СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Общие требования к методической разработке"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами

Просмотр содержимого документа
«"Общие требования к методической разработке"»

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Методическая разработка - это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

-разработку конкретного занятия;

-разработку серии занятий;

-разработку темы программы;

-описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

-сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

-пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

-определение форм и методов изучения содержания темы;

-раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

-описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;

-описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

-использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

4.Литература.

5.Приложения.

Общие требования к оформлению и содержанию

Методической разработки

Название методической разработки

Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки.

По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.

Введение

Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:

Актуальность данной работы.

Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.

Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.

Основная идея педагогической деятельности.

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.

Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.

Различают три степени новизны:

1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

3.Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Основная часть может состоять из двух и более разделов.

В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий.

На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.

Кроме того, рекомендуется представить описание:

-современных приемов и методов образования;

-организации творческой деятельности воспитанников;

-педагогических идей и инициатив;

-новых методик и технологий обучения;

-результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.

Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Пример оформления методической разработки

Название методической разработки (на титульном листе).

1. Введение

2. Основная часть. Название основной части

Раздел 1. Название раздела

1.1. Название подраздела

1.2. Название подраздела

1.3. …

1.4. …

Раздел 2. Название раздела

2.1. Название подраздела

2.2. Название подраздела

2.3. …

2.4. …

Раздел 3. Название раздела

Внимание! Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла.

3. Заключение

4. Литература

5. Приложения

Заключение

В заключении формулируются:

Выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов Вашей педагогической деятельности.

Например:

-изменения в качестве знаний воспитанников, в овладении практическими умениями;

-изменения в уровне воспитанности;

-изменения в развитии интереса к предмету и т.д.

Значение применения использованной формы работы.

Возможность использования методической разработки в практике работы других воспитателей.

Литература

Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.

Приложения

Приложения структурируются, озаглавливаются и нумеруются в соответствии с последовательностью их упоминания в основном тексте.

Методические разработки уроков (занятий) - разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, воспитателю, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков, занятий и конспекты уроков, занятий.

План занятия - разновидность методической разработки, представляющая собой логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на занятии, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход занятия. Важнейшим требованием, предъявляемым к плану занятия, является точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход занятия.

Структура плана занятия:

• дата проведения занятия с указанием группы, в котором оно проводится; его номер по тематическому плану;

• тема занятия;

• цель занятия;

• задачи занятия;

• тип занятия;

• перечень этапов занятия;

• методы, используемые в ходе занятия;

• перечень используемого оборудования.

 

План-конспект занятия - разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов занятия, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе занятия. Характеризуется многоадресностью: воспитатели, администрация ДОУ и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала.

Различают следующие виды планов-конспектов:

-по объему (по степени свертывания информации): краткие, подробные или развернутые, смешанные (допускающие совмещение краткого - в виде пунктов плана, тезисов, схемы - и полного, развернутого изложения информации);

- по форме: текстовый конспект, конспект-таблица, конспект-схема, смешанный конспект занятия, в котором объединяются названные виды.
Структура плана-конспекта урока:

• дата проведения занятия с указанием группы, в которой оно проводится; его номер по тематическому плану

• тема занятия;

• цель занятия;

• задачи занятия;

• тип занятия;

• структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

• методы и приемы работы воспитателя в каждой части занятия;

• учебное оборудование, необходимое для проведения занятия;

• содержание учебного материала (фрагменты речи учителя или полный текст нового материала);

• задания для детей на каждом из этапов;

• алгоритмы выполнения заданий.

Методическая разработка мероприятий - разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического вечера, викторины, конкурса, игры, фестиваля и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Структура методической разработки мероприятий:

• дата проведения мероприятия с указанием группы, в которой оно проводится

• тема мероприятия;

• цель мероприятия;

• задачи внеклассного мероприятия;

• тип мероприятия

• структура (сценарий) мероприятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

• методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия;

• оборудование, необходимое для проведения мероприятия;

• содержание использованного материала (фрагменты речи педагога или полный текст материала);

• задания для детей на каждом из этапов мероприятия;

• алгоритмы выполнения заданий.

Методическая разработка должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа (А4: 210X297) и на обороте титульного листа иметь аннотацию. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста.

Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт Times New Roman 14, через 1 интервала, поля: сверху - 2.5 см, снизу - 2.0 см, слева - 3 см, справа - 1.5 см., красная строка - 1.27, выравнивание по ширине.

Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится.

Тексты структурных элементов проекта - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Количество и объем разделов не лимитируется.

Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. Порядковый номер страницы ставится в середине верхнего или нижнего поля.

Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.

Записи рекомендуется располагать следующим образом:

- если указано несколько работ одного автора - по алфавиту заглавий;

- при совпадении первых слов в названиях источников - по алфавиту
вторых и т.д.;

- указывать количество страниц документа (источника), если он полностью изучен - 336 с;

- если рассматриваем несколько страниц - С. 30-38.

Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Список использованных источников (Литература) должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методическая разработка заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24 страницы). Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Обложка

А.И. Иванова

Название методической разработки

Гурьевский муниципальный район

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № .. «….» города Гурьевска»

А.И.Иванова

Название методической разработки

Методическая разработка

Гурьевский муниципальный район

Автор-составитель Иванова Александра Игоревна, звание, если есть, воспитатель МБДОУ «Детский сад….

 

Иванова, А.И. Название методической разработки [Текст]: методическая разработка / А.И. Иванова. – Гурьевск: МБДОУ «Детский сад…», 2013.- 22 с.

 

Аннотация

Указываются:

- проблема, которой посвящена методическая разработка;

- вопросы, которые она раскрывает;

- потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Основная часть. Название основной части……………………………….

Раздел 1. Название раздела…………………………………………….

1.1.Название подраздела…………………………………………….

1.2.Название подраздела

1.3. …

1.3. …

Раздел 2. Название раздела

2.1.Название подраздела

2.2.Название подраздела

2.3. …

2.4. …

Раздел 3. Название раздела

Заключение

Литература

Приложения



«Методическая разработка педагога дополнительного образования»

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы.

 

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия;

разработку серии занятий;

разработку темы (раздела) образовательной программы:

разработку авторской методики преподавания предмета;

разработку общей методики преподавания предмета;

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:

определение форм и методов изучения содержания темы;

раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы (раздела) образовательной программы;

описание видов деятельности педагога и воспитанников;

описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

осуществление связи теории с практикой на занятиях;

использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы, планы, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты и т.д.).

 

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

характеристика темы;

планирование изучение темы;

рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

Образовательные цели и задачи темы;

Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

Место и роль темы в курсе;

Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

Дидактический анализ содержания материала;

Уровни изучения и усвоения учебного материала;

Сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки

Примерная схема методической разработки:

Название разработки.

Название и форма проведения мероприятия.

Пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения.

Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).

Сценарный план, ход проведения мероприятия.

Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.

Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

Список литературы.

Автор разработки, должность, место работы.

На квалификационное испытание можно представить методическую разработку занятия в детском творческом объединении, материалы для которой даны в приложение 1.

Приложение 1

Материалы для методической разработки

«Занятие в детском творческом объединении

учреждения дополнительного образования детей»

Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы педагога.

Но в отличие от школьного урока в УДО существенно меняется форма организации занятия: главным становится не просто сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. Отсюда вытекают главные задачи педагога дополнительного образования при проведении занятия:

добиться максимальной активности детей,

включить в творческий процесс всех воспитанников,

сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,

побудить получать знания и приобретать конкретные умения.

Занятие является частью квалификационных или конкурсных испытаний, а также формой выявления передового педагогического опыта и обмена им.

Занятие – праздник для детей, родителей и педагогов.

При методической разработке занятия педагог должен показать как свои профессиональные, так и личностные качества:

знание преподаваемого предмета;

умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными целями;

коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;

способность к импровизации;

умение слушать воспитанников, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;

способность управлять своими эмоциями.

Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и планировании.

Для этого необходимо:

- определить тему занятия;

- поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);

- отобрать соответствующие поставленным целям и особенностям детского коллектива

содержание обучения и способы работы;

- четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;

- правильно решить методическое и техническое обеспечение;

- создать благоприятный микроклимат на занятии;

- пробудить активность каждого воспитанника.

 

Всё это отражается в плане (плане-конспекте). План представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

При составлении плана-конспекта педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия; главное – чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности педагога и воспитанников.

В плане указываются:

- название объединения, в котором проводится занятие

- Ф.И.О. педагога

- дата и время проведения

- возраст воспитанников

- тема занятия

- цель занятия и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие)

- тип занятия

- форма проведения занятия

- формы организации занятия

- методы обучения

- средства обучения

 

- оснащение занятия

 

- литература

 

- ход проведения занятия

 

Рассмотрим более подробно некоторые моменты плана занятия.

