СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение решению задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Просмотр содержимого документа
«Обучение решению задач»

 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ   Байденко Инна Валентиновна

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ

АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Байденко Инна Валентиновна

  Всякая хорошо решенная задача оставляет умственное наслаждение. Г. Гессе    Цель: углубить и систематизировать знания педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач»    Трудность решения в какой - то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. (Д. Пойа)

Всякая хорошо решенная задача оставляет умственное наслаждение.

Г. Гессе

Цель: углубить и систематизировать знания педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач»

Трудность решения в какой - то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности,

нет и задачи.

(Д. Пойа)

План Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками. Этапы обучения решению арифметических задач. Структура арифметической задачи. Модели записи арифметического действия. Алгоритм решения арифметических задач. Роль умения решать арифметические задачи детьми  Байденко Инна Валентиновна

План

  • Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками.
  • Этапы обучения решению арифметических задач.
  • Структура арифметической задачи.
  • Модели записи арифметического действия.
  • Алгоритм решения арифметических задач.
  • Роль умения решать арифметические задачи детьми

Байденко Инна Валентиновна

Виды арифметических задач, используемые  в обучении детей старшего дошкольного возраста   I группа - простые задачи: дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (сложение или вычитание) - это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.    Составьте свой вариант задачи на нахождении суммы двух чисел с опорой на наглядность       Пример: На столе лежало 3 красных яблока и 2 желтых. Сколько всего яблок лежало на столе?         В меню

Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста

I группа - простые задачи: дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (сложение или вычитание) - это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.

Составьте свой вариант задачи на нахождении суммы двух чисел с опорой на наглядность

Пример:

На столе лежало 3 красных яблока и 2 желтых. Сколько всего яблок лежало на столе?

В меню

Виды арифметических задач, используемые  в обучении детей старшего дошкольного возраста   II группа - простые задачи: надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий - это задачи на нахождение неизвестных компонентов .  Пример. Даша и Катя надували шарики. Сколько Катя надула шариков, если Даша надула 2 шарика, а вместе девочки надули 5.      В меню

Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста

II группа - простые задачи: надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий - это задачи на нахождение неизвестных компонентов .

Пример.

Даша и Катя надували шарики. Сколько Катя надула шариков, если Даша надула 2 шарика, а вместе девочки надули 5.

В меню

Виды арифметических задач, используемые  в обучении детей старшего дошкольного возраста   III группа - простые задачи на разностное сравнение   задачи с вопросом «На сколько больше?» Пример. Леша вылепил 6 морковок, а Костя 1 морковку. На сколько больше вылепил Леша морковок?     Задачи с вопросом «На сколько меньше?» Пример. Маша вымыла 4 чашки, а Таня одну чашку. На сколько чашек меньше вымыла Таня?     В меню

Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста

III группа - простые задачи на разностное сравнение

  • задачи с вопросом «На сколько больше?»

Пример.

Леша вылепил 6 морковок, а Костя 1 морковку. На сколько больше вылепил Леша морковок?

  • Задачи с вопросом «На сколько меньше?»

Пример.

Маша вымыла 4 чашки, а Таня одну чашку. На сколько чашек меньше вымыла Таня?

В меню

Виды арифметических задач в зависимости от используемого наглядного материала:

Задачи – драматизации:

  • отражают жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают;
  • дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.

Задачи – иллюстрации (по картинкам, по игрушкам)

  • служат развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений в различных жизненных ситуациях

В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они подразделяются:

- на задачи-драматизации;

- задачи-иллюстрации;

- устные задачи, которые дети решают без опоры на наглядный материал.

Каждая разновидность этих задач обладает своими особенностями и раскрывает перед детьми те или иные стороны (роль тематики, сюжета, характера отношений между числовыми данными и др.), а также способствует развитию умения отбирать для сюжета задачи необходимый жизненный, бытовой, игровой материал, учит логически мыслить.

Основные требования к картинкам:

Устные задачи (без опоры на наглядный материал)

  • Простота сюжета:
  • Динамизм содержания;
  • Ярко выраженные количественные отношения между объектами

В меню

7

Байденко Инна Валентиновна

Определите вид арифметической задачи Устная задача Задача составляется на основе действий, выполняемых детьми: «Нина в одну вазу поставила пять флажков, а в другую — один флажок. Сколько флажков поставила Нина в обе вазы?» Задача - драматизация Задача - иллюстрация В меню

Определите вид арифметической задачи

Устная задача

Задача составляется на основе

действий, выполняемых

детьми:

«Нина в одну вазу поставила

пять флажков, а в другую — один

флажок. Сколько флажков

поставила Нина в обе вазы?»

Задача - драматизация

Задача - иллюстрация

В меню

Определите вид арифметической задачи Задача - иллюстрация  Устная задача Задача - драматизация В меню

Определите вид арифметической задачи

Задача - иллюстрация

Устная задача

Задача - драматизация

В меню

Определите вид арифметической задачи Устная задача Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? Задача - иллюстрация Задача - драматизация В меню

Определите вид арифметической задачи

Устная задача

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский

сад.

Посчитать мы вас

попросим,

Сколько малышей в

саду?

Задача - иллюстрация

Задача - драматизация

В меню

Этапы обучения решению арифметических задач Первый этап — подготовительный. Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Второй этап. Цель: научиться составлять задачи; понимать их отличие от рассказа и загадки; понимать структуру задачи; уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым. Обучение вычислительной деятельности и знакомство дошкольников с задачами осуществляют поэтапно, давая детям знания небольшими дозами. Третий этап. Цель: учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания В меню  Байденко Инна Валентиновна

Этапы обучения решению арифметических задач

Первый этап — подготовительный. Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами.

Второй этап.

Цель:

  • научиться составлять задачи;
  • понимать их отличие от рассказа и загадки;
  • понимать структуру задачи;
  • уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым.

Обучение вычислительной деятельности и знакомство дошкольников с задачами осуществляют поэтапно, давая детям знания небольшими дозами.

Третий этап.

Цель: учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания

В меню

Байденко Инна Валентиновна

Этапы обучения решению арифметических задач Подготовительный этап (операции над множествами) Положите 2 красных кружка, а ниже положите 4 синих. Сколько всего кружков вы положили?   Отсчитайте 6 грибов, отними два. Сколько грибов осталось?    А – 6 грибов, В – 2 гриба Круги Эйлера – Венна  Положите 4 красных кружка, а ниже положите синих на 1 меньше. Сколько всего кружков вы положили?    В меню 12

Этапы обучения решению арифметических задач

Подготовительный этап (операции над множествами)

Положите 2 красных кружка, а

ниже положите 4 синих. Сколько

всего кружков вы положили?

Отсчитайте 6 грибов, отними два. Сколько грибов осталось?

А – 6 грибов,

В – 2 гриба

Круги Эйлера – Венна

Положите 4 красных кружка, а

ниже положите синих на 1 меньше.

Сколько всего кружков вы положили?

В меню

12

Этапы обучения решению арифметических задач  Второй этап. (упражнения, задания, способствующие формированию у детей представления об арифметической задаче и ее структуре)    Задачи – драматизации д/у «Определи где рассказ, а где задача» Двое детей выполняют действия, воспитатель комментирует: У Кости было 7 флажков, Миша дал ему еще 1 флажок. Сколько стало флажков у Кости?      д/у «Задай вопрос к задаче»     д/у «Выбери верный вопрос к задаче» д/у «Задай вопрос к задаче»     В меню

Этапы обучения решению арифметических задач

Второй этап. (упражнения, задания, способствующие формированию у детей представления об арифметической задаче и ее структуре)

Задачи – драматизации

д/у «Определи где рассказ, а где задача»

Двое детей выполняют действия,

воспитатель комментирует:

У Кости было 7 флажков, Миша

дал ему еще 1 флажок. Сколько стало флажков у Кости?

д/у «Задай вопрос к задаче»

д/у «Выбери верный вопрос к задаче»

д/у «Задай вопрос к задаче»

В меню

Структура арифметической задачи: На аэродроме стояло 5 самолетов. Затем вернулся ещё один самолёт. Условие Вопрос Сколько самолётов стоит на аэродроме? 5 + 1 = 6 Решение Ответ На аэродроме стоит 6 самолётов. В меню 14

Структура арифметической задачи:

На аэродроме стояло 5

самолетов. Затем вернулся

ещё один самолёт.

  • Условие
  • Вопрос

Сколько самолётов стоит на аэродроме?

5 + 1 = 6

  • Решение
  • Ответ

На аэродроме стоит 6 самолётов.

В меню

14

Определите , являются ли предложенные  варианты задачей,  аргументируйте свой ответ Решите задачу. Сколько птиц на дереве? В задаче нет условия Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это? Это не задача. В задаче всегда требуется посчитать. В задаче должно быть не менее двух чисел. Ехал грузовик, вез мешки с я блоками. Один мешок упал. Сколько мешков осталось в грузовике? Решите задачу. На столе стояло 5 стаканов с молоком. Гриша выпил один стакан. В задаче нет вопроса В меню

Определите , являются ли предложенные варианты задачей, аргументируйте свой ответ

Решите задачу.

Сколько птиц на дереве?

В задаче нет условия

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это?

Это не задача. В задаче всегда требуется посчитать.

В задаче должно быть

не менее двух чисел.

Ехал грузовик, вез

мешки с я блоками.

Один мешок упал.

Сколько мешков

осталось в грузовике?

Решите задачу.

На столе стояло 5

стаканов с молоком.

Гриша выпил один

стакан.

В задаче нет вопроса

В меню

Третий этап. Формулировка арифметического действия Арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно. Упражнять детей в записи и чтении записи арифметического действия (Читая запись, дети скорее обнаруживают свою ошибку.) При формулировке арифметического действия можно считать правильным, когда дети говорят отнять, прибавить, вычесть, сложить. Слова сложить, вычесть, получится, равняется являются специальными математическими терминами. Воспитатель в своей речи должен пользоваться математической терминологией, постепенно приучая и детей к употреблению этих слов. (Например, ребенок говорит: «Нужно отнять из пяти яблок одно», а воспитатель должен уточнить: «Нужно из пяти яблок вычесть одно яблоко».) В меню

Третий этап. Формулировка арифметического действия

Арифметическое действие должно быть сформулировано

полно и правильно.

Упражнять детей в записи и чтении записи арифметического действия (Читая запись, дети скорее обнаруживают свою ошибку.)

При формулировке арифметического действия можно

считать правильным, когда дети говорят отнять, прибавить, вычесть, сложить. Слова сложить, вычесть, получится, равняется являются специальными математическими терминами.

Воспитатель в своей речи должен пользоваться математической терминологией, постепенно приучая и детей к употреблению этих слов. (Например, ребенок говорит: «Нужно отнять из пяти яблок одно», а воспитатель должен уточнить: «Нужно из пяти яблок вычесть одно яблоко».)

В меню

Модели записи арифметического действия Модель записи действия вычитания:   Модель записи действия сложения: В меню Вперёд 17

Модели записи арифметического действия

  • Модель записи действия вычитания:
  • Модель записи действия сложения:

В меню

Вперёд

17

У ? В меню Вперёд 18 Байденко Инна Валентиновна " width="640"

Алгоритм решения арифметической задачи:

О

+ -

Р

У

?

В меню

Вперёд

18

Байденко Инна Валентиновна

Роль умения решать детьми арифметические задачи Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т. п. Решая задачи, ребенок убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей.   Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  18

Роль умения решать детьми арифметические задачи

  • Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т. п.
  • Решая задачи, ребенок убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей.
  • Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

18

Литература Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способно­стей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лек­ций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил. Материалы сайта: http://fatihovalf.ucoz.ru/publ/fatikhova_l_f_obuchenie_resheniju_arifmeticheskikh_zadach_doshkolnikov_s_narusheniem_intellekta/1-1-0-1 Фатихова Л.Ф. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушением интеллекта

Литература

Белошистая А. В.

Формирование и развитие математических способно­стей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лек­ций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.

Материалы сайта: http://fatihovalf.ucoz.ru/publ/fatikhova_l_f_obuchenie_resheniju_arifmeticheskikh_zadach_doshkolnikov_s_narusheniem_intellekta/1-1-0-1

Фатихова Л.Ф. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушением интеллекта