стекла, два ободка, крутая дужка и две, как клюшка.  ( Очки )

Двойняшки – омонимы.

  • Записаны слова – омонимы. К первому из каждой пары дано краткое объяснение. Следует назвать значение другого слова.

пеночка – птица овсянка – каша

пеночка - ? овсянка - ?

норка – животное бокс – стрижка

норка - ? бокс - ?

  • Разгадайте загадки и назовите омонимы к отгадкам.

- Кто самый первый входит в дом, а все за ним идут хвостом?

( Ключ )

- Летом на лугу, а зимой на крюку?

(Коса )

- Два стекла, два ободка, крутая дужка и две, как клюшка.

( Очки )

Антонимы-это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Быстрый-медленный ( прилаг) День-ночь (сущест) Работать- бездельничать (глагол) Высоко-низко (наречие)

Антонимы-это слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Быстрый-медленный ( прилаг)

День-ночь (сущест)

Работать- бездельничать (глагол)

Высоко-низко (наречие)

Задание 7  Игра «Кто быстрее?» Плакать Чистота Великан Смеяться Грязь Тонкий Острый Грусть Радость Тупой Толстый Лилипут Близкий Сладкий Веселый Ненавидеть Дорогой Черный Любить Грустный Белый Дешевый Горький Далекий

Задание 7 Игра «Кто быстрее?»

Плакать

Чистота

Великан

Смеяться

Грязь

Тонкий

Острый

Грусть

Радость

Тупой

Толстый

Лилипут

Близкий

Сладкий

Веселый

Ненавидеть

Дорогой

Черный

Любить

Грустный

Белый

Дешевый

Горький

Далекий

Ученье – свет, а не  ученье … ТЬМА Знай больше, а говори … МЕНЬШЕ В учебе корень горек, зато плод ее … СЛАДОК Не бойся врага умного, бойся друга … ГЛУПОГО Лучшая вещь новая, лучший друг … СТАРЫЙ Мир строит, а война … РАЗРУШАЕТ Смелый побеждает, а трус … ПОГИБАЕТ Ласточка день начинает, а соловей … КОНЧАЕТ

Ученье – свет, а не ученье …

ТЬМА

Знай больше, а говори …

МЕНЬШЕ

В учебе корень горек, зато плод ее …

СЛАДОК

Не бойся врага умного, бойся друга …

ГЛУПОГО

Лучшая вещь новая, лучший друг …

СТАРЫЙ

Мир строит, а война …

РАЗРУШАЕТ

Смелый побеждает, а трус …

ПОГИБАЕТ

Ласточка день начинает, а соловей …

КОНЧАЕТ

Подберите антонимы к данным существительным. Составьте словосочетания с антонимическими парами.   Восток, весна, зима, большинство, жара, конец, практика. Запад, осень, лето,  меньшинство, холод, начало, теория.

Подберите антонимы к данным существительным.

Составьте словосочетания с антонимическими парами.

Восток, весна, зима, большинство, жара, конец, практика.

Запад, осень, лето, меньшинство, холод, начало, теория.

 Синонимы- слова одной и той же части речи близкие по значению. Смеяться-хохотать ( глагол) Друг-товарищ( сущест) Большой-огромный (прилаг)

Синонимы- слова одной и той же части речи близкие по значению.

Смеяться-хохотать ( глагол)

Друг-товарищ( сущест)

Большой-огромный (прилаг)

Быстрый Скорый Верный Преданный Гостеприимный Радушный Правдивый Честный Знаменитый Популярный Неуклюжий Неловкий Сильный Могучий Прекрасный Красивый Будущий Грядущий Громкий Звучный

Быстрый

Скорый

Верный

Преданный

Гостеприимный

Радушный

Правдивый

Честный

Знаменитый

Популярный

Неуклюжий

Неловкий

Сильный

Могучий

Прекрасный

Красивый

Будущий

Грядущий

Громкий

Звучный

Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый.

Вкусный, аппетитный,

крепкий, лакомый.

Грустный, печальный, усердный, скучный, невесёлый.

Грустный, печальный,

усердный, скучный, невесёлый.

Задира, забияка, драчун, шалун.

Задира, забияка,

драчун, шалун.

Грустный, старый, пожилой, престарелый.

Грустный, старый,

пожилой, престарелый.

 Я выглядываю утром в окно и вижу, что день сегодня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Продают первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!

Я выглядываю утром в окно и вижу, что день сегодня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Продают первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!

 Я выглядываю утром в окно и вижу, что день сегодня хороший. Теплая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются зеленые травинки. Продают первые весенние цветы — фиалки, которые так приятно пахнут. У меня удивительно прекрасное настроение!

Я выглядываю утром в окно и вижу, что день сегодня хороший. Теплая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются зеленые травинки. Продают первые весенние цветы — фиалки, которые так приятно пахнут. У меня удивительно прекрасное настроение!

Фразеологизмы.  Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Такие выражения нельзя буквально  перевести на другой язык, т.к. их значение не складывается из смысла отдельных слов.  Но если сравнить фразеологизмы и те слова, которыми их можно заменить, то видно, как они проигрывают рядом с фразеологизмами, создающими яркий образ и особую выразительность: калачом не заманишь - никакими средствами не уговоришь прийти;  звезд с неба не хватает – ничем не выдающийся, средних способностей; ждать у моря погоды – бездействовать, напрасно надеяться.

Фразеологизмы.

  • Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Такие выражения нельзя буквально

перевести на другой язык, т.к. их значение не складывается из смысла отдельных слов.

Но если сравнить фразеологизмы и те слова, которыми их можно заменить, то видно, как они проигрывают рядом с фразеологизмами, создающими яркий образ и особую выразительность: калачом не заманишь - никакими средствами не уговоришь прийти;

звезд с неба не хватает – ничем не выдающийся, средних способностей; ждать у моря погоды – бездействовать, напрасно надеяться.

Фразеологизмы- это словосочетания в переносном значении.  Фразеологизмы можно заменить синонимом.  Повесить нос- огорчиться  работать спустя рукава- недобросовестно.  Бежать сломя голову- быстро

Фразеологизмы- это словосочетания в переносном значении. Фразеологизмы можно заменить синонимом. Повесить нос- огорчиться работать спустя рукава- недобросовестно. Бежать сломя голову- быстро

Вместо точек вставьте названия животных.  Голоден , как … ; упрям, как…; хитер, как …;  надут, как …; нем, как …; здоров, как …; грязный,как …; колючий, как …; мокрый, как … .  Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.  Поди туда – не знаю куда …;   скоро сказка сказывается, …;  это все присказка, … .  Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с : конем, лошадью, медведем,  белкой, вороной…. ( Не в коня корм; работать, как лошадь; медвежья услуга;вертеться, как белка в колесе; ворон считать…)
  • Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден , как … ; упрям, как…; хитер, как …; надут, как …; нем, как …; здоров, как …; грязный,как …; колючий, как …; мокрый, как … .

  • Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда – не знаю куда …;

скоро сказка сказывается, …;

это все присказка, … .

Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с : конем, лошадью, медведем,

белкой, вороной….

( Не в коня корм; работать, как лошадь; медвежья услуга;вертеться, как белка в колесе; ворон считать…)

Задание 9 Водой не разольешь Пешком ходить под стол Намылить шею Кот наплакал Зарубить на носу С одним из данных фразеологизмов составьте предложение и запишите его в тетрадь.

Задание 9

Водой не разольешь

Пешком ходить под стол

Намылить шею

Кот наплакал

Зарубить на носу

С одним из данных фразеологизмов составьте предложение и запишите его в тетрадь.

Задание 11  Игра – лото «Отвечай — не зевай» Как белка в колесе  Как сельдей в бочке  Слышно, как муха пролетит В рубашке родился  Как с гуся вода Собака на сене Яблоку негде упасть Очень много людей в тесном помещении. Быть в постоянных хлопотах, суетиться. Ничего не действует на кого-либо. Очень тесное помещение. О полной тишине. Об удачливом человеке. О том, кто сам не пользуется и другим не дает.

Задание 11 Игра – лото «Отвечай — не зевай»

Как белка в колесе

Как сельдей в бочке

Слышно, как муха пролетит

В рубашке родился

Как с гуся вода

Собака на сене

Яблоку негде упасть

Очень много людей в тесном помещении.

Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

Ничего не действует на кого-либо.

Очень тесное помещение.

О полной тишине.

Об удачливом человеке.

О том, кто сам не пользуется и другим не дает.

Фразеологизмы .

  • Загадки-складки «Доскажи словечко».
  • Загадки-складки «Доскажи словечко».

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь, Товарищ твой просит украдкой

О них обычно говорят: Ответы списать из тетрадки.

Водой …( не разольешь) Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …( медвежью услугу ).

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес …( кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни … (уши вянут).

  • Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь, Товарищ твой просит украдкой О них обычно говорят: Ответы списать из тетрадки. Водой …( не разольешь) Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь …( медвежью услугу ). Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес …( кто по дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни … (уши вянут).
  • Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь, Товарищ твой просит украдкой О них обычно говорят: Ответы списать из тетрадки. Водой …( не разольешь) Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь …( медвежью услугу ). Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес …( кто по дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни … (уши вянут).
  • Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь, Товарищ твой просит украдкой О них обычно говорят: Ответы списать из тетрадки. Водой …( не разольешь) Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь …( медвежью услугу ). Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес …( кто по дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни … (уши вянут).
  • Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь, Товарищ твой просит украдкой О них обычно говорят: Ответы списать из тетрадки. Водой …( не разольешь) Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь …( медвежью услугу ). Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес …( кто по дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни … (уши вянут).

Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и, наконец, со значением быстро.

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа;

во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь

дух; собак гонять; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

.

.

1.Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк.  2.Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. 3. Весна уже не за горами. 4. В двух словах он допустил ошибки. 3,5,6 5.В двух словах изложите просьбу. 6. Путешественники изъездили вдоль и поперёк всё Зауралье

1.Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк.

2.Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.

3. Весна уже не за горами.

4. В двух словах он допустил ошибки.

3,5,6

5.В двух словах изложите просьбу.

6. Путешественники изъездили вдоль и поперёк всё Зауралье

1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? Редко, но метко. 2. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае? Свалился как снег на голову. 3. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. Как говорят об этом? Вышел сухим из воды. 4. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починит. Как можно назвать дядю Мишу? Мастер на все руки.

1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим?

Редко, но метко.

2. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае?

Свалился как снег на голову.

3. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. Как говорят об этом?

Вышел сухим из воды.

4. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починит. Как можно назвать дядю Мишу?

Мастер на все руки.

Отгадай выражение 1. Сказка про бычка. 2. Чёрным по написано. 3. Толочь в ступе. 4. Сулить горы. 5. Не в обиду.

Отгадай выражение

1. Сказка про бычка.

2. Чёрным по написано.

3. Толочь в ступе.

4. Сулить горы.

5. Не в обиду.

Усердно трудиться. Очень тесно. Совсем близко. Быстро бежать. Не покладая рук Яблоку негде упасть Рукой подать Сломя голову
  • Усердно трудиться.
  • Очень тесно.
  • Совсем близко.
  • Быстро бежать.
  • Не покладая рук
  • Яблоку негде упасть
  • Рукой подать
  • Сломя голову
Из какого произведения эти фразеологизмы ? Есть где разгуляться,  2. В путь-дорогу снарядился, с утра до ночи, всю правду доложи, да подмигивать глазами, спору нет, глаз не сводит  ушки на макушке, тут как тут, стоять до конца,  постоять головой « Бородино» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Из какого произведения эти фразеологизмы ?

  • Есть где разгуляться,

2. В путь-дорогу снарядился, с утра до ночи, всю правду доложи, да подмигивать глазами, спору нет, глаз не сводит

ушки на макушке, тут как тут, стоять до конца,

постоять головой

  • « Бородино»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»