 

Цель занятия и задачи.

 

Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.

 

В педагогике можно говорить об общей цели (цель-ориентир) и конкретизированной цели (цель-результат).

 

Общая цель является долгосрочной, чаще всего она описывает процесс – воспитывать, формировать и т.д. (например - в образовательной программе).

 

Конкретизированная цель рассчитана на короткий промежуток времени, представляет собой конкретные и измеряемые индикаторы достижения общей цели.

 

Когда мы говорим о занятии, правильнее иметь в виду конкретизированные цели.

 

Цель занятия достигается путем решения задач обучающих, развивающих и воспитательных.

 

Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется на занятии.

 

Задачи воспитательные (для занятия правильнее говорить о воспитательном эффекте) включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.), общечеловеческих ценностей.

 

Задачи развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития.

 

Целеполагание достаточно сложный вопрос. Умение формулировать цели и задачи приходит с опытом, чем чаще мы ставим перед собой какие-либо цели, тем проще мы сможем их описать.

 

Нет необходимости на одном занятии ставить и решать как можно больше проблем, стремясь за короткое время показать всё своё профессиональное мастерство. Умение поставить конкретную цель, определить задачи – залог успешности педагога при конструировании открытого занятия.

 

Тип занятия

 

Следующим шагом при планировании открытого занятия является определение его типа. В современной педагогике выделяются следующие типы занятий:

 

занятия усвоения нового материала,

 

занятия по закреплению изучаемого материала,

 

занятия повторения,

 

занятия систематизации и обобщения,

 

занятия проверки и оценки знаний

 

комбинированные.

 

В зависимости от типа ход проведения занятия будет включать в себя следующие этапы:

 

Занятие усвоения нового материала

 

- организационный этап

 

- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых

 

знаний

 

- этап усвоения новых знаний, умений и навыков

 

- этап закрепления новых знаний

 

- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

 

выполнению

 

- подведение итогов

 

- рефлексия

 

Занятия по закреплению изучаемого материала

 

- организационный этап

 

- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых

 

знаний

 

- этап закрепления изучаемого материала

 

- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

 

выполнению

 

- подведение итогов

 

- рефлексия

 

Занятия повторения

 

- организационный этап

 

- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых

 

знаний

 

- этап повторения

 

- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

 

выполнению

 

- подведение итогов

 

- рефлексия

 

Занятия систематизации и обобщения

 

- организационный этап

 

- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых

 

знаний

 

- этап систематизации и обобщения изученного материала

 

-этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

 

выполнению

 

- подведение итогов

 

- рефлексия

 

Занятия проверки и оценки знаний

 

- организационный этап

 

- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых

 

знаний

 

- этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков

 

- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

 

выполнению

 

- подведение итогов

 

- рефлексия

 

Комбинированное занятие

 

- организационный этап

 

- этап всесторонней проверки знаний или домашнего задания

 

- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых

 

знаний

 

- этап усвоения новых знаний, умений и навыков

 

- этап закрепления новых ЗУН

 

- этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

 

выполнению

 

- подведение итогов

 

- рефлексия

 

Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и решением конкретных задач.

 

Наиболее сложная работа на занятии - организация обратной связи, то есть обращение к воспитанникам, выяснение понимания ими учебного материала. Опыт показывает, что при отсутствии такой обратной связи дети расхолаживаются, теряют интерес к происходящему.

 

Формы проведения занятия.

 

Формы проведения занятия могут быть следующими:

 

- традиционная

 

- беседа

 

- экскурсия

 

- лекция

 

- консультация

 

- семинар

 

- дидактическая сказка

 

- игра

 

- встреча с интересными людьми, мастерами и т.п.

 

Формы организации занятия.

 

От выбранной формы проведения занятия зависит выбор форм организации учебного процесса:

коллективная (фронтальная)

групповая (более 2-х человек)

парная

индивидуальная (ребенок работает самостоятельно)

 

Методы обучения:

 

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

 

Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Выделяем наиболее традиционные для дополнительного образования:

Словесный (объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация)

Наглядный (картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные опыты и т.п.)

