Антуан де Сент Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь - роскошь общения с людьми. И если глубоко задуматься над этими словами, то они окажутся справедливыми. Достаточно вспомнить о печальной судьбе Робинзона Крузо, который, оказавшись на острове в полном одиночестве, сумел выжить и обеспечить себе сносное существование, но ему очень не хватало духовного общения. Может быть, поэтому Дефо «подарил» ему Пятницу?
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
- Две стороны взаимодействия.
- Стратегия взаимодействия в процессе общения.
- Общение в юношеском возрасте.
Общение - это не только обмен информацией, знаниями, но и организация совместных действий, в ходе которых и возникают межличностные отношения. Слайд 2 . Мыслители по-разному объясняют суть этого общения.
Одни, сторонники теории обмена (автор теории Дж. Хомане) полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Яркий пример подобного понимания содержится в притче. Послушайте и прокомментируйте ее.
Благодарить должен дающий
Когда Учитель был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учебного здания 500 золотых монет и принес их Учителю.
Хорошо, я возьму их, - сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты целый год можно прожить, а тут не благодарят за пятьсот.
В мешке 500 монет, - намекнул он.
Ты уже говорил это, - ответил Учитель.
Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, - сказал купец.
Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? - спросил Учитель.
Вы должны сделать это, - ответил купец.
Почему же? - сказал Учитель. - Благодарить должен дающий!
Вопросы: что имел в виду купец? А что Учитель? Кто из них прав?
Сторонники второго направления, представители теории символического интеракционизма (автор теории Дж. Мид) рассматривают поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди. Особенно их интересует период юношеского общения.
Исследуем эти подходы.
Две стороны взаимодействия
Итак, общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция, т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым он работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось.
Следовательно, процесс взаимодействия включает два компонента:
внешний компонент - регламентированный порядок действий в каждой конкретной ситуации, т. е. этикет общения;
внутренний компонент - относится к психологической стороне взаимодействия, в ходе которого люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия.
Примеры подобных потребностей:
потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса;
потребность в поддержании хороших отношений.
Если мы хотим наглядно представить себе процесс интеракции, то попробуем отобразить его в виде схемы на слайде 3.
Всем известно, что в процессе совместной деятельности люди ведут себя по-разному. Одни легко и просто входят в контакт с людьми, другие - вступают сложно, а иногда вообще предпочитают одиночество. Поэтому прежде чем, допустим, отправить в космос команду космонавтов, их тестируют на психологическую совместимость. Так же поступают с полярниками, которые должны будут на долгое время быть оторваны от Большой земли и вынуждены жить в небольшом коллективе.
Означает ли это, что с нелюдимым человеком невозможно наладить отношения? Не слишком ли будет раздражать в процессе общения поведение чересчур активных и общительных товарищей?
объясните значение термина «стратегия». Слайд 4
Как же мы будем строить свои отношения с окружающими нас людьми? Прежде всего мы должны помнить, что все люди разные, но к каждому можно подобрать «ключик».
Предлагаю сыграть в ролевую игру. Разбейтесь на группы, каждая из которых должна будет познакомиться с определенным типом собеседников. Слайд 5
Группа 1 - - интроверт.
Группа 2 - недоминантный собеседник.
Группа 3 - мобильный собеседник.
Группа 4 - ригидный собеседник.
Группа 5 - экстраверт.
Слайд 6 познакомит Вас с примерным планом работы и раздаточным материалом, где даны определения всех типов. И (слайд 7, 8) как образец - "Доминантный собеседник". Задача: самим по типу сформулировать образ поведения