СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Технологическая карта урока

Музыки,

проведённого в 2 В классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 4 курса группы А

Рыбачок Дарьей Петровной





Проверил:

__________Яковенко А.С., учитель 2 В класса

__________ Комарова О.А. методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за урок







Астрахань, 2022

УМК «Перспектива»

Учебник:Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. «Азбука»

Класс: 1 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: Звук [з],[з'] буква Зз.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком и буквой, обозначающей этот звуки на письме.

Планируемые результаты.

Предметные результаты: учащийся распознаёт звук[з], отражает его на письме буквами З, з, владеет позиционным чтением слов с буквой З, находит место буквы З на ленте букв; характеризует звуки [з], находит их на слого-звуковых схемах, находит букву З в словах и текстах, читает слоги, слова, предложения с буквой З и другими знакомыми буквами; составляет предложение по схеме, анализирует фрагмент.

Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи в ходе урока; задаёт вопросы по теме, отвечает на вопросы товарищей и учителя.

Личностные результаты: оценивать усваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ресурсы и оборудование: компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном.



Ход урока (технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап.

Учитель говорит:

-Здравствуйте, ребята!Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Меня зовут Дарья Петровна.

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот урок мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений, садитесь.

- Давайте зарядимся положительной энергией и улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

организация рабочего места, умение воспринимать речь учителя.

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель говорит:

-На какие две группы делятся звуки и буквы?

– На какие группы делим гласные?

– На какие группы делим согласные?


-А какие буквы вы уже проходили на прошлых уроках?

- Посмотрите на слайд и скажите, что это?

Что это за предмет?


-А теперь посмотрите на вторую картинку, кто изображен на ней? А кто же такая зебра? Кто может рассказать нам?

-А кого вы видите на третьей картинке? Кто может сказать что за предмет зонт ? (Слайд 2).




- Разделите слово замок на слоги с помощью хлопков.

- Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук.

- Какой это звук? Гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

- Правильно.


- Разделите слово зебра на слоги с помощью хлопков.

- Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук.

- Какой это звук? Гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

- Правильно.


- Разделите слово зонт на слоги с помощью хлопков.

- Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук.

- Какой это звук? Гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

- Правильно.





-Подумайте, что объединяет все эти слова?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться

сегодня на уроке?


- Молодцы!

Учащиеся отвечают:

- Они делятся на гласные и согласные.

- Гласные бывают ударными и безударными.

- Согласные делятся на звонкие и глухие и мягкие и твёрдые.

- Буквы З, К,Ё,Е,Г,П,В,Р,Т, Л,Н, С, М, Э и т.д.

- На картинке мы видим замок .

Замок-предмет, которым мы закрываем дверь.

Зебра ―животные, похожи на лошадок, только они полосатые. Каждая зебра имеет свой рисунок из чёрных и белых полосок

- Зонт- это предмет, защищающий нас от дождя.

- Мы будем учиться узнавать и находить звуки Зз”и букву, обозначающую этот звук на письме.


За-мок, 2 слога.


Замок-[з]


-согласный.

-Твердый.



Зеб-ра, 2 слог.


Зебра -[з']


-согласный

-мягкий



Зонт, 1 слога


Зонт-[з]


-согласный

-твердый






На картинке мы видим зиму, зебру и зонт. Все эти слова объединяет два звука Зз'

-Мы будем открывать новые знания, распознавать два звука Зз'.


Регулятивные:

определение и формулирование цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:

высказывание свое мнение и формулирование ответ.

Первичное усвоение новых знаний:

  1. Выделение звука. Артикулирование звука. Характеристика звука.



  1. Упражнение на слышание звука.
























































  1. Работа с буквой.

Учитель говорит:

-Ребята, откройте учебник на странице 6. Посмотрите на предметную картинку. Рассмотрите, из чего сделана новая буква?
- А почему использовали именно змея?
- Правильно! А о чём нам говорят синий и зелёный кружочки, заключённые в квадратные скобочки под буквой «зэ»? Слайд 3)

- Кто такая змея?




-Произнесите слово «змея».

-Сколько слогов в этом слове? Давайте выделим их с помощью хлопков.


-Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук.


-Произнесите звук и понаблюдайте, как он образуется.


-Какой это звук? Гласный или согласный?

- Докажите, что он согласный.


-Правильно!


- Прочитайте слоги в рамочке.

- Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук читается твёрдо: [з].
- Какие слоги не прочитали? Почему?


-Прочитайте слог и договорите его до слово, если это возможно.



