Просмотр содержимого документа
«Обучение дошкольников с ОВЗ»
Обучение дошкольников с ОВЗ
Рассматривая проблему современного специального (коррекционного) образования, необходимо уточнить каждое из понятий, входящих в его название: образование, специальное, коррекционное образование.
Наиболее полное определение понятию образование дал В.С. Леднев: "Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие".
Таким образом, образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие, которые, как указывает Б.К.Тупоногов, выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.
Корнем понятия «коррекционное» является «коррекция». Уточним его понимание в современных исследованиях.
Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально-типологические особенности, разработку специальных коррекционных воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений, дифференцированную помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в современное общество. Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития. Личностно-ориентированное обучение и воспитание опирается на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определенным опытом жизнедеятельности, с учетом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.
Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ: Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор. Проблемы с общей и мелкой моторикой. Заторможенность в развитии речи. Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность. Проблемы с познавательной деятельностью. Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение. Низкая или слишком высокая самооценка. Неуверенность в своих силах. Полная или частичная зависимость от окружающих.
Задачи обучение детей с ООП: Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор. Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений. Формирование и активация у обучающихся познавательной активности. Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.