Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Учитель говорит: -На какие две группы делятся звуки и буквы? – На какие группы делим гласные? – На какие группы делим согласные? -А какие буквы вы уже проходили на прошлых уроках? - Посмотрите на слайд и скажите, что это? Что это за предмет? -А теперь посмотрите на вторую картинку, кто изображен на ней? А кто же такая зебра? Кто может рассказать нам? -А кого вы видите на третьей картинке? Кто может сказать что за предмет зонт ? (Слайд 2). - Разделите слово замок на слоги с помощью хлопков. - Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук. - Какой это звук? Гласный или согласный? -Твердый или мягкий? - Правильно. - Разделите слово зебра на слоги с помощью хлопков. - Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук. - Какой это звук? Гласный или согласный? -Твердый или мягкий? - Правильно. - Разделите слово зонт на слоги с помощью хлопков. - Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук. - Какой это звук? Гласный или согласный? -Твердый или мягкий? - Правильно. -Подумайте, что объединяет все эти слова? - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Молодцы! | Учащиеся отвечают: - Они делятся на гласные и согласные. - Гласные бывают ударными и безударными. - Согласные делятся на звонкие и глухие и мягкие и твёрдые. - Буквы З, К,Ё,Е,Г,П,В,Р,Т, Л,Н, С, М, Э и т.д. - На картинке мы видим замок . Замок-предмет, которым мы закрываем дверь. Зебра ―животные, похожи на лошадок, только они полосатые. Каждая зебра имеет свой рисунок из чёрных и белых полосок - Зонт- это предмет, защищающий нас от дождя. - Мы будем учиться узнавать и находить звуки Зз”и букву, обозначающую этот звук на письме. За-мок, 2 слога. Замок-[з] -согласный. -Твердый. Зеб-ра, 2 слог. Зебра -[з'] -согласный -мягкий Зонт, 1 слога Зонт-[з] -согласный -твердый На картинке мы видим зиму, зебру и зонт. Все эти слова объединяет два звука Зз' -Мы будем открывать новые знания, распознавать два звука Зз'. | Регулятивные: определение и формулирование цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные: высказывание свое мнение и формулирование ответ. |
Первичное усвоение новых знаний: Выделение звука. Артикулирование звука. Характеристика звука. Упражнение на слышание звука. Работа с буквой. | Учитель говорит: -Ребята, откройте учебник на странице 6. Посмотрите на предметную картинку. Рассмотрите, из чего сделана новая буква? - А почему использовали именно змея? - Правильно! А о чём нам говорят синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки под буквой «зэ»? Слайд 3) - Кто такая змея? -Произнесите слово «змея». -Сколько слогов в этом слове? Давайте выделим их с помощью хлопков. -Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук. -Произнесите звук и понаблюдайте, как он образуется. -Какой это звук? Гласный или согласный? - Докажите, что он согласный. -Правильно! - Прочитайте слоги в рамочке. - Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук читается твёрдо: [з]. - Какие слоги не прочитали? Почему? -Прочитайте слог и договорите его до слово, если это возможно. - Прочитаем столбики слов (слайд 4) - В каком слове согласный читается мягко: [з’]? -Прочитайте слова , которые нам не подходят и объясните почему? - Посмотрите на верхнюю картинку, что изображено на первой?(слайд 5) - Какое это время года? Как вы это поняли? -Давайте напечатаем слово «зима» в тетради. -Откройте свои тетради. Отступите от числа одну клетку вниз и одну клетку вправо. Печатаем слово «зима». Помните что у каждой буквы своя клетка. -Давайте составим схему для этого слова. - Сколько слогов в слове? - Какой первый звук? Он согласный или гласный? - Твёрдый или мягкий? - Значит, каким цветом обозначим в схеме? - Какой следующий звук? - Каким цветом его обозначим? -Он гласный или согласный? -Ударный или безударный. - Какой звук следующий? - Какой он? Гласный или согласный? - Твёрдый или мягкий? - Каким цветом обозначим? -Какой следующий звук? -Какой это звук? Гласный или согласный? -Ударный или безударный? -Значит, каким цветом его обозначим? -Давайте посмотрим на вторую картинку .(слайд 7) -Что изображено на картинке? -Давайте напечатаем это слово в тетради. Для этого отступите три клетки вправо от слова «зима» и напечатайте первую букву в четвертой клетке. -Давайте составим схему для этого слова. -Сколько слогов в слове? -Какой первый звук? Он согласный и гласный? -Ударный или безударный? -Значит, каким цветом обозначим в схеме? - Какой следующий звук? -Он гласный или согласный? -Твердый или мягкий? - Каким цветом его обозначим? - Какой звук следующий? - Какой он? Гласный или согласный? -Какой он? Твердый или мягкий? - Каким цветом обозначим? -Какой следующий звук? -Он согласный или гласный? -Ударный или безударный? -Каким цветом его обозначим? - Молодцы! - Прочитайте строчку слов. -Что у них общего? -Ребята, на письме звуки [з] и [з'] обозначается буквой «З» заглавной и «з» строчной. Буква «З» обозначает два звука мягкий и твердый. (Слайд 9) - Кто помнит, где встречаются заглавные буквы, а где строчные? - Приведите в пример слова, которые начинаются на заглавную «З». – Ребята, а есть те у кого имя или фамилия начинаются на З? - А теперь слова, которые начинаются на строчную «З». - Рассмотрите букву З. На что она похожа?