СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общепедагогические требования к уроку музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будучи учебным предметом, урок музыки отвечает требованиям, предъявляемым ко всем школьным дисциплинам. 

Просмотр содержимого документа
«Общепедагогические требования к уроку музыки.»

Общепедагогические требования к уроку музыки.

Будучи учебным предметом, урок музыки отвечает требо­ваниям, предъявляемым ко всем школьным дисцип­линам:

- направлен на решение воспитательных, обучающих и развива­ющих задан;

- сочетает в себе коллективную, групповую и индивидуальную форму занятий с учащимися;

- его содержание определяется программой, принятой к руко­водству и вместе с тем допускает и предполагает творческий под­ход учителя к ее реализации, исходя из конкретных условий про­ ведения занятий, музыкального опыта и способностей детей, про­фессиональных предпочтений учителя музыки, направленности учреждений общеобразовательного типа;

- на каждом уроке происходит с теми или иными акцентами обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, усвоение нового или/и закрепление уже известных зна­ний, развитие умений слышать и исполнять музыку, усвоение ис­полнительских и слушательских навыков, углубление опыта музы­кально-творческой учебной деятельности;

- содержит в той или иной форме педагогическое наблюдение и контроль учителя за общим и музыкальным развитием учащихся.

Специфика урока музыки как урока искусства.

Специфика урока музыка обусловлена, прежде всего:

- непосредственным обращением учителя и учащихся к живо­му образному звучанию музыки;

воздействием музыки на духовный мир ребенка, его миро­восприятие, мироощущение;

- возможностью пережить состояние единения с другимив про­цессе коллективной музыкальной деятельности;

- возможностью оказывать арттерапевтическое, коррекционное воздействиесредствами музыки на психическое состояние ребен­ка, в том числе на детей с отклонениями в развитии;

- насыщенностью урока музыкально-творческим началомв его различных проявлениях;

- личностью учителя, выступающего на уроке разносторонним музыкантом и организатором музыкальной деятельностидетей;

- возможностью учащегося ощущать себя исполнителем, слуша­телем, композитором, способным выразить себя в музыке;

- стремлением учителя музыки к построению и организации урока по законам искусства(метод эмоциональной драматургии и др.).

Урок музыки.

Основные положения, касающиеся теоретических основ урока сводятся к следующему:

Сущность урока музыки составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся. На уроке музыки она всегда эмоционально окрашена. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки. (весь урок, начиная со входа в класс и заканчивая выходом из класса пронизан музыкой). В уроке должны быть представлены все основные компоненты учебно-воспитательного процесса (цель, задачи, содержание, методы).

Функция урока обусловлена местом, которое он занимает в той или иной теме. Каждый урок должен иметь свою внутреннюю логику развития и построения. «Урок, - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. В общей педагогике подчеркивается, что тема должна объединять урок.

Важнейшим условием наилучшей организации урока является установление соответствия между задачами, содержанием, методами, формами обучения и уровнем подготовленности учащихся к освоению содержания программы. Определив задачи и содержание урока, учитель определяет формы и методы обучения. Их выбор зависит и обусловлен спецификой содержания и типом урока.

Каждый урок направлен на реализацию цели музыкального образования – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры. При этом на любом уроке должны решаться в единстве три ведущие задачи:

- развитие эмоционального,

- осознанного,

- деятельностно-практического отношения учащихся к музыке.

Цель и задачи реализуются на уроке, прежде всего, на основе усвоения содержания музыкального обучения, которое выступает в единстве трех его элементов:

  1. опыта эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенного в музыке;

  2. музыкальных умений и навыков, проявляющихся в опыте творческой учебной деятельности школьников;

  3. знаний и музыке.

Изучение любого музыкального произведения проходит, как правило, три основные стадии:

- знакомство с музыкальным произведением, его эмоциональное, образное восприятие; осмысление под углом зрения изучаемой темы, накопленных ранее знаний.

- более детальный анализ музыкального произведения. Он осуществляется в разнообразных видах и формах музыкальной учебной деятельности. Здесь происходит формирование музыкально-слуховых представлений (звуковысотных, ритмических, гармонических, ладовых и др.) и исполнительских навыков (вокально-хоровых и др.)под углом зрения изучаемой темы.

- целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятием произведения, постижение его нравственной сущности.

В соответствии с тематическим построением программы выделяются определенные типы урока музыки: урок введения в тему, урок углубления темы, урок обобщения темы. Специальное место занимают обобщающие уроки в конце года и заключительные уроки-концерты.