СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение чтению на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение как вид речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению на уроках иностранного языка»

Обучение чтению на уроках иностранного языка



Чтение входит в сферу коммуникативно—общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения.

В чтении, как и во всякой деятельности различают два плана: содержательный и процессуальный, причем ведущая роль всегда принадлежит первому. К содержанию деятельности относится прежде всего ее цель — результат, на достижение которого она направлена. В чтении такой целью является раскрытие смысловых связей — понимание речевого произведения, представленного в письменной форме (текста).

Процесс чтения изменяется под влиянием цели чтения: как и любой деятельности, читающий стремится получить результат наиболее экономным путем. Чем опытнее чтец, тем успешнее он справляется с этой задачей: он читает по-разному, его чтение характеризуется гибкостью. В реальном акте чтения процессы восприятия и осмысления протекают одновременно и тесно взаимосвязаны, умения и навыки, обеспечивающие его процесс, принято условно делить на две группы: а). связанные с «технической» стороной чтения (они обеспечивают переработку текста (восприятие графических знаков) и б). обеспечивающие смысловую переработку воспринятого.

Смысловая переработка основывается не только на уже воспринятом материале. Читающий все время как бы забегает вперед, предвосхищает еще не воспринятое им сенсорно, строит гипотезы о том, что следует дальше. В процессе смысловой переработке читающий не просто устанавливает факты, оценивает, интерпретирует.

Обычно различаются два основных уровня понимания — уровень значения и уровень смыла. Чтение всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения (а не на его создание), на получение информации, поэтому его относят к рецептивным видам речевой деятельности.

Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в средней школе. Перед школой стоит задача обеспечить минимальный уровень. Ограничение задач минимальным уровнем зрелости проявляется в требованиях как к самому умению читать, так и к объему языкового материала, которым необходимо овладеть. Уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения как речевой деятельности.

Все ситуации чтения делятся на две группы: ситуации, в которых необходимо получить только содержащуюся в тексте информацию, и ситуации, в которых одновременно с ее получением требуется передать ее в том же виде другим лицам. Задачей школы является научить читать про себя.

Самые частые случаи работы с книгой требую видов чтения, которые получили название просмотрового, изучающего и ознакомительного. Первый из них направлен на то, чтобы составить представление о тематике книги. При ознакомительном чтении читающий знакомиться с конкретным содержанием книги, сосредотачивая свое внимание на основной информации. При изучающем чтении читающий стремиться максимально полно и точно понять информацию, содержащуюся в тексте критически ее осмыслить.

В зависимости от того, какой комплекс мыслительных операций, связанных со смысловой обработкой читаемого, является объектом тренировки, различают синтетическое и аналитическое (с элементами анализа) чтение, без переводное (с непосредственным пониманием) и переводное чтение. По характеру и степени помощи учащемуся выделяют чтение без словаря и со словарем, чтение с предварительно снятыми трудностями и с неснятыми трудностями, подготовленное и неподготовленное. По форме организации различают классное и домашнее чтение, учебное (по заданию учителя) и реальное, или самостоятельное (по инициативе самого учащегося), фронтальное (все читаю одну и ту же книгу) и индивидуальное; чтение вслух может быть хоровым или индивидуальным.

© 2020, 327 0