Просмотр содержимого документа
«Обучение как процесс»
Обучение как процесс. Основные понятия психологии обучения
Обучение – это двусторонний процесс: преподавание и учение
В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой ДП = М +Аф +АУ, где ДП – дидактический процесс, М – мотивация, АФ – алгоритм функционирования, АУ – алгоритм управления
Функции процесса обучения: 1)образовательная; 2)развивающая; 3)воспитывающая; 4)побудительная; 5)организационная
Ко мпоненты процесса обучения: 1.анализ исходной ситуации и определение целей обучения; 2.планирование работы, отбор содержания и средств достижений целей; 3.исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников; 4.контороль и корректирование работы; 5.анализ и оценка результатов обучения
Основные понятия психологии обучения
Обучение, учение, научение, учебная деятельность и развитие
Основания разграничения понятия
Обучение
По степени организованности
Организованный процесс, планомерно и сознательно управляемый
По осознанности процесса
Учение
Сознательный процесс
Научение
Как организованный, так и неорганизованный процесс
По готовности осуществления процесса ребёнком
Может быть организованным, может быть и стихийным
Сознательный процесс
Готовность к обучению у ребенка появляется в 4-5 лет
Сознательный или бессознательный
Готовность к самостоятельному учению появляется в 7-8 лет
Готовность к научению – с младенчества по типу импринтинга, условно-рефлекторному
Виды научения
Импринтинг, условно-рефлекторный, оперантный, викарный, вербальный, сенсорный, моторный, сенсомоторный, интеллектуальный