- Прочитаем столбики слов (слайд 4)
- В каком слове согласный читается мягко: [з’]?

-Прочитайте слова , которые нам не подходят и объясните почему?


- Посмотрите на верхнюю картинку, что изображено на первой?(слайд 5)
- Какое это время года? Как вы это поняли?



-Давайте напечатаем слово «зима» в тетради.

-Откройте свои тетради. Отступите от числа одну клетку вниз и одну клетку вправо. Печатаем слово «зима». Помните что у каждой буквы своя клетка.

-Давайте составим схему для этого слова.

- Сколько слогов в слове?


- Какой первый звук? Он согласный или гласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Значит, каким цветом обозначим в схеме?


- Какой следующий звук?

- Каким цветом его обозначим?

-Он гласный или согласный?

-Ударный или безударный.


- Какой звук следующий?

- Какой он? Гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначим?


-Какой следующий звук?

-Какой это звук? Гласный или согласный?

-Ударный или безударный?

-Значит, каким цветом его обозначим?



-Давайте посмотрим на вторую картинку .(слайд 7)

-Что изображено на картинке?

-Давайте напечатаем это слово в тетради. Для этого отступите три клетки вправо от слова «зима» и напечатайте первую букву в четвертой клетке.

-Давайте составим схему для этого слова.

-Сколько слогов в слове?


-Какой первый звук? Он согласный и гласный?

-Ударный или безударный?

-Значит, каким цветом обозначим в схеме?


- Какой следующий звук?

-Он гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

- Каким цветом его обозначим?


- Какой звук следующий?

- Какой он? Гласный или согласный?

-Какой он? Твердый или мягкий?

- Каким цветом обозначим?



-Какой следующий звук?

-Он согласный или гласный?

-Ударный или безударный?

-Каким цветом его обозначим?

- Молодцы!



- Прочитайте строчку слов.

-Что у них общего?



-Ребята, на письме звуки [з] и [з'] обозначается буквой «З» заглавной и «з» строчной. Буква «З» обозначает два звука мягкий и твердый.

(Слайд 9)


- Кто помнит, где встречаются заглавные буквы, а где строчные?




- Приведите в пример слова, которые начинаются на заглавную «З».

– Ребята, а есть те у кого имя или фамилия начинаются на З?

- А теперь слова, которые начинаются на строчную «З».


- Рассмотрите букву З. На что она похожа?(Слайд 10)

- Давайте заштрихуем букву З и з

Раздаются листочки с напечатанными буквами.

- Одну букву мы штрихуем, синим цветом, а другую зеленым, потому что звук [з] может быть твердым [з] и мягким [з’]. Штрихуем аккуратно ровными линиями, не выходя за границы буквы.

-Молодцы! Я вижу, что все вы очень стараетесь.


Учащиеся отвечают:


- На картинке изображена змея.

-Потому что первая буква З.

-О том что буква З обозначает два звука [з] (твёрдый) и [з’] (мягкий).


Змея- это рептилия, с длинным извивающимся телом, без ног, обычно с ядовитыми зубами


Учащиеся произносят слово «змея».

Учащиеся с помощью хлопков выделяют слоги и отвечают:

- В слове два слога.

Учащиеся хором произносят слово, протяжно выделяя первый звук: «З-з-з-змея».

Учащиеся хором произносят звук и отвечают:

- Губы раскрыты. Кончик языка касается нижних зубов

- [з], он согласный.


-Потому что воздух проходит тяжело и можно ощутить вибрацию щек.



Учащиеся читают слоги.



Учащиеся читают только те слоги: зы,за,зо

-Мы не прочитали слоги зи и зе потому что согласный звук читается мягко [з’].


-Зы – не можем, за- заяц, зо-зонт, зе-зебра, зи-зима.


Учащиеся читают столбики слов.

-В слове озёра согласный читается мягко.


-Нам не подходят слова снег и сугробы, потому что в них нет звуков [з’] и [з].



-На картинке изображены избушки.


-Это зима, потому что избушка стоит в снегу.


Учащиеся печатают слово у себя в тетрадях.




-Зи-ма

- 2 слога

-[З]

-Согласный

-Мягкий.

-Зеленым.



- [и]

- Красным.

-Гласный.

-Безударный


-[м]

-Согласный

-Твердый

-Синим


-[а]

-Гласный

-Ударный

-Красным




-На картинке изображена изба

Учащиеся печатают слово в тетради.






-Из-ба

-2 слога.


-[И]

-Гласный.

-Безударный

-Красным.


-[З]

-Согласный

-Твердый.

-Синим.

-[б]

-Согласный.

-Твердый.

-Синим.



-[а]

-Гласный.

-Ударный.

-Красным.




-Учащиеся читают.

- Во всех словах звук [з] твердый.








- Заглавные буквы встречаются в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях географических объектов.


- Зина, Зоя и т.д.




-Зонт, замок, зуб, завтрак и т.д.


Учащиеся отвечают


- Буква З похожа на чайку, змею, на открытый замок, крендель.



Учащиеся штрихуют букву З и з





Познавательные:

поиск и выделение звука, структурирование знаний, анализ звуков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий.

Физкультминутка

Учитель говорит:

- Я вижу, вы немного утомились. Давайте выполним физкульминутку.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой-встанькой словно стали







-Молодцы! Садитесь.

Учащиеся выполняют физкультминутку.


Первичное закрепление:

  1. Работа с иллюстрацией.



  1. Беседа.
























  1. Составление звуковых схем слов.







































  1. Показ фрагмента.











  1. Развивающие упражнения.

Учитель говорит:

-На страницу 6 у нас есть текст, я предлагаю вам прочитать текст. А работать вы будете в парах, читая друг другу по предложению. Но текст с сюрпризом: некоторые слова зашифрованы. Проявите смекалку!

- А теперь давайте прочитаем текст в слух. Читать будем по предложению.

- А теперь давайте придумает продолжение к нашему отрывку. Даю вам пару минут подумать.

- Молодцы!

- Посмотрите на сюжетную картинку на стр.7 Кто на ней изображён? (Слайд 11)

- А что они делают?



-Найдите предметы, в названии которых есть звук [з].




-Ребята, под картинкой есть столбики слов, давайте прочитаем их.(слайд 12)

-Прочитаете только те слова, в которых звук [з] твердый.

-А почему мы не прочитали слово магазин?

-Правильно, молодцы!


-Ребята, а кто-нибудь дарили своим мамам, бабушкам или сестрам цветы?

-По какому поводу?

-А что это были за цветы?

- Я предлагаю вам прочитать текст про себя(жужащее чтение)

-Прочитайте название текста.

-Ребята, а кто-нибудь знает, как выглядит мимоза?

- Мимоза - это не цветок, а кустарник, веточки которого усыпаны ярко-желтыми соцветиями, состоящими из пушистых шариков. Высота кустарника больше 10 метров! Ствол мимозы колючий, а нежные и мягкие на ощупь листья имеют серебристо-зелёный цвет.

- Так же нам встречается в тексте такое слово как «сникла», кто-нибудь знает, что это значит?

-Сникла, это значит, веточка опустилась, завяла, наклонилась, ослабела.

-А теперь давайте прочитаем текст в слух, но перед этим, посмотрите на последнее предложение, чем оно отличается от других?

Правильно, учтите это при чтении. Читать мы будем по предложению.

-Итак, мы прочитали текст, а теперь я буду задавать вопросы по этому тексту.

-Ребята, скажите, куда привезли мимозу?

-От чего сникла мимоза?

-Как звали девочек, которые были в магазине?

-Что они сделали?

-Во что поставили мимозу?

-Кто поставил мимозу в вазу?

-Молодцы! Вы внимательно прочитали текст и правильно ответили на вопросы.

Учащиеся отвечают:








Придумывают продолжение.





- На картинке изображены две девочки.

-Одна девочка ставит цветы в вазу, а другая смотрит и хочет помочь.


- Мимоза, ваза.





Учащиеся читают




-Потому что в нем звук [з] мягкий.





Ответы учащихся.


Учащиеся читают текст.


Читают мимоза.

Ответы учащихся








Ответы учащихся






В конце предложения стоит восклицательный знак.





-Мимозу привезли в магазин.

-От чего сникла мимоза?

-Девочек звали Роза и Зина.

-Они купили мимозу.

-Мимозу поставили в вазу.

-Роза поставила мимозу в вазу.



Познавательные:

действие моделирования,

анализ фрагмента мультфильма.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель спрашивает:

- Ребята, чему вы сегодня учились?

- Что нового узнали?

- Что вам особенно понравилось?

-Где возникли трудности?

-Если на сегодняшнем уроке вы поняли тему, покажите зелёный карандаш. Если возникли трудности – желтый. А если было очень трудно – красный.(Слайд 23)

Учащиеся отвечают.





Учащиеся показывают карандаши.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

оценивание своих действий.