Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний | В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак.. 1)звуки бывают гласные и… твёрдые и… звонкие и… 2). Звуки мы слышим и произносим, а буквы… 3). В слове столько слогов, сколько… 4). После твёрдых согласных пишутся буквы.. 5) После мягких согласных пишутся буквы… Какую букву мы называем хитрой? Почему? Прочитайте на стр. 110 тему нашей беседы. «Россия – Родина моя» Вы знаете, что такое Родина? Я вам сейчас прочитаю стихотворение про Родину, а вы скажете, какая она в стихотворении. Цветёт над тихой речкой яблоня. Сады, задумавшись, стоят. Какая Родина нарядная, Она сама как дивный сад! Играет речка перекатами, В ней рыба вся из серебра, Какая Родина богатая, Не сосчитать её добра! Бежит волна неторопливая, Простор полей ласкает глаз. Какая Родина счастливая, И это счастье всё для нас! - Расскажите, что для вас является Родиной? Какая страна? - Какой город является столицей России? - Какие государственные символы нашей страны вы знаете? - Большая ли наша страна? На каких видах транспорта можно путешествовать по ней? -Путешествуя по стране, каких животных на территории нашей страны мы можем увидеть? -А какие деревья растут в нашей стране? Работа с пословицами -На внизу страницы 110 у вас есть пословицы. Давайте прочитаем их и скажем, чему они нас учат. 1 пословица: «Русские трудом славны». Славными называют тех, кто чем-то прославился. Наша страна очень большая. Чтобы уследить за такой большой территорией, облагородить её, нужно очень много трудиться. -Почему так говорят? 2 пословица: «Жить – Родине служить». 3 пословица: «Всякому мила своя сторона». -Каждому человеку должен быть мил, город, край, в котором он живёт. -Ребята, посмотрите, под картой есть задание. Вам нужно составить рассказ со словами: Россия, Родина, Москва, Земля, и я вам в этом помогу, задавая вопросы. -На какой планете ты живёшь? -В какой стране ты родился? -Чем для тебя является Россия? -Какой город является столицей России? | -согласные -мягкие -глухие -пишем и видим -гласных -а,о,ы,у -и,е -Е. В начале слова и после буквы гласного обозначает два звука -Место, где родился, живёшь - всё это Родина. Родина, т.е. родное сердцу место. Нарядная, богатая, счастливая -Моя Родина – это Россия. -Москва – это столица страны. -у России есть символы - герб, гимн и флаг. -Наша страна очень большая. По ней можно путешествовать на поезде, машине, самолёте. -волки, зайцы, медведи … Ели, берёзы, яблони, груши… -Я думаю, так говорят, потому что, русский народ очень трудолюбивый, он славится своим трудом. -Я думаю, так говорят, потому что трудиться – значит служить родине, честно выполнять свою работу на благо своей стране. -Ещё каждый мужчина отдаёт долг своей родине, служит отечеству. -Потому что, каждый человек любит край, город, в котором он родился. Я живу на планете Земля. Родился в России. Россия является моей Родиной. Москва – это страница России. |
Первичное усвоение новых знаний. Звуковой анализ: А) Выделение звука. Б)Артикулирование звука. В)Характеристика звука. | Послушайте загадку и скажите, что это: - Круглые, румяные Мы растем на ветках: Любят нас и взрослые И маленькие детки. теперь посмотрите на стр.111. Что изображено на верхней картинке? Давайте произнесём вместе слово яблоки. (схема на доске) -Сколько слогов в слове яблоко? Давайте хлопками определим. -Какой слог ударный? Позовём слово. -Посмотри на схему. Назовём 1 слог. -Назовём только слог-слияния -Сколько звуков вы слышите? -Попробуем назвать 1 звук. Какой он? -Давайте назовём 2 звук. Какой он? й'а - это и есть слог-слияния. Таким образом, сколько мы звуков слышим? -А обозначаются эти 2 звука одной буквой Я (под схему, под первый слог-слияния букву Я) Буква Я в начале слова обозначает два звука й'а -Произнесём хором слово яблони. (схема на доске) -Сколько слогов в слове яблони? Давайте хлопками определим. -Какой слог ударный? Позовём слово. -Посмотри на схему. Назовём 1 слог. -Назовём только слог-слияния -Сколько звуков вы слышите? -Попробуем назвать 1 звук. Какой он? -Давайте назовём 2 звук. Какой он? й'а - это и есть слог-слияния. Таким образом, сколько мы звуков слышим? А обозначим одной буквой Я (под первый слог-слияния буква Я) - когда же буква Я обозначает 2 звука? | -яблоки -яблоки -3 слога -1 слог яб я 2 звука й' – согласный, мягкий а – гласный 2 звука (Произносят хором) -3 слога -1 слог яб я 2 звука й' – согласный, мягкий а – гласный 2 звука (Произносят хором) Когда стоит вначале слова. |
Б) Чтение столбиков слов. Беседа по прочитанным словам. Звуковой разбор. | -читаем слова яблоки, яблони. -как изменится слово, если будет обозначать один предмет? -Прочитаем имена. что обозначают эти слова и почему написаны с большой буквы? -А когда же ещё буква Я обозначает 2 звука? Давайте посмотрим. Звуковой разбор слова ЗОЯ (слово на доске – под ним размещаем схему) Давайте составим схему к имени Зоя (у доски) Сколько слогов в слове? -Какой слог ударный? Назовите 1-ый слог. Какие звуки слышим, какую карточку возьмем. -Произнесём последний слог -Сколько звуков вы слышите? Какие? -мы видим, что буква Я стоит после буквы гласного звука и также обозначает 2 звука й'а. Значит, буква Я обозначает 2 звука, если стоит в начале слова и после гласного. -Рая, давайте его вместе произнесём. Сколько слогов в слове? -Какой слог ударный? -Произнесём последний слог -Сколько звуков вы слышите? Какие? Давайте составим схему к имени Рая (у доски) мы видим, что буква я стоит после буквы гласного звука и также обозначает 2 звука й'а. Значит, буква Я обозначает 2 звука, если стоит в начале слова и после гласного. У вас в учебнике есть два прямоугольника с синей рамкой, давайте с помощью них составим правило: буква Я обозначает 2 звука в начале слова и после гласного и 1 звук после мягкого согласного. | 2 слога 1 слог ударный й'а 2 звука й'а 2 слога 1 слог ударный й'а 2 звука й'а Я - [а], если стоит после мягкого согласного Я - [й'а], если стоит вначале или после гласного. |
В) Чтение текста. | Мы с вами вначале урока говорили, что в нашей стране растёт много плодовых деревьев. Посмотрите на картинку. Скажите, кого вы на ней видите? -А что делают дети? -Как вы думаете, какие деревья они сажают? давайте с вами прочитаем текст и убедимся, подходит текст к картинке или нет. Прочитаем текст по цепочке по одному предложению. Как в тексте называют страну? -Какие деревья будут расти в ней? -Кто будет рад этому? -Скажите, картинка подходит к содержанию текста? Почему? Перечитывание текса, озаглавливание и техническая работа (сколько предложений, найти слова с буквой Я, определить, сколько звуков она обозначает) | -мальчика и девочку -Они сажают деревья -плодовые… -Россия -Сливы и яблони. -подходит, потому что речь идёт деревьях, о том, что их сажают. |