Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Общение – основной фактор социализации
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
ГРУППЫ Ш-32
Годяцкая Алина Юрьевна
Преподаватель: Великановская Л.А.
Ейск, 2020
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь у человека процесс общения становится осознанным, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя разработку общей схемы взаимодействия.
Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.
В общении можно выделить цель, средства, содержание.
Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение.
Средства общения — способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.).
Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому.
В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Общение выполняет разнообразные функции:
личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься» );
коммуникативную (передача информации);
инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
психотерапевтическую(общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека- интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности).
Общение между людьми - важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны производственная деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна. Общение можно характеризовать как многогранное по следующим причинам:
общение реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные индивиды. В соответствии с этим взаимодействие между сторонами в этом процессе различно по своей социальной значимости;
общение может проявляться по-разному: быть непосредственным — в виде общения с другим лицом без посредника или опосредованным, включает опыт предшествующих поколений и происходит посредством технических средств массовой коммуникации;
общение может различаться по видам — люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д.;
Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется деятельность человека и который в немалой степени определяет само мироощущение.
Человек, как известно, по своей природе биологическое существо с природными инстинктами, однако подчиняется законам общества и обладает социальным сознанием.
Процесс усвоения правил жизни в обществе называется социализацией. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
Она начинается с момента появления на свет и продолжается всю жизнь. Человек, не прошедший этот процесс, становится изолированным от общества и не может в полной мере реализовать свою природу.
Процесс социализации дает возможность более полно усвоить само понятие личности и увидеть ее составляющие. Социализация объясняет истоки человеческих обычаев, норм и ценностей, отражает исторический контекст и социальное положение людей на нее повлиявших. Сама же по себе она является одним из главнейших отличий человека от животного: она формирует из биологического существа, существо социальное, путем привития человеку социальных навыков и умений, формируя у него человеческий интеллект.
Социализация протекает по-разному у разных народов мира и в разные исторические эпохи. Задаваясь одной и той же целью, например, сохранить здоровье ребенка, родители разных стран могут делать абсолютно противоположные вещи. Однако, с точки зрения самого человека социализация всегда имеет одни и те же черты, т.к. независимо от условий среды ему приходится усваивать что-то новое для себя, преодолевать кризисы, применять новое знание на практике
Процесс социализации полностью связан с общением. Психологические черты человека, как личности, раскрываются именно в общении и в его деятельности.
В процессе социализации индивиды, как уже говорилось ранее, воспроизводят социальный опыт. Хотелось бы уточнить, что разные личности из одинаковых ситуаций могут выносить абсолютно различный опыт. Это же есть основа не социализации, а индивидуализации. Так как каждый человек - он уникален. С этим также трудно поспорить.
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
Список литературы
Педагогика.
Сластенин В.А. и др. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.
{ Интернет ресурсы }
http://dodiplom.ru/ready/114758
https://helpiks.org/2-14399.html
https://vuzlit.ru/260983/rol_obscheniya_protsesse_sotsializatsii_lichnosti
https://studfile.net/preview/1728743/