Аудиовизуальный (видео- и аудиоматериалы)

Работа под руководством педагога

Дозированная помощь педагога

Инструктивно-продуктивный метод (работа над изделием по инструкциям, схемам)

Самостоятельная работа

Метод практико-ориентированной деятельности (упражнение, тренинг,

 

тренировка, репетиция, письменные работы)

Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на

 

поставленную проблему)

Проектные методы (разработка проектов и программ, моделирование ситуаций, создание творческих работ и произведений декоративно-прикладного искусства, планирование конкретных дел, разработка сценариев спектаклей и праздников)

 

Средства обучения.

 

Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений.

 

Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и возможностями учреждения образования:

Простые:

 

- учебники, книги

 

- раздаточные материалы (схемы, карточки с заданиями, упражнениями или описаниями и т.п.)

 

- визуальные (модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.)

Сложные:

 

- механические (диаскоп, микроскоп и т.п.)

 

- аудиальные (проигрыватель, магнитофон)

 

- аудиовизуальные (телевизор, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.)

 

- средства автоматизации (компьютеры, телекоммуникационные сети и информационные системы).

 

Оснащение занятия.

 

Имеются в виду оснащение кабинета и рабочего места воспитанников на занятии, а также материалы, приспособления и инструменты, необходимые в процессе практической работы.

 

Литература.

 

План должен обязательно содержать перечень использованной для конструирования занятия литературы. В план можно также включать перечень литературы для воспитанников.

 

Ход занятия.

 

Структура занятия зависит от типа занятия. В ходе занятия расписывается содержательная часть каждого этапа. Указывается количество минут, отводимого на этапы занятия.

 

Вспомним, что при описании хода проведения занятия обязательны для любого типа занятий

 

- организационный этап,

 

- этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению знаний,

 

- этап подведения итогов, на котором создается ситуации успеха,

 

- рефлексия – анализ воспитанниками собственного состояния, чувств, переживаний по завершении какой-либо деятельности. Может проводиться между любыми этапами занятия или внутри них.

 

Рефлексия является одним из главных условий современного обучения и воспитания.

 

По определению рефлексия – это способность человека к самопознанию, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности.

 

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал?, что чувствовал?, что приобрел?, что меня удивило?, что я понял и как оценил свою деятельность?

 

В содержание рефлексии входят размышлении по поводу того, что значило для меня быть с другими людьми, как я воспринимал и реагировал на поведение окружающих меня людей.

 

Рефлексия может быть проведена

в форме опроса,

с использованием подручных средств или специальных карточек, в

 

письменной форме (воспитанникам может быть предложена недописанная фраза, задающая направление их мыслям. Например «на протяжении занятия я чувствовал себя …, потому что …», «Если бы я был педагогом, то включил бы в занятие …», «Считаю, что занятие удалось (не удалось) потому, что…». Так же в рефлексивных целях возможно проведение различных диагностик, анкетирований, тестирований.)

в устной форме индивидуально (проводиться в случае, когда между педагогом и воспитанником достигнут определенный уровень доверия. Педагогу следует помнить о том, что во время рефлексии следует соблюдать негласное правило: нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка, спрашивать о сокровенном, выуживать его тайны и секреты, провоцировать распахнутость души. Нельзя превращать рефлексию в мучение ребенка. Он говорит то, что думает и никто не вправе оценивать его мнение. Он также имеет право на молчание или сознательное умолчание.)

 

Суть рефлексии не в организации духовного стриптиза, а в приучении к самоконтролю, к самооценке и формировании общей привычки к осмыслению протекающей жизни.

 

Очень важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и воспитанников в душе каждого остался праздник творчества.

 

 

Методическое пособие

 

для педагогов

 

дополнительного образования

 

 

Подготовила

 

педагог дополнительного образования

 

Шибаева Татьяна Петровна

 

Санкт-Петербург

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка.

Описание выполнения работы.

Материалы и инструменты.

Список литературы.

Приложение 1 – чертежи деталей.

Приложение 2 – шаблоны деталей.

 

 

Пояснительная записка.

 

 

Практическое задание «Композиция с домиками» предназначено для младших школьников, обучающихся по программам: «Основы технического моделирования с применением компьютера», «Начальное техническое творчество с применением компьютера», а также для проведения творческих мастерских.

 

Методическая разработка может быть интересна учителям труда в школах, руководителям кружков дополнительного образования, родителям, а также детям, любящим самостоятельно мастерить.

 

 

Цель задания:

 

Использование детьми компьютера в качестве инструмента для начального технического творчества.

 

 

Задачи:

 

- Закрепление понятия о развёртке объёмной конструкции;

 

- Использование редактора Word при выполнении чертежей разверток деталей домиков;

 

- Закрепление приёмов обработки бумаги (разрез, надрез, сгиб);

 

- Изучение правил расположения деталей композиции.

 

 

В результате выполнения задания учащиеся повторят и закрепят следующие знания и умения:

Использовать редактор Word для создания чертежей по заданным размерам;

Выводить готовые чертежи на принтере;

Применять основные приёмы обработки бумаги;

Грамотно использовать инструменты для работы;

Экономно использовать материалы;

Создавать и декоративно оформлять композиции;

Правильно организовывать свой труд.

В процессе работы дети закрепляют трудовые навыки и умения, полученные по программе дополнительного образования детей «Основы технического моделирования с применением компьютера», и в школе на уроках труда.

Развивают творческое воображение. Учащиеся получают представление о чертеже, учатся читать чертежи и выполнять их на компьютере.

Задание требует умения работы с бумагой, точности в вырезании, аккуратности, внимания, усидчивости, стремления довести начатое дело до завершения.

Умения, которые учащиеся приобретут во время выполнения задания, могут быть использованы в процессе дальнейшего обучения.

Описание выполнения работы

 

В основу предложенного задания положена определенная последовательность практических действий, которые включают в себя сходные технологические операции.

Для выполнения задания учащимся необходимо уметь работать в редакторе Word. Владеть командами панелей «Стандартная», «Форматирование», «Рисование».

Для построения деталей чертежа применяются автофигуры: «Прямоугольник», «Трапеция», «Треугольник», «Другие автофигуры - ёлочка», «Звёзды - ленты, 24-конечная звезда».

Детали композиции:

Домик большой - 1деталь.

Домик средний - 1 деталь.

Домик малый - 1деталь.

Ёлочки большие – 6-10 деталей.

Ёлочки средние – 6-10 деталей.

Ёлочки маленькие – 6-10 деталей.

Облака - 3 детали.

Основа композиции - 1деталь (лист А4 делится пополам).

 

Отдельно прилагаются выкройки изображения деревьев, людей, собак.

 

 

Алгоритм выполнения изделия:

 

- Выполнить чертежи разверток домиков, ёлочек, солнышка, облаков в редакторе

 

Word. Раскрасить их;

 

- Вывести чертежи на принтере;

 

- Вырезать все детали композиции;

 

- Надрезать линии сгибов на всех деталях изделия;

 

- На деталях домиков надрезать и разрезать двери, окна;

 

- Склеить домики;

 

- Сложить ёлочки по линии середины и склеить две-три вместе (для создания

 

объёмности);

 

- Основу композиции сложить пополам;

 

- Наклеить на основание домики и ёлочки;

 

- На вертикальную сторону наклеить солнышко, облака;

 

- По своему желанию оформить композицию, расставить фигурки людей,

 

собак, деревьев.

 

 

Необходимые инструменты

 

Для работы понадобится: 3 листа плотной бумаги для ксерокса (домики и основание), 3 листа тонкой бумаги жёлтого, голубого и зелёного цветов (солнышко, облака, ёлочки), клей ПВА, ножницы простые и с острыми концами, линейка, шило, карандаш, фломастеры.

 

Умения, которые учащиеся приобретут во время выполнения задания, могут быть использованы в процессе дальнейшего обучения.

 

Материалы и инструменты

 

ПК, принтер

Бумага для ксерокса, белая и цветная

Ножницы

Карандаш

Линейка

Клей ПВА

Шило

Фломастеры

 

Список литературы

 

Макарова Н.В. Информатика для начальной школы М., 2010.

Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность. Смоленск: Ассоциация ХХI век 2006.

Конышева Н.М. Чудесная мастерская Методические рекомендации Смоленск: Ассоциация ХХI век 2006.

Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии М: ВАКО 2011.



Цель данного пособия - систематизировать, обобщить имеющийся опыт методической

работы, помочь преподавателям в разработке и оформлении учебно-методических

разработок занятий.

Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки и написания учебно -

методической разработки занятия, определяют предъявляемые к ней требования, содержат

дополнительные сведения о видах и типах уроков, лекций, формах организации учебной

деятельности, дидактической структуре урока и т.п., которые могут быть полезны

преподавателям при написании методических разработок.

В пособии также даются методические рекомендации начинающему преподавателю по

подготовке урока, проведению самоанализа и оценке эффективности урока.