«Обучение рассказыванию по картинке и серии
сюжетных картинок».
Учитель-логопед Бойко Е.Е.
Одной из основных задач детского сада является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.
Наиболее сложным видом такой речи для ребенка с ОНР является монологическое высказывание. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную самостоятельную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует заметных волевых и мыслительных усилий. Связная монологическая речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.
Основоположники обучения детей родному языку К.Д. Ушинский и Е. И. Тихеева в своих работах обозначили роль связной речи в развитии ребенка и ее неразрывную связь с диалогической речью. Они пришли к выводу о том, что связная монологическая речь зарождается и совершенствуется в диалоге, остающегося в дошкольном возрасте ведущей формой речи. Становление связной речи выходит за рамки дошкольного возраста.
Серии сюжетных картинок используются в работе с детьми в дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания соотношения формы и содержания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению (недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи и пр.). Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И, наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Формирование умения у детей дошкольного возраста высказывать стройно и логично свои мысли - процесс трудный и многогранный, требующий внимательного отношения к проблеме становления связной речи и речевого мастерства самого педагога.
В разные годы проблемой становления связной речи занимались такие ученые как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.И. Леушина, А.А. Леонтьев, В.В. Ветрова, О.Е. Смирнова, Ф Сохин, О. Ушакова, Струнина, К. Ушинский, Е. Тихеева и другие.
Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.
Программные требования.
В программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А, Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой обучение рассказыванию по сюжетным картинам начинается с первой младшей группы, когда воспитатель внимательно наблюдает и поощряет попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о том, что изображено на картинке. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста.
Во второй младшей группе воспитатель вовлекает детей в разговор во время рассматривания картин. Обучает умению отвечать на вопросы по картине, составлять 2-3 предложения. Осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
В средней группе детей продолжают учить рассматривать сюжетные картинки. Предварительно воспитатель составляет небольшой рассказ (10-13 предложений), выделяя в нем фразы связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному объекту.
В первой половине года не всегда следует предлагать детям составлять рассказ по картинке именно на занятии по ее рассматриванию (это можно сделать на следующем занятии). Но закончить рассматривание рассказом воспитателя (образец) необходимо.
Фразы-связки постепенно помогают детям понять (пока это происходит неосознанно) что рассматривать картины надо в определенной последовательности. Это помогает им овладевать связной речью. Во второй половине года появляется много желающих рассказывать (описывать) картину. Но если детям не напоминать фразы-связки, их рассказы будут отличаться многочисленными повторениями.
К четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность, готовить детей к составлению небольших связных повествований.
В старшей группе детей учат (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, формируют умения составлять небольшие творческие рассказы по сюжетным картинам.
Основные достижения в речевом развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передней план выдвигается общение со сверстниками – это оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи.
В подготовительной группе ведется работа по совершенствованию умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. В подготовительной группе используются все разновидности рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин.
В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.
Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая сюжетную картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.
По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.
Помимо картин, назначаемых для вывешивания на стене, должен быть подбор сюжетных картин, классифицированных по темам, назначение которых — служить материалом для проведения определенных методических занятий.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин следует начинать с младшего дошкольного возраста проходя путь от простого к более сложному.