(Слайд 10) - Давайте заштрихуем букву З и з Раздаются листочки с напечатанными буквами. - Одну букву мы штрихуем, синим цветом, а другую зеленым, потому что звук [з] может быть твердым [з] и мягким [з’]. Штрихуем аккуратно ровными линиями, не выходя за границы буквы. -Молодцы! Я вижу, что все вы очень стараетесь. | Учащиеся отвечают: - На картинке изображена змея. -Потому что первая буква З. -О том что буква З обозначает два звука [з] (твёрдый) и [з’] (мягкий). Змея- это рептилия, с длинным извивающимся телом, без ног, обычно с ядовитыми зубами Учащиеся произносят слово «змея». Учащиеся с помощью хлопков выделяют слоги и отвечают: - В слове два слога. Учащиеся хором произносят слово, протяжно выделяя первый звук: «З-з-з-змея». Учащиеся хором произносят звук и отвечают: - Губы раскрыты. Кончик языка касается нижних зубов - [з], он согласный. -Потому что воздух проходит тяжело и можно ощутить вибрацию щек. Учащиеся читают слоги. Учащиеся читают только те слоги: зы,за,зо -Мы не прочитали слоги зи и зе потому что согласный звук читается мягко [з’]. -Зы – не можем, за- заяц, зо-зонт, зе-зебра, зи-зима. Учащиеся читают столбики слов. -В слове озёра согласный читается мягко. -Нам не подходят слова снег и сугробы, потому что в них нет звуков [з’] и [з]. -На картинке изображены избушки. -Это зима, потому что избушка стоит в снегу. Учащиеся печатают слово у себя в тетрадях. -Зи-ма - 2 слога -[З] -Согласный -Мягкий. -Зеленым. - [и] - Красным. -Гласный. -Безударный -[м] -Согласный -Твердый -Синим -[а] -Гласный -Ударный -Красным -На картинке изображена изба Учащиеся печатают слово в тетради. -Из-ба -2 слога. -[И] -Гласный. -Безударный -Красным. -[З] -Согласный -Твердый. -Синим. -[б] -Согласный. -Твердый. -Синим. -[а] -Гласный. -Ударный. -Красным. -Учащиеся читают. - Во всех словах звук [з] твердый. - Заглавные буквы встречаются в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях географических объектов. - Зина, Зоя и т.д. -Зонт, замок, зуб, завтрак и т.д. Учащиеся отвечают - Буква З похожа на чайку, змею, на открытый замок, крендель. Учащиеся штрихуют букву З и з | Познавательные: поиск и выделение звука, структурирование знаний, анализ звуков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |
Первичное закрепление: Работа с иллюстрацией. Беседа. Составление звуковых схем слов. Показ фрагмента. Развивающие упражнения. | Учитель говорит: -На страницу 6 у нас есть текст, я предлагаю вам прочитать текст. А работать вы будете в парах, читая друг другу по предложению. Но текст с сюрпризом: некоторые слова зашифрованы. Проявите смекалку! - А теперь давайте прочитаем текст в слух. Читать будем по предложению. - А теперь давайте придумает продолжение к нашему отрывку. Даю вам пару минут подумать. - Молодцы! - Посмотрите на сюжетную картинку на стр.7 Кто на ней изображён? (Слайд 11) - А что они делают? -Найдите предметы, в названии которых есть звук [з]. -Ребята, под картинкой есть столбики слов, давайте прочитаем их.(слайд 12) -Прочитаете только те слова, в которых звук [з] твердый. -А почему мы не прочитали слово магазин? -Правильно, молодцы! -Ребята, а кто-нибудь дарили своим мамам, бабушкам или сестрам цветы? -По какому поводу? -А что это были за цветы? - Я предлагаю вам прочитать текст про себя(жужащее чтение) -Прочитайте название текста. -Ребята, а кто-нибудь знает, как выглядит мимоза? - Мимоза - это не цветок, а кустарник, веточки которого усыпаны ярко-желтыми соцветиями, состоящими из пушистых шариков. Высота кустарника больше 10 метров! Ствол мимозы колючий, а нежные и мягкие на ощупь листья имеют серебристо-зелёный цвет. - Так же нам встречается в тексте такое слово как «сникла», кто-нибудь знает, что это значит? -Сникла, это значит, веточка опустилась, завяла, наклонилась, ослабела. -А теперь давайте прочитаем текст в слух, но перед этим, посмотрите на последнее предложение, чем оно отличается от других? Правильно, учтите это при чтении. Читать мы будем по предложению. -Итак, мы прочитали текст, а теперь я буду задавать вопросы по этому тексту. -Ребята, скажите, куда привезли мимозу? -От чего сникла мимоза? -Как звали девочек, которые были в магазине? -Что они сделали? -Во что поставили мимозу? -Кто поставил мимозу в вазу? -Молодцы! Вы внимательно прочитали текст и правильно ответили на вопросы. | Учащиеся отвечают: Придумывают продолжение. - На картинке изображены две девочки. -Одна девочка ставит цветы в вазу, а другая смотрит и хочет помочь. - Мимоза, ваза. Учащиеся читают -Потому что в нем звук [з] мягкий. Ответы учащихся. Учащиеся читают текст. Читают мимоза. Ответы учащихся Ответы учащихся В конце предложения стоит восклицательный знак. -Мимозу привезли в магазин. -От чего сникла мимоза? -Девочек звали Роза и Зина. -Они купили мимозу. -Мимозу поставили в вазу. -Роза поставила мимозу в вазу. | Познавательные: действие моделирования, анализ фрагмента мультфильма. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |