Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | -Ребята, давайте для начала отгадаем загадку. Говорит ворона: "Кар-р-р! У меня огромный дар-р. Всем ребятам я пример-р, Не трудна мне буква ..." (слайд 1) -Правильно, ребята! Знакома ли вам буква Р? -Как хорошо, я предлагаю вам отгадать мои загадки. Посмотрите, как идет: Точно задом наперед! Это, братцы, не пустяк! Так умеет только … слайд Поле в воде всё, вот так сюрприз! В поле для плова вырастет … . (слайд ) -Мы получили такие слова: рис, рак. Что вы заметили интересного в этих словах? -Как вы это поняли? -Правильно, звуки [р’] и [р] обозначаются буквой Р. -Молодцы! -Давайте выполним упражнение на слушанье. Я буду произносить эти слова, а вы, услышав звук [р’], будете хлопать, а услышав звук [р], тихонько топать. -РАК. РИС. -Ребята, давайте выполним звуковой анализ слова РАК. -Произнесите первый звук. -Какой он? Согласный или гласный? -Мягкий или твёрдый? -Каким цветом обозначим? -Произнесите второй звук. -Какой он? Согласный или гласный? -Каким цветом обозначим? -Произнесите третий звук. -Какой он? Согласный или гласный? -Мягкий или твёрдый? -Каким цветом обозначим? Слайд. -Ребята, давайте выполним звуковой анализ слова РИС. -Произнесите первый звук. -Какой он? Согласный или гласный? -Мягкий или твёрдый? -Каким цветом обозначим? -Произнесите второй звук. -Какой он? Согласный или гласный? -Каким цветом обозначим? -Произнесите третий звук. -Какой он? Согласный или гласный? -Мягкий или твёрдый? -Каким цветом обозначим? слайд - Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (Слайд ) - Подумайте, что объединяет все эти слова? Чем они похожи? - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Слайд 8 | -буква Р. -Да, мы её проходили на прошлом уроке. -Рак. -Рис. -Они начинаются все на букву Р. В слове рис звук [р’] мягкий, а в слове рак звук [р] твёрдый. -В слове рис звук [и] смягчает [р’] , а в словах рак , звук [а] указывают на твёрдость [р]. Выполняют упражнение. топают. Хлопают. -[Р] -согласный. -твёрдый. -синим. -[а] -гласный. -красным. -[к] -согласный. -твёрдый. -синим. -[р’] -согласный -мягкий. -зелёным. -[и] -гласный. -красным. [с] -согласный. -твёрдый. -синим. - На картинках изображены волк, вилка, весы, вулкан. - Их объединяет то, что они все начинаются на звук В. - Мы будем учиться узнавать и находить звук В и букву, обозначающую этот звук на письме. | Регулятивные: определение и формулирование цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные: высказывание свое мнение и формулирование ответ. |
Первичное усвоение новых знаний: Выделение звука. Артикулирование звука. Характеристика звука. Упражнение на слышание звука. 3.Работа со слоговой таблицей | -Ребята, откройте учебник на странице 93. Посмотрите на предметную картинку. Что изображено на ней? (Слайд 9) - Что такое верёвка. - Произнесите слово «верёвка». - Сколько слогов в этом слове? Давайте выделим их с помощью хлопков. - Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук. - Какой же это звук? Гласный или согласный? - Докажите, что он согласный. -Правильно! -Теперь посмотрите, что находится под верёвкой. Как вы думаете, что означают эти знаки? - Правильно! - Ребята, посмотрите на слоговую таблицу и давайте прочитаем её. - Молодцы! -Давайте проведём звуковой анализ слова ВОРОНА, опираясь на схему под нашей картинкой. -Кто мне скажет, кто такая ворона? - Разделите слово на слоги с помощью хлопков. -То есть, сколько слогов в слове ворона? - Произнесите слово, протяжно выделяя первый звук. - Какой это звук? Гласный или согласный? - Твёрдый или мягкий? - Каким цветом мы обозначим его в схеме? - Правильно. - Какой звук