Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балаганская средняя общеобразовательная школа № 2
Развивающее занятие с элементами тренинга «Общение - наш путь к успеху».
Педагог-психолог МБОУ Балаганской СОШ № 2 Степанкина Н.С.
Балаганск 2018 г.
Пояснительная записка.
Актуальность темы. Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью поведения, которая задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому очень важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к повышенной тревожности, страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.
Задачи:
1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.
3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
Целевая группа: обучающиеся 5-го класса в возрасте 11-12 лет.
Длительность занятия: 40-50 минут.
Место проведения: классная комната.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
2. Пространство для активных упражнений, столы для работы в группах, стулья по числу участников.
3. Раздаточный материал: карточки, бланки для практической работы, мяч, буклет.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.
1. Приветствие
Упражнение «Аплодисменты».
Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
- Ребята, давайте мы поприветствуем и познакомимся друг с другом. Я начинаю, а вы продолжаете. Это просто – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я называю, встает и так же приветствует любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!
2. Вводное слово ведущего.
Цель: информирование участников группы о целях занятия.
- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок общения. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже не совсем обычные. Мы будем много играть, разрешать различные ситуации, вместе выполнять интересные задания и все эти задания будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
-Как вы думаете, как звучит тема нашего занятия?
Итак, тема нашего занятия – «Общение - наш путь к успеху» и целью его станет узнать секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, лучше понимать друг друга, избегать конфликтов.
Слайд 1
- Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. ( А. Сент-Экзюпери)
Слайд 2
II. Основная часть.
1. Разыгрывается ситуация общения.
- (Маша), я хотела бы тебя спросить, с каким настроением ты пришла сегодня в школу, а чем ты занималась перед тем, как прийти в школу? Все ли домашние задания ты выполнила?
-Ребята, скажите, а что мы сейчас с Машей делали?
-А всегда ли и со всеми людьми вы можете так пообщаться? А что нам иногда мешает общению с другими людьми?
-Действительно, порой возникают препятствия при общении с людьми.
- Посмотрите, пожалуйста, на столе лежат разноцветные карточки, на которых написаны препятствия, которые мешают нам иногда общаться. Предлагаю вам выбрать ту карточку, на которой написано то, что возможно именно вам иногда мешает общаться с другими людьми. (Приложение 1)
2. Игра «Перестройка»
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.
- Ну а теперь давайте поиграем в игру, которая нам поможет включиться в работу, сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.
В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам необходимо разделиться на две группы, и для этого я приготовила вам сюрприз, который прикреплен к спинкам ваших стульчиков, возьмите его в руки и закрепите на одежде. У каждого из вас желтая или фиолетовая фигурка. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа фиолетовых).
Я буду называть вам какой-то признак, в соответствии с которым вы будете строиться в один ряд.
Слайд 3
- Первое задание: постройтесь по имени от самого короткого имени до самого длинного имени.
Следующее задание немного посложнее: работать вы должны будете молча! Итак, внимательно посмотрите друг на друга и постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (справа) до самых светлых (слева).
И последнее третье задание, самое сложное. Его вы выполняете с закрытыми глазами! Постройтесь по росту – от самых низких (слева) до самых высоких (справа). При этом можно друг с другом разговаривать.
- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!
- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Что важно в общении с другими? Вам понравилась эта игра? Хорошо!
3. Сказка «Мудрецы и слон»
А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов. (Приложение 2)
Слайд 4
Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
- Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других,, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.
• А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основаны на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.
Какой можно сделать из этого вывод? (Высказывания детей)
• Нужно прислушиваться к мнению других.
Надо уметь слушать и слышать.
• Нет смысла кричать.
• Должна быть согласованность в действиях.
4.Решение конфликтных ситуаций.
Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.
- Сейчас предлагаю вам разобраться в конфликтной ситуации , однажды сложившейся между одноклассниками. Но для начала надо вновь разделиться на две группы и опять нам в этом поможет мой подарок. У каждого из вас есть желтая или фиолетовая фигурка (звезда или полумесяц). Вам нужно объединиться в две группы по фигурке (группа звезд и группа полумесяцев). Займите свои места за столами.
- Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Паша и Слава, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу (Имя) и (Имя) зачитать её вслух.
Слайд 5
- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.
- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, Саша забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик к которому так обратились с просьбой.
А сейчас, я предлагаю в группах исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Группа звездочек будет выступать от имени Паши, которому нужна ручка. А группа полумесяцев будет выступать от имени Славы, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе Паше. У каждой группы есть картинки, в которые вам надо вписать исправленные ошибки в разговоре ребят (Приложение 3).
- Молодцы ребята! Вы правильно исправили все ошибки ребят!. А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики?
Слайд 6
Вы знаете, я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, Ваня одолжил у своего друга Егора новый диск с интересной игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотреть на экран. (Имя) и (Имя), прочитайте вслух.
Слайд 7
- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.
- Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации Ване? (Извиниться).
- Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.
- Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре. Первая группа будет выступать от имени Вани, который возвращает поцарапанный диск. А вторая группа будет выступать от имени Егора.
Слайд 8
- Молодцы, ребята! Вы правильно исправили все ошибки ребят! А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики, какие отношения будут между этими мальчиками? Слайд 9
Вы прекрасно разобарались с конфликтными ситуациями, возникшими между мальчиками, исправили ошибки в их общении.
- Сегодня мы с вами много разговариваем о правилах общения, о способах взаимодейсивия между людьми. Мы разобрали конфликтные ситуации и увидели как влияет настроение, мысли и эмоции на форму общения между людьми. Но вы знаете, что оказывается, и вода можеть по-своему реагировать на различные чувства и эмоции человека. И мне хочется представить вашему вниманию интересные факты. Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Доктор Масару Эмото влиял на воду при помощи слов, музыки, текста и видео. Затем он заморозил воду и под микроскопом сфотографировал полученные результаты. Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали. А ведь ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе. Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеосюжет и задумайтесь над тем, что мы произносим.
Слайды 10-16
- Скажите ребята, о каких правилах и секретах эффективного общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.
- А как вы думаете, они помогут сделать ваше общение с товарищами приятным?
- Да, действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.
Я хочу вам сделать подарок. На цветных листочках я написала «секреты общения», которые помогут вам быть хорошим собеседником и сделают ваше общение с товарищами приятным. А еще Буклет «Как научиться общаться лучше».
Слайд 17-18
III. Заключение.
А сейчас мне бы хотелось преподнести мысль в подарок, прочесть стихотворение Игоря Тютюкина «Сила и слабость».
Слайд 19
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение? А что больше всего понравилось и запомнилось? Мы с вами целый час приятно общались и даже забыли про наши препятствия, которые нам иногда мешают при общении с людьми. Предлагаю вам снова взглянуть на них, может мы сегодня справились с ними? Если кто-то справился или теперь знает, как с ними справляться, то предлагаю избавиться от них, сейчас мы их порвем и выбросим.
Ритуал завершения.
- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидаем мячик участнику и обращаемся со словами «…(имя) мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»
- Ребята, мне очень приятно было с вами общаться и вы подарили мне хорошее настроение на на целую неделю. Мне бы очень хотелось узнать с каким настроением вы сегодня уходите с нашего занятия. Выберите смайлик вашего настроения и прикрепите его на доску.
Слайд 20
До новых встреч!
Приложение 1
Неуверенность в себе при общении с другими | Не хватает смелости высказать свое мнение |
Не знаю, как надо начать разговор первым. | Мне иногда трудно извиниться за свой поступок. |
Иногда мне трудно выразить свою мысль. | Иногда стесняюсь высказать свое мнение. |
Иногда не умею сдерживать свои отрицательные эмоции при общении. | Не умею остановиться первым в споре. |
Не хочется уступать первым | При общении больше говорю, чем слушаю другого. |
Иногда не внимательно слушаю товарищей, друзей. | Иногда не сдерживаюсь и перебиваю. |
Иногда не уважаю мнение других. | Иногда критикую мнение других в обществе. |
Иногда, если мне не нравится человек, могу обозвать. | |
Приложение 2
Сказка «Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Приложение 3

Приложение 4
Анкета
Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники?
Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками?
Что тебе нравится в общении с одноклассниками?
О каком общении ты мечтаешь?
Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?
Приложение 5
«Секреты общения»
Приложение 6
«Сила и слабость»
Агрессия – признак слабости,
Гнев, ругань и крики – тоже.
Кто дико рычит от ярости,
Тот мало, что в жизни может.
Воинствуют, преимущественно,
Лишь люди духовно хилые.
Спокойствие – признак могущества,
Спокойствие – признак силы.
Игорь Тютюкин
Достижение планируемых результатов.
Цель моего занятия - развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.
Задачи:
1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.
3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
На занятии был, благоприятный психологический климат. Упражнения проходило весело, активно, в результате чего, у детей повышалось настроение, снижалась усталость.
Разминка, игры, способствовали развитию выразительного поведения, побуждали участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые были поняты другим.
Занятие доступное, построенное с учетом психологических и возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста.
Содержание материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего занятия.
Внимание детей привлекала постоянным опросом и комментариями, выделением главных участков фраз. Занятие построено с учетом репрезентативных систем обучающихся:
- на слуховое восприятие: постоянно звучит речь психолога (вопросы к обучающимся, фразы, направляющие ход занятия), обучающихся (ответы).
- ориентировка на зрительное восприятие: презентация, карточки.
Игры направлены, в том числе, и через кинестетическое восприятие детей.
Время использовалось довольно эффективно.
На данном занятии поставленные задачи решились эффективно и перегрузки учащихся как физической, так и психической, нет благодаря смене видов деятельности и форм работы.
Список использованной литературы:
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.
Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.