следующий? - Какой он? Гласный или согласный? - Ударный и безударный? - Каким цветом обозначим? - Какой следующий звук? - Какой он? Гласный или согласный? - Твёрдый или мягкий? - Каким цветом обозначим в схеме? - Какой следующий звук ? - Какой он? Гласный или согласный? - Он ударный или безударный? - Каким цветом обозначим в схеме? - Какой звук следующий? - Какой он? Гласный или согласный? - Какой он? Твердый или мягкий? - Каким цветом обозначим на схеме? - Какой последний звук? - Какой он? Гласный или согласный? - Какой он? Ударный или безударный? - Каким цветом обозначим в схеме? - Молодцы! - Посмотрите на вторую картинку со схемой. Что на ней изображено? Слайд тот же -А что такое вилка? - Давайте тоже составим звуковой анализ слова. -Давайте, с помощью хлопков определим количество слогов. - Сколько слогов в слове? - Какой первый звук? Он согласный или гласный? - Твёрдый или мягкий? - Значит, каким цветом обозначим в схеме? - Какой следующий звук? Он согласный или гласный? -Ударный или безударный? - Каким цветом его обозначим? - Какой звук следующий? - Какой он? Гласный или согласный? - Твёрдый или мягкий? - Каким цветом обозначим? - Какой звук следующий? - Какой он? Гласный или согласный? - Твёрдый или мягкий? - Каким цветом обозначим? - Какой следующий звук? Он согласный или гласный? -Ударный или безударный? - Каким цветом его обозначим? -Молодцы! - Ребята, на письме звук [в], [в’] обозначается буквой «В» заглавной и «в» строчной. (Слайд 10 ) - Кто помнит, где встречаются заглавные буквы? - Приведите в пример слова, которые начинаются на заглавную «В». - А теперь слова, которые начинаются на строчную «в». - У кого из вас в имени или в фамилии есть буква В? - Рассмотрите букву В. На что она похожа? (Слайд 11 ) - Молодцы! - Давайте заштрихуем букву В. Раздаются листочки с напечатанной буквой. - Сначала обводим букву, а затем штрихуем. Штрихуем аккуратно, не выходя за границы буквы. Слайд 12 - Теперь нам нужно найти букву В среди других букв (учащимся раздаются листы с напечатанными буквами) Слайд 13 | На картинке изображена верёвка. - Верёвка- тонкое и гибкое, витое или кручёное из натуральных или синтетических прядей (волокон) изделие. -верёвка. -3. Учащиеся хором произносят слово, протяжно выделяя звук: «В-В-В-ВЕРЁВКА». - [в’], он согласный. - Потому что имеется препятствие при его произношении. -Эти схемы обозначают то, что буква обозначает мягкий звук [в'] и твёрдый звук [в] Дети читают столбиком: ВА, ВУ, ВО, ВЫ, ВИ и дальше снизу-вверх Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. -ВО-РО-НА. -3. -в-в-в-ворона. - Согласный - Твёрдый - Синим - [а] - гласный - безударный - красным - [р] - согласный - твёрдый - синим. - [о] - гласный - ударный - красным - [н] - согласный - твердый - синим - [а] - гласный - безударный - красным. -вилка. -Вилка-как столовый прибор, состоящий из рукояти и нескольких узких зубцов (обычно от двух до четырёх) на одном конце. -ВИЛ-КА. 2 слога [в]-согласный. - мягкий. - зелёным. [и], гласный - ударный - красным [л] согласный -твердый -синим - [к] -согласный -твердый -синим [а]-гласный. -безударный. -Красным. -Заглавные встречаются в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях географических объектов. - Виктория, Вилия, Викторовна, Вольт. -волк, ворота, вагон. Учащиеся отвечают - Буква в похожа на велосипед, очки, крендель, бабочку. | Познавательные: поиск и выделение звука, структурирование знаний, анализ звуков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |
Первичное закрепление: Работа с иллюстрацией. Беседа. 3.Составление звуковых схем слов. 4.Развиающие упражнения | Учитель говорит: - Посмотрите на сюжетную картинку. Что на ней изображено? (Слайд 14 ) - Что делает ворона? - Правильно! -Ребята, под сюжетной картинкой у нас имеется текст. Давайте вместе прочитаем его. - о чем или о ком говорится в данном тексте? - Давайте напечатаем слово «ВОВА» у себя в тетрадях. Слайд 15 - Для этого откройте свои тетради. Отступите от числа одну клетку вниз и одну клетку вправо. Печатаем слово «ВОВА ». Помним, что у каждой буквы своя клетка. (Учитель работает у доски) - Сколько слогов в слове? Давайте выделим их с помощью хлопков. - Как мы обозначаем слоги в тетрадях? - Разделите слово на слоги у себя в тетрадях. - Какой первый звук? - Он гласный или согласный? - Твёрдый или мягкий? - Значит, каким цветом мы его обозначим? - Какой звук следующий? - Он гласный или согласный? - Ударный или безударный? - Какой цвет принадлежит этому звуку? - Какой звук следует дальше? - Он гласный или согласный? - Твёрдый или мягкий? - Каким цветом мы его обозначим? - Какой звук следующий? - Он гласный или согласный? - Ударный или безударный? - Каким цветом мы его обозначим? СЛАЙД-ПРОВЕРКА - Молодцы! - А теперь я вам буду читать загадки, а вы постарайтесь разгадать их. Кто летает выше туч? Кто коварен и могуч? Он бывает, не приметен Озорник, проказник… (слайд) – Как вы поняли, что речь идет о ветре? Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ... (слайд) – Как вы отгадали? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без ... Слайд -Как вы догадались? Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. (слайд) – По каким признакам вы догадались? - Ребята, что объединяет ответы на эти загадки? - Давайте разберём одно слово из ответов. Пусть это будет слово «вода». – Что такое вода? - Откройте тетради. Отступите одну клетку вниз и одну клетку вправо. Напечатайте слово «вода». слайд - Сколько слогов в слове? Давайте выделим их с помощью хлопков. - Разделите слово на слоги у себя в тетрадях. (Учитель работает у доски) - Какой первый звук? - Он гласный или согласный? - Мягкий или твёрдый? - Какой цвет принадлежит этому звуку? - Какой звук следует дальше? - Он гласный или согласный? - Ударный или безударный? - Каким цветом мы его обозначим? - Какой звук следующий? -Он гласный или согласный? -Твёрдый или мягкий? - Каким цветом его обозначим? -Какой звук последний? - Он гласный или согласный? - Ударный или безударный? - Какой цвет принадлежит этому звуку? | Учащиеся отвечают: - На картинке изображены ворона, веер, ведро, гнездо, в котором пуговки и дерево. -Она сидит на ветке, во рту у неё веер и вокруг вещи, которые она украла у людей. Учащиеся читают текст. -О Вове, Вике, которые пришли в поход и вороне, которая украла вилку. Учащиеся печатают слово у себя в тетрадях. - Два слога: ВО-ВА. - Мы под слогом проводим дугу. Учащиеся делят слово на слоги у себя в тетрадях. - [в]. - Согласный. - Твёрдый. - Синим. - [о]. - Гласный. - Ударный. - Красный. - [в]. - Согласный. - Твёрдый. - Синим. - [а]. - Гласный. - Безударный. - Красным. -ветер. ответы детей. -волк. - ответы детей. -воды. - ответы детей. -весна. - ответы детей. - все ответы начинаются на букву В. Вода — это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Вода — это часть неживой природы. Вода содержится в реках, озёрах, болотах, морях и океанах, а также глубоко под землёй. - во-да, 2 слога. Учащиеся делят слово на слоги у себя в тетрадях. - [в]. - Согласный. - твердый - синий. - [а]. - Гласный. - Безударный. - Красным. - [д] - Согласный - Твёрдый - Синим - [а]. - Гласный. - Ударный. - Красным. | Познавательные: действие моделирования, анализ фрагмента мультфильма. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |